В три года раз...
Из Библии также понятно, что населяли Офир потомки Сима, либо просто семиты. А вот месторасположение страны, даже ориентировочное, не обозначено. Сказано только, что «Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской... И послал Хирам (правитель тирский и библский. - Прим. ред.) на корабле собственных подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми; и направились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста 20 талантов, и привезли царю Соломону. И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира величавое огромное количество красноватого дерева и драгоценных камней».В переводе на современный язык это значит, что на побережье Красноватого моря, недалеко от Эйлата (Израиль), Соломон имел свою судоверфь, где соорудил океанский лайнер. Команду для него укомплектовали в Ливане, где правил его союзник правитель Хирам. А пассажирами были израильтяне, сами, видимо, кораблей не водившие. Вот и нанимали знающих море финикийцев.
Дальше из библейского текста следует что поставки из Офира стали постоянными, «в три года раз», и содержали в себе, кроме золота, камешков и ценной древесной породы (2 раза) слоновую кость и обезьян, и павлинов».
Золотая страна.
Развалины Ецион-Гавера на местности сегодняшней Иордании в 1937 году нашел южноамериканский археолог Нельсон Глюк. Так что место приписки библейского судна, в отличие от порта его предназначения, понятно в точности. Но куда же направлялись финикийские мореплаватели, выйдя из израильской гавани? Это задачка со многими неведомыми. Накапливай царя Соломона находили и находили всюду: в протяжении веков Офиром попеременно объявлялись все большие золотоносные рудники от Индии до Перу.
По одной из самых фаворитных версий, финикийцы, миновав Красноватое море, брали курс на юго-восток, огибали полуостров Индостан и причаливали кое-где у восточных берегов Индии. Кстати, слово «офир» на арабском значит «богатство» - так египтяне называли Индию. Такого же представления придерживался Иосиф Флавий, что подтверждает его пересказ уже обрисованных выше событий: «Соломон получил соответствующий подарок от тирского царя Хирама, который послал ему опытнейших и способных в морском деле кормчих и моряков. Этим людям он отдал приказ совместно с его своими уполномоченными отправиться в плавание в страну, которая в древности называлась Софиром, а сейчас называется Золотою страною (она находится в Индии), и привезти ему оттуда золота. Посланные вправду собрали там около четырехсот талантов (золота) и возвратились с ними к царю».
Индийская версия.
Индия по сути была величавой сырьевой державой. Еще за полторы тыщи лет до нашей эпохи там знали секреты отливки золота. Но известный германский историк Рихард Хенниг считает индийскую версию достаточно непонятной, потому что тамошние правители «вряд ли разрешили бы любым иноземным мореплавателям заниматься разработкой залежей и просто вывозить из страны богатейшие сокровища». Силовой вариант развития событий тоже нереален - для этого потребовалась бы целая флотилия, а не один-два корабля.
Многие исследователи в вопросе об Офире придерживаются африканской догадки. Вправду, полностью возможно, что направлявшиеся в Золотую страну корабли, выйдя на просторы Индийского океана, не поворачивали на восток, в сторону Индии, а продолжали собственный путь на юг, повдоль африканского берега. Они пересекали экватор, конечно, не подозревая об этом, и приблизительно в том месте, где на данный момент размещен мозамбикский порт Софала (20° южной широты), причаливали к берегу Конкретно тут туземные племена могли устроить международную ярмарку, где золото и драгоценные камешки, добытые в глубине материка - предположительно на местности современного Зимбабве, - обменивались на нечто, представлявшее энтузиазм для местного потребителя. А золото в Зимбабве добывалось давно, там были самые большие в Африке месторождения этого драгоценного металла.
В XVI веке уже нашей эпохи слухи о золотых копях в Зимбабве дошли до португальских торговцев, и спустя полста лет на поиски золота вглубь страны отправился миссионер Жуан дос Сантос. Он был уверен в том, что отыскивает упоминаемые в Библии офирские шахты царя Соломона. И хотя фурроров португальская экспедиция не достигнула, было громозвучно объявлено о том, что «библейская земля Офир обнаружена».
Эфиопская легенда.
Позднее, в XVII столетии; за безуспешные поиски копей принялись голландцы. И исключительно в 1867 году германский геолог Карл Маух натолкнулся на развалины Огромного Зимбабве - старого комплекса каменных сооружений, предназначение которого не выяснено до сего времени.
