Клады всегда были связаны с множеством тайн.Например, считается, что клады охраняет нечистая сила, привидения, загадочные животные. Во многих странах существует поверье, что тайные или потерянные клады охраняют "адские" псы, что на протяжении сотен лет появляются жуткие призраки черных собак с огненными глазами.
Одна из самых известных таких легенд, находящая подтверждение и в наши дни, - пражская. Говорят, в Праге постоянно замечают несколько таких привидений, сторожащих клады. Одно видели у старой ратуши в Градчанах на Лоретанской улице, другое обитает около ротонды Св. Мартина в крепости Вышеград. Некоторые легенды утверждают, что это не стражи кладов, а посланцы Дьявола.Есть свидетельство двух очевидцев, молодой пары, которые в глухую ночь возвращались домой по закоулкам пражского Вышеграда, направляясь к Кирпичным воротам и вниз на Витонь к железнодорожному мосту. Это был 2008 год, последний день октября, два дня до "душечек" - дня поминовения усопших. На кладбище Славина у базилики Св. Петра и Павла видны проблески свечек. Через несколько шагов парень резко останавливается, а девушка пронзительно вскрикивает: на дороге, недалеко от ротонды Св. Мартина, они увидели два огненных красных глаза, за которыми угадывался силуэт огромной собаки. Темный контур был окружен странной зеленоватой дымкой.
Говорят, что такие жуткие привидения появляются во всех уголках мира. Это огромные черные псы, глаза которых пронзительно светятся красным сиянием. "Именно глаза можно первыми заметить во тьме. Многие свидетели говорят, что хотя животное темное и черное, вокруг него видно зеленоватое свечение. Иногда у них из пасти вместо языка сверкает пламя", - рассказывает писатель Отомар Дворжак, признанный специалист по привидениям, охраняющим клады.
Иногда эти "порождения дьявола" распространяют вокруг себя запах горелой серы, а когда движутся, то будто не касаются земли, только их лапы иногда высекают снопы искры. "Предание гласит: того, кто прикоснется к этим псам, вскоре постигнет смерть. По некоторым поверьям, только увидеть черного пса означало неотвратимую гибель", - вторит ему британский зоолог Карл Н. Шукер.
У жителей Британских островов вообще богатый опыт, связанный с появлением этих зловещих созданий. Здесь почти в каждой области "живет" свой "адский" пес. Например, известна легенда о черной собаке, которая бродит по Дартмурскому торфянику в английском графстве Девон. Местные жители считают ее призраком из Ада. В XIX веке именно такая легенда вдохновила Артура Конан Дойля написать детектив о собаке Баскервилей. Знаменитый Шерлок Холмс доказал, что преступник для совершения убийства использует обычную большую черную собаку, замаскированную под призрак при помощи фосфора.
В действительности объяснение этого явление не настолько простое. Профессор психологии, доктор Саймон Шервуд, работающий в Центре исследований аномальных явлений в университете Норхемптона, уже несколько лет занимается этими призрачными явлениями. Он признался, что и сам видел в детстве одного адского пса. Известия о появлении этих кошмарных призраков поступают не только из Великобритании, но также из Скандинавии, Франции, Чехии и даже Северной и Южной Америки. Неужели это - массовые галлюцинации свидетелей?
Подобные свидетельства имели место и в прошлом. Например, в августе 1577 года. Верующие в тот день собирались на утреннюю службу в юго-восточном городке Англии. Когда богослужение было в разгаре, а священник усердно читал проповедь, в боковом нефе внезапно появился зловещий черный пес. "Он напал на шокированных людей, убил двух человек и нанес тяжелые ожоги третьему. Вскоре снова атаковал верующих в соседнем костеле, а когда скрылся через двери храма, оставил на них заметные обуглившиеся полосы - следы своих пылающих когтей. Они видны на дверях костела и доныне", - так это событие описано в приходской хронике, а в конце XVI века описание появилось и в местных газетах. Что же на самом деле произошло в костеле в то роковое воскресенье? Никто не знает...
Записи Средних веков о подобных происшествиях велись очень скрупулезно. "Призрак черного пса с раскаленной цепью на шее по ночам бегает у ротонды Св. Мартина, направляется вниз и исчезает на углу бастиона, у замурованных Иерусалимских ворот, которые снаружи можно увидеть с Пршемысловой улицы", - пишет на основании старинных хроник современный чешский писатель Мартин Стейскал.
