Исследователи из России, Канады, Швеции, Монголии, Китая сделали вывод о 95%-й вероятности существования «снежного человека». Это означает, что каждый из жителей Югры в любое время может лицом к лицу столкнуться с реликтовым гоминидом. Такие случаи в ХМАО уже были.
Совсем недавно в результате продолжительного, кропотливого и глубокого анализа ученые установили, что гоминид - это промежуточное звено между обезьяной и человеком. Вспомните, ведь основная идея Ч. Дарвина как раз и состоит в том, что человек есть ничто иное, как гоминид с разумом, развитым в процессе эволюции. Думаю, нет смысла включаться в спор по данному поводу, учитывая то, что современная антропология пересматривает гипотезу Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Одним словом, проблема повисла в воздухе. Конечно, по-разному можно относиться к многочисленным свидетельствам «очевидцев». С одной стороны, им можно верить, потому что описания «снежного человека» людьми из разных стран и регионов России поразительно совпадают до самых мельчайших деталей. Вряд ли это обстоятельство можно назвать плодом внушения писателей-фантастов, ведь в качестве визави гоминид являлся людям в разные времена на протяжении столетий. С другой стороны, образ огромного страшного человека мог отражать прирожденные страхи, скажем, перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами и т. д. Вполне возможно, что за «снежного человека» в некоторых случаях принимались люди с неестественным волосяным покровом или просто одичавшие люди. Но как быть с тем, что 29 августа 2002 года сразу несколько человек одновременно были очевидцами лохматого чудища на границе Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов? В 50-х годах его видели бегающим по лесу некоторые жители Сургутского района. Его так и назвали - «Лесбег». Повторяю, сам я никакого «Лесбега» никогда не видел, но мне посчастливилось разговаривать с теми, кто видел существо, у которого «глаза горят, как два изумруда, а звериный оскал напоминает добродушную улыбку». Вот как описывает свою неожиданную встречу с гоминидом геолог-нефтяник Л.И. Морозов. Первое, что он отметил - нет, не размеры незнакомца, а отвратительный запах, исходящий от него. И рост его был обычный, не намного превышающий метр 70 см. Широко расставленные дикие глаза, изо рта выступало что-то, напоминающее пару клыков. Морозов успел подумать: «То ли бродяга, то ли одичавший человек». Он тогда (было это в августе 1961 г. в Монголии) не знал, что даже в экстремальной ситуации отшельник или заблудившийся человек, как бы долго ни скитался, не обрастает волосами, тем более сплошь. На вышке всю эту картину наблюдал дежурный, не в силах понять, что происходит внизу. Наутро, выслушав рассказ о необычайном посетителе, рабочие-монголы начали смеяться, наперебой утверждая, что «снежный человек» здесь появляется довольно часто и что ничего плохого людям он не делает. Просто он такой любознательный, все ему хочется посмотреть и потрогать. Все в вахте были бородатые, а у Морозова лысина. Видимо, это обстоятельство и напугало гоминида, который с громким криком убежал и больше сюда никогда не придет.Млекопитающих, принадлежащих к отряду приматов, чудом сохранившихся с доисторических времен, воочию видели в урочищах Кон-динского района. Причем эта «честь» выпала на долю простых малограмотных охотников, которые не читают книг, не смотрят телевизор и не слушают радио. Одно время ходили слухи, что «снежного человека» застрелили где-то под Тобольском, но проверить этот факт не было никакой возможности, ибо все необычное в нашем мире держится во мраке секретности, видимо, до тех пор, пока не появится свой, доморощенный Эдвард Сноу-ден. Зато в Центре изучения «снежного человека» канадской провинции Манитоба утверждают, что за последние 30 лет «йети» (гомини-ды) встречались жителям Канады около 400 раз. Наконец, в ходе расследования причин гибели группы Дятлова, которое продолжается до сих пор, все большую основательность обретает версия нападения на становище «страшного существа, с ног до головы заросшего волосами». Кроме того, тибетские монахи утверждают, будто «йети» (СЧ) владеет волевым контролем, то есть гипнозом, и может даже остановить деятельность мозга человека. И это они испытали на себе уже не раз.
Как «снежный человек» оказался на реке Пим, что в Сургутском районе, я, честно говоря, не знаю. Я только читал о том, что приставка «снежный» отнюдь не означает, что гоминид обожает суровый сибирский климат. Доподлинно известно, что лохматые «ребята» предпочитают южные края. А возле речки Пим свил себе гнездо какой-нибудь беглый «йети». И все-таки, почему снежный? Все объясняется просто. Так назвали его благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест. Они обнаружили пропажу пищевых запасов, а затем услышали душераздирающий радостный крик, и на одном из заснеженных склонов в глаза им бросилась цепочка больших следов, похожих на отпечатки человеческой ступни.
