Более полусотни лет назад известный палеонтолог и писатель-фантаст И.А.Ефремов описал из Архангельской области небольших пермских хищных ящеров, которых он назвал никтеролетерами, что буквально переводится как «ночной вор». Как оказалось, такие же ящеры обитали в это время и в Южной Африке.
Пермские отложения Южной Африки и севера Европейской России связаны необычными узами. Более ста лет назад геолог и палеонтолог Владимир Прохорович Амалицкий предположил, что на северной Двине можно обнаружить пермских ящеров, аналогичных тем, что встречаются в Южной Африке. Доказательств для такого предположения у него почти не было – разве что сходство пород и присутствие в обоих регионах близких пресноводных двустворчатых моллюсков. Из Африки к этому времени уже были известны находки земноводных и пресмыкающихся.В 1894 году Амалицкий изучил коллекции из Южной Африки у Британском музее, и результаты этого изучения позволили ему предсказать, что верхнепермские отложения России также должны содержать остатки рептилий, сходных с южноафриканскими. Понятно, что утверждения В. П. Амалицкого показались его современникам фантастическими. Они представляли полную противоположность установившемуся мнению о резком различии животных и растений на северных и южных материках в пермскую эпоху. Не смущаясь отсутствием поддержки и уверенный в правильности своего прогноза, В. П. Амалицкий составил программу своих исследований и приступает к её исполнению на собственные средства. И уже в 1895м году близ Нижнего Новгорода им были найдены первые кости, которые составили начало огромной уникальной коллекции. Сейчас на часть её можно полюбоваться в Палеонтологическом музее в Москве.
Изучая многочисленные скелетные останки никтеролетеров, обнаруженные в 30-е годы XX века в среднепермских отложениях Архангельской области, И.А.Ефремов обратил внимание на огромные глазницы рептилий и предположил, что те вели ночной образ жизни, питаясь насекомыми.
Долгое время эти необычные пресмыкающиеся были известны только из пермских отложений Европейской части России. Из средней перми Южной Африки указывались различные рептилии, близкие к встречающимся у нас, а вот никтеролетеров до сих пор там не попадалось. Вернее, как удалось установить ученым из Германии и Бразилии, написавшим по этому поводу статью в журнал Acta Paleontologica Polonica, их там всё-таки находили, но принимали за других рептилий.
Однако тщательное изучение одного из неполных скелетов, найденных у Южной Африке некоторое время назад, позволило отнести эту находку к «ночным ворам». Хотя от ящера не осталось почти ничего – «неполный скелет» в данном случае означает лишьнебольшую часть позвоночника, состоящую из 8 позвонков – этого оказалось достаточным для того, чтобы сопоставить находку с хорошо изученными образцами из Европейской России.
Уровень, с которого происходит данная находка – зона Tapinocephalus Южной Африки – тоже хорошо соотносится с интервалом, в котором известны находки никтеролетеров в России – а именно, с так называемым ишеевским комплексом (но в России эти ящеры встречаются также и в более древнем очерском комплексе).
Стоит напомнить, что в пермском периоде Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида образовывали единый материк Гондвану, и данная находка является первой находкой никтеролетера на всём этом гигантском континенте.