Интонационное строение африканской музыки плотно сплетено с разговорной речью.
Большая часть государственных языков так именуемые тональные (в их насчитывается от 3 до 7 тонов). Слова владеют определенной тонально-высотной чертой. Смысл произнесенного зависит не только лишь от точно избранного определения, да и от интонации с которой произносится каждый его слог.
Африканская мелодика, опирающаяся, в отличие от западно-европейской, на нетемперированный строй, в каком нет акустически равных интервалов, с легкостью поглотила интонации разговорного языка. В ней содержатся чуть уловимые на слух тончайшие скольжения по интервалам наименее полутона. С разговорной речью связаны и разнообразные приемы певческой техники: нередкие вибрации, пение носовым звуком, напряженным голосом и фальцетом, улюлюканье и т. д. Особенности тональных языков сказались также и в том, что в африканской музыке преобладает мелодическое одноголосие.
Одно из основных художественно-выразительных средств африканской музыки - неподражаемо типичный активный ритм. Характерное африканцам чувство ритма позволяет им с поразительным искусством соединять воединыжды несколько контрастных ритмических рисунков, сочетать равномерные ритмические фигуры с асимметричными, добиваться эффекта энергичной динамизации ритма за счет поочередного перемещения сильной толики такта и т. д. В отличие от западно-европейской музыки многоголосье в африканской не мелодическое, а ритмическое.
Африканские барабаны
Всепоглощающая стихия ритма обусловила ведущее значение ударных в богатейшей семье государственных инструментов. Особенное место в ней принадлежит бессчетной группе барабанов.
Посреди их бытующие исключительно в Африке «говорящие» барабаны, которые употребляются как средство передачи инфы на огромные расстояния языком ритма и имитацией классической тоновой речи. Обычно африканцы употребляют пару барабанов, настроенных на высочайший и маленький тона; в Нигерии составляют набор из 5 инструментов - дундун и ганган. Благодаря различной технике звукоизвлечения - пальцами рук, ладонью, локтем, палочками, колотушками, чередованию ударов по центру и краю мембраны - исполнитель может поменять высоту и тембр звука. Корпуса «говорящих» барабанов вырезают из стволов мягеньких видов деревьев; они имеют цилиндрическую форму и две (пореже одну) мембраны.
Другие разновидности цилиндрических барабанов — изигуби и эфумбу, снабженный колокольчиками энгалаби и естественно именитые джамбеи (Djembe) изготовленные в виде кубка. Вместе с цилиндрическими употребляются барабаны конической формы. Их делают в виде чаш, фигур животных, предметов быта. Резонаторы у их полые либо немного заполнены водой. Во время выполнения огромные конусообразные барабаны ставят на землю; наименьшего размера - мурумбу и моропа - держат меж ног и под мышкой.
Большой популярностью у африканцев пользуются колокольчики и различные трещотки. Их изготовляют из высушенного кокосового орешка и тыквы, панциря черепахи и морской раковины, копыт и рогов больших животных, дерева и др. Снутри находятся высушенные зерна, косточки плодов, камни, маленькие ракушки и дробь. Инструменты держат в руках либо прикрепляют в виде юбки (из речного тростника), пояса (нередко из высушенных пальмовых листьев либо ушей газели), колье, ручных либо ножных браслетов.
Семью ударных дополняют бессчетные ксилофоны с металлическими либо древесными пластинками и резонаторами в форме сосудов из глины и тыквы. В различных африканских странах эти инструменты имеют свое заглавие: санса, кембе, мбира. Своеобразна разновидность ксилофона — дезе. 21 узкий железный язычок крепится на древесном бруске при помощи плетеной проволоки. Во время выполнения инструмент помещают в тыквенный резонатор.