На территории первоначального городища, где позже был построен арсенал, появляется дьявольский пес с кровавыми глазами и огненным языком, волоча за собой раскаленную цепь. Согласно старым преданиям, он охраняет вышеградский клад. Там, где привидение ходит кругами, вероятнее всего находится тайный вход в подземелье вышеградской скалы. Это привидение видят до сих пор.
В других районах Праги призраки черных собак тоже появляются. "Один показывается между 11 и 12 часами ночи около старой ратуши в Градчанах и провожает испуганных поздних пешеходов до самой Лореты, где исчезает около скульптуры Св. Варвары", - рассказывает Отомар Дворжак. Может быть, призраки - это последствия каких-то давних магических обрядов?
На эту теорию проливает свет заметка, опубликованная 11 августа 1877 года в британской "Национальной газете". 2 августа вблизи очень старого городища кельтов около города Бероун найдено несколько сотен золотых кельтских монет. Именно на этом месте появляется загадочный призрак черного пса с огненными глазами. Есть ли связь между ним и найденным кладом? Многие исследователи полагают, что закопанные монеты - это "ритуальное депо", жертва кельтским богам.
Недалеко от места обнаружения клада находилось место известной языческой святыни. Может быть, кельтским друидам удалось создать призрак демонического пса, который веками охраняет их ритуальную территорию? "Когда мы соберем разные свидетельства о встрече людей с призрачными псами, то обнаружим, эти привидения находятся на строго ограниченных участках. Будто и правда привязаны к месту, которое охраняют, невидимой цепью", - пишет Отомар Дворжак. Могут ли они быть стражами, созданными с помощью магии?
Криптозоолог Карл Шукер тоже обращает внимание на то, что люди встречали призрачных собак в постоянных местах. Они появляются на старых кладбищах, на перекрестках заброшенных и деревенских дорог, поблизости от старинных развалин, мегалитических построек, старых-престарых могил или проклятых мест. Супруги Надя и Мартин Профанты в своей книге "Энциклопедия славянских богов и мифов" обращают внимание на интересный факт: археологи на многих приисках находят ритуальные могилы собак. Известно также, что древние славяне замуровывали или закапывали собак при строительстве - в виде жертвы.
"Собаку в качестве жертвоприношения можно найти в фундаментах укреплений или жилых зданий. Мертвая собака, закопанная под полом, выполняла, вероятно, магическую охранную функцию", - считают супруги Профант. В связи с этим возникает вопрос: могло ли ритуальное жертвоприношение и погребение собак в определенных местах привязать "собачьи души" какой-нибудь невидимой энергетической цепью и создать призрак? Может быть, славяне использовали жертвоприношения собак для ритуальной охраны своего участка, подобно кельтам?
Согласно сведениям археологов, во многих древних культурах есть обычай хоронить собаку вместе с его хозяином, чтобы она сопровождала его по дороге в вечность. "Все древние народы считали собаку идеальным проводником и спутником не только во время жизни, но и в мире духов - вероятно, потому, что благодаря своим уникальным органам чувств собака чует и слышит то, что за пределами человеческого внимания", - пишет Отомар Дворжак. У многих народов есть поверье, что собака может предупредить о присутствии злых духов и прогнать их прочь из человеческого жилья.
Славяне, очевидно, хорошо знали об этих исключительных способностях собак. При археологическом осмотре Турского поля между Прагой и Кралупами над Влтавой (согласно преданию именно здесь должна была произойти легендарная Луцкая война), в могиле на холме Крлиш обнаружили удивительную находку. У подножия памятника, который должен быть местом вечного покоя известного полководца Тира, был найден ритуально уложенный скелет большой собаки. Получается, что славяне похоронили Тира с его собакой? Или провели загадочный ритуал для вызывания магического охранника для могилы полководца?
В 2011 году в Англии рядом с местом, где за десять лет до этого был найден крупный клад, археологи обнаружили несколько скелетов собак. Как полагают ученые, животных приносили в жертву для того, чтобы дух собаки охранял клад от грабителей. Этот клад был очень крупным - 5 тысяч золотых и серебряных античных монет, древнеримский кавалерийский парадный шлем и множество серебряных артефактов, назначение которых представляет собой загадку для исследователей.
Самые ранние статеры (античные монеты), как утверждают нумизматы, происходят от галло- бельгийских. На вид они напоминают блюда в скифском зверином стиле. Такие монеты не имеют аналогов в Британии и стоят особняком от других. У более поздних имеется целая система надписей. Предполагается, что они означают пары имен, возможно, соправителей, либо чеканщика и правителя. Такой необычный клад никак не мог остаться без присмотра!