в собственном отчете Маух именовал развалины бывшим дворцом королевы Савской. Согласно эфиопской легенде, королева была уроженкой Офира и только в пятнадцатилетнем возрасте перебралась в Сабейское королевство, где стала правительницей. А имя королевы Савской, как свидетельствует Библия, плотно сплетено с биографией царя Соломона: «И пришла она в Иерусалим с очень огромным богатством: верблюды навьючены были благовониями и величавым обилием золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и дискутировала с ним обо всем, что было у нее на сердце».
В 1889 году недалеко от развалин были обнаружены большие изваяния птиц, имевших определенное сходство с изображениями на финикийских монетах. Это отдало основания считать, что отысканные руины представляют собой если не дворец королевы Савской, то по последней мере финикийскую колонию, в какой в дальной древности добывалось золото. Но в 1929 году английская исследовательница Гертруда Кейтон-Томсон обосновала, что город Зимбабве не таковой старый, как числилось. Он строился со II по XIII век, а в XVI столетии был заброшен и, как следует, государством Офир быть не мог никак.
«Африканский след».
И все таки «африканским следом» третировать не стоит Очень уж много воспримет - правда, по большей части косвенных - подталкивают нас в этом направлении. К примеру, часть северо-восточного побережья Африки - Эритрея с прилегающим к ней архипелагом Дахлак - ранее называлась государством Афер, а ее жители - аферами либо афарами. Ну и сами слова «Африка» и «Офир» очень созвучны.
И очередной косвенный аргумент: за длительное время до Соломона древнейшие египтяне своими более старыми лопатами откуда-то гребли золото. Откуда? Видимо, все из такого же Офира, находившегося кое-где в границах досягаемости. Ведь был же экономический резон у фараона Рамзеса II, правившего в первой половине ХІІІ века до нашей эпохи, проложить канал от головного рукава Нила до Красноватого моря.
В общем, догадок огромное количество. Но при всем богатстве гипотез с полной определенностью можно сказать одно: Офир существует На Марсе. Так окрестили один из тех каньонов в Равнине Мари-нера. Может быть, конкретно оттуда в исторически обозримом будущем потянется к нам череда галлактических кораблей, доверху груженных золотом. Поживем - увидим?
И.Шейнберг "Потаенны ХХ века" №5 2009 г.
================
В поисках страны Офир
Эта старая страна была известна тем, что там добывали много золота и драгоценных камешков. Согласно библейским сказаниям, ее земли населяли потомки Иоктана, предком которого был Сим. Во времена Давида и Соломона в Офир временами отплывали израильско-иудейские корабли и привозили не только лишь драгоценности, да и обезьян, павлинов, других диковинных животных, также разные пряности, красноватое дерево...
Где же находилась эта страна? Ученые теряются в гипотезах. Одна из более всераспространенных версий говорит, что она размещалась кое-где в Восточной Индии. “Офир” в переводе с арабского значит “достояние”; этим словом египтяне называли Индию. Римский историк Иосиф Флавий, создатель “Иудейских древностей”, считал: Офир есть не что другое, как индийский город Золотой Херсонес. Но еще полтора 10-ка государств и регионов претендуют на то, чтоб считаться географическими преемниками тех загадочных земель.
Для поиска ответа перенесемся на три тысячелетия вспять, когда Соломон заключил соглашение с финикийским царем Хирамом, жившим в Тире. Они дружили и условились о том, что тирские мореплаватели, очень преуспевшие в собственном деле, посодействуют выстроить флот и снарядить экспедицию в Офир. В Библии сказано, что корабли вышли из порта Ецион-Гавер, находившегося в земле Идумейской (Эдом). Это место было понятно тем, что служило одним из станов евреев во время их 40-летнего странствования по пустыне под предводительством Моисея. Через пару лет флотилия возвратилась с золотом — 420 киккар (один киккар равен 58,9 кг)...
В романе британского писателя Генри Райдера Хаггарда “Накапливай царя Соломона” бытуют золотые прииски, которые типо и были источником его богатства. Правительство евреев процветало, строились бессчетные крепости, роскошествовали придворные. Но вначале израильско-иудейский правитель, конечно, не имел золота столько, чтобы пышно украсить Иерусалимский храм. Что все-таки везли в Офир для обмена корабли Соломона?
Проанализировав библейские сюжеты и другие источники, южноамериканский археолог Нельсон Глюк с ассистентами в 1937 году устроил раскопки поблизости залива Акаба (в современной Иордании находится одноименный порт). И под слоем песка, на месте холмика, который местные кочевники-арабы именуют Телль Хелейфе, нашел развалины порта Ецион-Гавер. На широкой площадке, окруженной крепостной стенкой, было огромное количество медеплавильных печей, отлично сохранившихся с X века до н.э. Их обслуживали рабы. Интересно, что печные трубы были обращены отверстиями к северу, чтоб повсевременно дующий оттуда морской ветер помогал поддерживать нужную для плавки температуру. А позже в пустынной равнине Вади-эль-Араба отыскали выдолбленную шахту медного рудника. Глюк сделал вывод: он принадлежал Соломону.