Недавно мне друзья показали копию видеофильма, героем которого является «снежный человек», случайно попавший в объектив кинокамеры путешественников где-то в Гималаях. Подлинник был изучен специалистами Центрального НИИ протезирования в Москве, которые констатировали характерность походки «бигфута» (СЧ), подчеркнули ее естественность и возможность исключить какие-либо подозрения в «механистичности» ее. Последнее означает, что демонстрировалось не виртуальное существо, не робот, а настоящее живое создание загадочного происхождения. Профессор института физкультуры Л.Д. Донской отметил походку «бигфута», как нетипичную для человека, а скульптор Н.А. Лавлин-ский доказал, что снятое на пленку чудовище не может быть загримированным актером. Такие вот дела. Действительный член Географического общества А.И. Рыжиков на одном из заседаний научного совета вообще привел столько убедительных доказательств реального существования «снежного человека» в Западной Сибири, что коллеги приняли его доклад стоя и под грохот оваций. Между прочим, такое в научной среде бывает крайне редко, особенно, сегодня, в пору реформации Российской Академии наук. Будем надеяться, что под шумок перестройки академической системы не прикроют строительство уникального Центра - резиденции «Снежного человека» на горнолыжном курорте в Кемеровской области.
Вернемся к упомянутому видеофильму. Я увидел существо, поразительно точно совпадающее своей внешностью с многочисленными описаниями свидетелей. Гоминид отличается от современного человека более полным и мускулистым телосложением, заостренной формой черепа, длинными руками, малой длинной шеей и массивной нижней челюстью. У него относительно узкие бедра, характерен густой волосяной покров по всему телу черного цвета (говорят, что бывают рыжие, белые и даже седые). Усы и борода у него очень редкие и короткие. Гоминиды хорошо лазят по деревьям, живут обычно в пещерах, лесные чудища строят гнезда на ветках деревьев, предпочитают растительную пищу и очень любят яблоки.
Очевидцы утверждают, что ростом «снежный человек» от среднего человеческого до трех метров и более. Вчера в сквере видел одного такого. Правда, он сидел не в гнезде, а на скамейке, ростом был пониже, траву не щипал и не грыз яблоко. Он жадно глотал водку из горла и рычал, как «снежный человек» с речки Пим в Сургутском районе.
А если говорить серьезно, то реликтовые гоминиды, по мнению ученых, живут небольшими группами, в основном семьями. Их везде называют по-своему: «йети», «энжей», «бигф-ут», «алмасты». В России, в частности в ХМАО, их кличут «лешими» или «авдошка-ми». Интересно, если «ав-дошка» - это он, т. е. мужик, то и название «леший» ему вроде как тоже подходит, а если женского рода, то как надо обращаться? Лешая, что ли? Я ведь не зря иронизирую. Многие видели «лесных женщин». Одну из них даже удалось приручить жителям деревни Тхина в Абхазии.
Ее назвали Заной. Она не обладала способностью говорить. Кожа у нее была черной, все тело покрыто волосами, а выражение лица как будто принадлежало животному. Рослая, массивная и широкая, она до старости физически почти не менялась: у нее не выпадали зубы, не просматривалось седин в черной гриве. Даже зимой она ходила без одежды, а подаренные ей платья клыками рвала на куски. Она неоднократно рожала от жителей селения. Дети рождались вполне человеческого типа. Два сына и две дочери росли как обычные люди. Последнего из них похоронили в 1954 году. А Зана в тайне от всех ушла умирать в лес.
Пришла в этот мир ниоткуда и ушла из него в пустоту. Грустная история, аж сердце щемит. Кстати, все время за этой семьей наблюдал академик Б.Ф. Пор-шнев, издав впоследствии свои впечатления отдельной книгой.
У Мопассана есть рассказ, в котором он описывает случай, происшедший с писателем Тургеневым. Тот купался в реке и, выбравшись на берег, вдруг нос в нос столкнулся с огромным волосатым существом. Это был реликтовый гоминид. В голову прозаику почему-то пришла странная мысль хватить лохматого верзилу за ногу.
«Снежный человек» отпрянул, долго смотрел на мокрого Тургенева большими, пылающими огнем глазами, потом вдруг улыбнулся и неторопливо зашагал прочь. Все было так неожиданно, что Иван Сергеевич не успел сообразить, кто это только что был перед ним. Запомнилась лишь улыбка. Нельзя сказать, что она была красивой и нежной. Но то, что она была доброй, классик запомнил хорошо. На всю оставшуюся жизнь запомнил.