Все это богатство почти две тысячи лет назад - между первым и пятым десятилетием I века нашей эры - закопали жители деревушки Хеллетон, недалеко от Макет Хэрбороу, в английском графстве Леcтершир. Место окружили рвом, а около входа, как оказалось, закопали собак. Ученые нашли три скелета, расположенные один под другим. Собаки по размеру были сходны с лабрадором или овчаркой и к моменту своей насильственной смерти были очень старыми.
"Животные были закопаны головой по направлению к ценностям, чтобы "видеть" их", - говорит Вики Скор, сотрудница университета и музея Хэрбороу, где сейчас выставлены останки собак и клад. Так как нашли несколько скелетов разного времени, получается, что люди поддерживали сохранность клада достаточно долго. Сила духа собаки, как могли посчитать жители деревни, ослабевала, и на место клада отправляли нового сторожа. Но для погребения, как считает Вики Скор, могло использоваться не любое животное, а выбранное по каким- то приметам или свойствам. "История с собакой иллюстрирует ту особую связь, которая существовала между людьми и этими животными на протяжении тысячелетий", - считает Дэвид Спресон, член Совета графства Лестершир.
Что касается пражских собак, то их феномен уже десятки лет исследуют ученые разных областей науки. Однако пока так и не удалось найти окончательное объяснение этого явления. Существует много разных теорий. Кроме уже упомянутых гипотез о магических сторожах некоторые изыскатели считают призраки духами собак, которые были жестоко убиты. Современный чешский исследователь Яромир Капинус объясняет, что подобные "привидения" могли быть созданы очень сильными эмоциями.
"Индивидуальное подсознание непосредственно перед смертью послало сильные эмоциональные мыслеформы, и их энергия пропитала эти места психически, что вызывает у чувствительных людей определенные видения", - пишет Капинус. Также существует мнение, что адские псы могут быть существами, которых охраняют переход между миром живых и миром духов. Исследователи обращают внимание на то, что эти призраки появляются, в основном, в местах силовых линий Земли, и задаются вопросом, могут ли они быть созданы до сих пор неизвестными законом природы, который проявляется около этих линий?
Еще одна версия, что адские псы - явление одного порядка с шаровой молнией. О том, что между адским псом и шаровой молнией могла бы существовать связь, говорит и Отакар Дворжак. За эту версию говорит тот факт, что вокруг призрака появляются необычные световые, а иногда и звуковые явления. Эту теорию подкрепляет упомянутый выше случай в английском костеле. Костел с башнями мог оказаться антенной и при определенном электрическом напряжении в атмосфере послужить в качестве огромного аккумулятора.
"Адский пес в том случае мог быть определенным типом плазменного разряда. Мысль о том, что перед ними собака, могла внушить прихожанам окружающая молнию т.н. черная корона. Есть какие-то невидимые для наших глаз волны, которые создают впечатление черной поверхности с неровными краями, что может восприниматься как шерсть. В разрывах этой темной оболочки иногда промелькнет пылающее ядро, которое наблюдатель может принять за огненные глаза или язык", - пишет Дворжак. Но эта теория не объясняет регулярное появление адских псов в определенных местах.
Клады могут охранять призраки не только собак, но и других животных. Например, жители древнего русского города Вологда считали, что клады охраняют красные коровы или все те же собаки, только рыжие.
Кроме животных (или их призраков), клады могут охранять и призраки людей или загадочных существ. В России таких стражей называют Хозяйкой горы, Горным батюшкой или духами-кладовиками. Считается, что последние - это либо неудачливые кладоискатели, попавшие под действие проклятья, либо призраки хозяев сокровищ (например, Стенька Разин, прикованный цепью к бочонку). Еще на месте кладов иногда появлялись необычные видения, загорался огонь, возникали странные звуки и явления, заставляющие людей впадать в ступор или - наоборот - бежать со всех ног подальше.
В южных окраинах Великороссии духи-кладовики имеют и сподручных, их называли "кладенцами", и только в Севском уезде Орловской губернии главный дух, по недоразумению, не иначе, носит имя Кудиара (или Кудияра). На севере же его иногда попросту зовут "кладовым" и признают, что эти сторожа действуют всегда вдвоем: один из них действует при первом покушении на похищение клада и зовется "лаюн" (прозван так за то, что обращается во все ту же собаку, часто лайку), другой - "щекотун", оберегающий клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи.