Эти открытия посодействовали историкам совсем прийти к выводу, что конкретно Ецион-Гавер, главные ворота которого глядели на Красноватое море, Соломон преобразовал в центр по выплавке и переработке медной и стальной руды, добытой на близлежащих месторождениях. В ту эру это числилось огромным делом, указывавшим на экономическую и политическую мощь. Здесь можно поддержать предположение польского писателя Зенона Косидовского, создателя “Библейских сказаний”: Соломон сделал монополию на создание меди, что давало возможность держать на этот металл высочайшие цены и стремительно приумножать богатства. Вроде бы то ни было, Ецион-Гавер стал большим торговым портом, куда также направлялись и верблюжьи караваны из Египта, Аравии и других мест. Конкретно медь, бронзовые и стальные изделия, изготовленные в этом порту, посланцы израильско-иудейского царя обменивали в Офире на золото и другие продукты.
Многие исследователи считают: упомянутое в Библии количество золота настолько громадно, что не могло быть привезено флотилией Соломона всего из некий одной страны. И, заводя речь про Офир, находят основания для целого перечня регионов; это прилегающие к Индийскому океану Аравия, Индия и юго-восточное побережье Африки. Но в первую был проложен караванный путь. Индийские раджи сами закупали золото — его требовалось много, и собственного не хватало. Означает, Офир следует находить в Африке.
На местности современного Зимбабве (в переводе с местного наречия — “каменные дома”) давно разрабатывались наибольшие в Африке месторождения золота. В факте, что тамошние аборигены перебежали от каменного века к металлическому, минуя бронзовый, многие усматривали ввоз готового металла из-за пределов материка, а поточнее — товарообмен меж Ецион-Гавером и Южной Африкой. Спрашивается: тогда куда же Соломон вывозил медь и бронзу?
Вобщем, интересней другой факт. В 1868 году были обнаружены развалины Зимбабве. Это единственный в Африке город, построенный в древности из камня. А через четыре года меж реками Замбези и Лимпопо отыскали месторождения золота. Казалось бы, можно считать эти места финикийской колонией и — тем Офиром. Как раз за этим выводом и последовал в свое время Хаггард, взявшись за написание собственного романа. Но его создатель не дожил до 1929 года, когда англичанка Гертруда Кейтон-Томсон обосновала, что город Зимбабве не так старый, как сначала числилось. Он строился со II по XIII век и в XVI столетии был заброшен. А означает, не мог быть государством Офир.
Одни современные исследователи переносят Офир в Аравию, другие — в Мадагаскар, третьи — на дальние Соломоновы острова, лежащие в Тихом океане к Востоку от Новейшей Гвинеи. Южноамериканский ориенталист Олбрайт сделал вывод: идет речь о Сомали, где золотой песок выходит на поверхность. Высказывают и догадку насчет Эфиопии. Мол, золото добывали под землей в верховьях Нила, в районе озера Тана, откуда издревле идут дороги в сторону Красноватого моря.
Нередко споры про Офир увязывают с современницей Соломона царицей Савской, либо Южной (молвят, в Йемене находится ее усыпальница). Из дальной Аравии ее караван прибыл в Иерусалим со свитой и огромным количеством подарков. Это событие и принуждает неких мыслить, что она правила богатой государством Офир, которую в этом случае отнесли к южной части Африки и руслу реки Замбези (в переводе с местного диалекта — “река золота”). В эру величавых географических открытий португальские мореплаватели не раз докладывали про устье некоторой реки Сави, куда в порт перевозили много золота. И это заглавие ассоциировалось у их с царицей Савской. Но королева управляла саввеями — народом так именуемой Счастливой Аравии, лежавшей на юг от Палестины. Понятно, что шел караван по торговому пути, который именовался Дорогой благовоний. Он пересекал подчиненные Израилю владения, и королева, возможно, желала получить от Соломона поддержку, принеся щедрые дары. Дипломатичная миссия переросла в романтическую историю. Согласно преданию, от Соломона королева родила отпрыска. Сейчас многие абиссинцы (коренные обитатели Эфиопии) убеждены, что к нему всходит королевская династия этой страны.
НА СНИМКЕ: древная гравюра, на которой изображены Соломон и королева Савская, преподносящая дары.
Создатель: Константин Столярчук.
http://www.newsvm.com/news/13/34728/
Комментарии