В Беларуси этот дух превратился в маленького бога - Коншу, которого просят указать место кладов и помочь их отрыть, а при удаче благодарят, оставляя в его пользу известную часть добычи.
В славянской мифологии на кладах часто дежурят сказочные животные - змеи, ящерицы (известно даже имя одного из стражей - Полоз), филины, медведи или черные коты. А также так называемые земляные кошки, или как их еще именуют, подземные кошки. А в уральских легендах земляная кошка охраняет подземные богатства - руды и минералы. Также на Урале верили, что подземные сокровища (утаенные не людьми, а силами природы) сторожит лошадь с рогами и чугунными копытами, а рукотворные клады - пестрый бык. На кладоискателей он мычит, топает и водит рогами, но бояться его нельзя. Следует продолжать копать, и бык пропадет, как только человек дотронется до клада.
Кроме быка, на месте кладов могли появляться невиданные птицы, или жеребенок, или свинья. Если человек, встретивший такое животное, успевал стукнуть по нему рукой, видение исчезало, оставляя перед счастливчиком серебряные или золотые монеты.
Однако не все стражи такие безобидные, как эти животные. На реке Вятке близ Перми есть овраг, издревле называемый "Семиголовым". Еще в XIX веке старожилы упоминали, что когда-то этот лог использовался как удобное место для сокрытия кладов. Там жило чудовище о семи головах, пожиравшее кладоискателей. В Симбирске клады охраняла еще более экзотическая тварь: то ли медведь, то ли человек, глаза как свечи, рот до ушей, нос кривой, руки - будто грабли, рыло скошено набок, постоянно кривляется. Самое интересное, что это все не фольклор, эти описания даны очевидцами.
И вообще, как можно заметить, сторожа кладов в славянской дохристианской мифологии в большинстве своем - существа недобрые. Кстати, во многих легендах их так и называют - Недобрые. Сторожит такое существо из-за собственной любви к сокровищам, а также из-за того, что на такую "работу" его обрек человек, закопавший клад. Как бы заклял специальными заклятьями, в итоге Недобрый является кладоискателям в том виде, в каком ему повелел оставаться владелец клада. Недобрый мог явиться все той же собакой, кошкой, курицей, иногда диким зверем: медведем, волком, обезьяной с огненными глазами и крысиным хвостом, иногда чудовищем, Змеем Горынычем о семи головах. Если же клад очень большой и в нем "сокровища несметные", то такие охраняет Ховала - дух с двенадцатью глазами, которые ночью светятся и могут ослепить. Стражами кладов также нередко становились огромные волки, нападающие на кладоискателей, или лошади, пугающие людей ржанием и уводящие в чащобу, откуда нет выхода.
С насаждением на Руси христианской веры главным стражником кладов стала считаться нечистая сила. Клады теперь стерегут ведьмы и привидения, они стараются увести человека подальше от вожделенного сокровища. А если не увести - то испугать или убить. Так, например, в Воронежской губернии рассказывали, как один разбойник сложил все свои сокровища в барку, опустил ее на дно реки, а поверх насыпал курган. Скопление "кровавого" золота сразу же облюбовали черти. Перед пасхальной утреней курган отверзался и из его глубин шел колдовской свет, завлекавший православных на погибель.
Нередко охотники за кладами попадались в ловушки хитрой нечисти, охранявшей клады. Бывает, человеку удается благополучно выкопать клад. Но, принеся его домой, он видит вместо золотых и серебряных монет жалкие черепки или кучу камней. Значит, здесь тоже не обошлось без нечистой силы.
Хорошо охраняли клады бесы-кладовники и черти-скарбники, которым хозяева кладов иногда продавали свои души. Эта нечисть порой так измывалась над кладоискателями, что несчастные пропадали в глухих лесах или тонули в болотах. Кладовники призывали себе в помощь Мару, насылавшую на людей жуткие видения, и Блуда, заставлявшего искателей плутать даже в хорошо знакомых местах. (Тут мы видим редкий симбиоз православной нечисти с языческой. Видимо, хорошо умели договариваться! Вот бы людям так!)
Часто человек, перед тем как спрятать свои сокровища, заговаривал их. Он произносил или записывал условия, при которых клад может быть найден. Заговор мог быть "на первого встречного", "на счастливого" и т.д. Большой популярностью пользовался "срочный" клад (не путать со срочным вкладом!). Такие клады должны были лежать в месте захоронения определенный хозяином срок. После окончания назначенного времени, но не раньше, они могли быть найдены другими людьми. В случае если сокровища не были найдены сразу по истечении срока, то клад становился "бродячим" и стремился показаться людям на глаза. Обычно такой клад и сопровождал призрак, в руке которого горел огонек. При приближении человека привидение исчезало, оставляя на земле одну или несколько золотых монет. Так бродячий клад давал знать, где нужно копать. К сожалению, такие сокровища не приносили человеку удачи. Он либо быстро и без пользы проматывает найденное богатство, или - того хуже - бывал ограблен, а то и убит.
Случалось и так, что над кладом прочитывалось заклинание, что зарывается он на столько-то голов (не годов, а именно голов). По понятию закопавшего, клад, положенный на столько-то голов, например, "на сорок голов", причиняет сорока кладоискателям смерть, а сорок первый (сорок первая голова) получает его беспрепятственно.
Считается, что идеальной средой для произрастания всякой нечисти клады становятся в тех случаях, когда тот, кто их закопал, сделал это не с каким-то определенным зароком или заклятьем, а просто так, без какого-либо предназначения (например, чтобы не достались врагам). Тогда черти там появятся обязательно!
Так что с приходом христианства ничего не изменилось - только названия сторожей. По сути же с кладами на Руси всегда было нечисто. Золото по славянской мифологии - металл, притягивающий темную силу. А вот архаичные традиции, свойственные европейцам, - ставить на охрану клада покойника, принося человеческую жертву над ямой с золотом, - встречаются в славянском фольклоре редко. На Западе же клады нередко оборачиваются людьми, и наоборот - люди (те самые принесенные в жертву покойники) сами становятся кладами. Облик кладов в европейской традиции непостоянен - к примеру, он может стать девушкой и попросить поцеловать ее, а при отказе превратится в бочку и уплывет по реке.
Кстати, такие "мобильные" клады - уже не "талант в земле", а скорее воплощение удачи. Они сами приходят к человеку и дают возможность моментально обогатиться. Для этого необходим лишь один удар - рукой или любым другим объектом (веретеном, символом ведьм, реже камнем). Иногда клады ставят более сложные условия. Например, одной француженке практически в наше время явилась золотая мера и предложила обменять себя на мужа, в ответ на что была послана куда подальше.
В славянской мифологии вместо таких людей - живых, покойников или приведений - практически всегда фигурируют животные. Именно в них по прошествии времени оборачиваются клады и выходят на поверхность. Их можно поймать и превратить назад в деньги: зачурать ("чур меня, чур") либо помолиться и ударить зверя палкой по голове, отчего тот должен рассыпаться на монеты. "Животный" клад называется "счастливым", поскольку показывается на глаза лишь счастливому человеку (логика, согласитесь, железная и неоспоримая).
Еще славянские и европейские клады, кроме собак, кошек и некоторых других животных, роднит огнедышащий дракон. Чаще всего он охраняет клад не земляной, а пещерный. Считается, что драконы известны своей страстью к золоту и драгоценностям. Они воруют золото у людей, а также у других существ - гномов, эльфов и т.п., и стерегут свою добычу до конца жизни (а живут драконы фактически вечно, если только их не убьют), но никогда не попользуются даже самым дешевым колечком.
Но самое интересное в мифах разных народов, но особенно славянских, - это объяснения появления клада в земле. То, что его кто-то когда-то закопал - всего лишь одно из объяснений, и не самое частое. Считается, что золото, как темный по энергетике металл, в земле было всегда. Поэтому мифология древних славян никогда не объясняла происхождение кладов рационально. Они хранились в земле "исконно". Их древность подразумевалась автоматически и выступала главным залогом магических свойств кладов. Клады считались практически одушевленными - по крайней мере, говорилось, что они даются в руки не каждому, а открываются конкретным людям или в назначенный срок.
Те же представления сохранились и с приходом христианства, и теперь вокруг кладов появились чисто религиозные мотивы: когда настанет конец света, все клады выйдут наверх, но некому будет их брать - деньги людям будут уже ни к чему.
Именно поэтому все сокровища чаще всего оказываются проклятыми и не приносят счастья тем, кто их найдет, причем эти верования уже не славянские, а, так сказать, общемировые. Один из самых ярких примеров - золото Нибелунгов, поскольку, как справедливо подмечено в "Золотом теленке" Ильфа и Петрова, "все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем".