Военные уже не раз могли поставить все точки над «i» в историях о снежном человеке и обеспечить ученых если не трупом, то хотя бы костями и шкурой реликтового гоминида. Известно несколько случаев, когда в гражданскую и Великую Отечественную войны военными были убиты или захвачены в плен странные волосатые «люди».
Схватка басмачей с дикими людьми
В июле 1925 года в горах Таджикистана красноармейский отряд под командованием Михаила Степановича Топильского преследовал банду басмачей. Пытаясь оторваться от красноармейцев, банда уходила все глубже в труднодоступную горную область. На 18-й день погони, когда отряд Топильского остановился на ночлег, часовой заметил на другой стороне широкой ледниковой трещины троих людей.Командир стал рассматривать в бинокль подозрительную троицу. Велико же было его удивление, когда он увидел не басмачей, не пастухов, а самых настоящих диких людей. Это было семейство — высокий и крупный самец, самка и детеныш. Один из бойцов предложил попугать «волосатиков» из пулемета, но Топильский запретил стрелять. Тем временем самец, видимо, почуял или услышал людей, он что-то нечленораздельно прокричал, и семейство быстро скрылось в скалах.
Через несколько дней отряд вошел в контакт с противником: басмачи из засады открыли огонь. Однако сила была на стороне красноармейцев, остатки банды укрылись в пещере, которая была заблокирована людьми Топильского. Басмачам предложили сдаться, они должны были дать ответ через час. Неожиданно в пещере раздались выстрелы, и почти сразу от стрельбы обвалился ледяной козырек, нависающий над входом. Только одному раненому басмачу удалось спастись. Пленный рассказал, что когда шло обсуждение ультиматума, из дальней части пещеры появились жуткие волосатые существа. Между басмачами и снежными людьми, которые жили в пещере, закипела яростная схватка, ее-то и прервал обвал.
"Чтобы найти главаря банды с документами, красноармейцы стали разбирать завал и натолкнулись на труп волосатого существа. К счастью для исследователей снежного человека, М. С. Топильский подробно его описал: «На первый взгляд мне показалось, что предо мной труп обезьяны: он был покрыт шерстью. Но в то же время труп оказался похожим на человека. Мы неоднократно переворачивали труп на живот и на спину, измеряли. Тщательный осмотр трупа, произведенный нашим лекпомом, исключал допущение, что это был человек. Существо было мужского пола, ростом 165—170 сантиметров. В целом цвет его шерсти был серовато-бурый, шерсть весьма густая, хотя и без подшерстка. Меньше всего волос — на ягодицах, из чего лекпом сделал заключение, что существо сидит, как человек. Больше всего волос на бедрах. На коленях волос совсем нет, заметны мозолистые образования. Вся стопа и подошва совершенно без волос, покрыта грубой коричневой кожей. Плечи и руки покрыты волосами так, что густота их уменьшается к кисти, причем на тыльной стороне кисти волосы еще есть, а на ладони совершенно отсутствуют
Убитый лежал с открытыми глазами и оскаленными зубами. Цвет глаз темный. Зубы очень крупные, ровные, без сильно выступающих клыков. Над глазами очень мощные выступы — надбровья. Сильно выступающие скулы. Нос приплюснутый, с глубоко вдавленной переносицей. Уши безволосые, кажется, более заострены кверху, чем у человека. Нижняя челюсть очень массивная. Убитый обладал мощной грудью, сильно развитой мускулатурой. В строении тела мы не заметили отклонений от человека».
Очень странные «японские разведчики»
Еще до Великой Отечественной войны в 1939 году произошел военный конфликт в районе реки Халхин-Гол. Советские войска вместе с монгольскими разгромили японцев, вторгнувшихся на территорию Монголии. Во время работы комиссии по изучению вопроса о существовании снежного человека при АН СССР профессор Б. Федоров записал рассказ работника Московского электромеханического завода Колпашникова, который участвовал в боях на Халхин-Голе в Монголии.
«Я служил начальником особого отдела 8-й отдельной Краснознаменной мотобригады. Как-то мне позвонили и сказали, что ночью были убиты два японских разведчика. Выехал на место происшествия и там увидел два трупа. Они походили на человекообразных обезьян. Тела неравномерно покрывала шерсть коричневого цвета. Руки были непропорционально длинными. Часовой доложил, что, увидев две фигуры на гребне бархана, приказал остановиться и дал предупредительный выстрел. «Разведчики» бросились бежать, и тогда красноармеец начал стрелять по ним. Я, конечно, знал, что на территории Монголии обезьяны не водятся. Подошедший старый монгол не выразил удивления и сказал: «Это дикие люди, которые живут в горах. Неизвестно, зачем они пришли сюда…»
Кстати, в архиве Комиссии по изучению вопроса о снежном человеке есть сведения, что в 1937 году советский маршал П. С. Рыбалко своими глазами увидел дикое человекообразное существо в районе озера Лобнор. Китайский офицер сообщил ему, что кавалеристы поймали «дикого человека» и держат его в обозе. Павел Семенович решил посмотреть на необычного пленника. Волосатое человекоподобное существо лежало привязанное к повозке. Увы, и эта встреча реликтового гоминида с военными оказалась для него роковой: после восьми дней пути дикий человек умер возле города Курля, не выдержав дороги.
Этот суп офицеры не ели
Как журналисту мне несколько лет назад попало в руки очень интересное письмо от М. В. Митрофанова, опубликовать тогда его не удалось, но, понимая всю важность изложенной в нем информации, я его сохранил, и теперь вы можете с ним ознакомиться.
«В школе, где я учился, был музей боевой славы. Частыми нашими гостями были ветераны. И так вышло, что с одним из них я вскоре оказался соседом. Это был полковник в отставке, окончивший танковое училище еще в 1936 году, затем участвовавший в вооруженном конфликте на Халхин-Голе, а с 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны, окончил войну в 1945 году заместителем командира танкового полка.
Он любил поговорить, вспомнить свою боевую молодость, а я очень любил послушать его неспешные, даже убаюкивающие, но в то же время невероятно интересные рассказы. И беседы наши продолжались много лет, до самой его смерти. Один из его рассказов я хочу пересказать. Не знаю, в какую форму это лучше облечь, но попытаюсь от третьего лица.
Весной 1940 года, когда уже отгремели бои на Халхин-Голе, наши части находились на территории Монгольской Народной Республики, а мой сосед был, если не ошибаюсь, начальником передвижной танкоремонтной мастерской.
Однажды часовые заметили постороннего человека недалеко от расположения подразделения (это в степи, где населенных пунктов не было верст на 100 кругом) и стали его преследовать. Он попытался скрыться. Солдаты открыли огонь и ранили «неизвестного». Каково же было их удивление, когда в кустах между сопками они обнаружили огромную обезьяну! Животное было ранено, истекало кровью, его притащили в часть. (Основная масса солдат была из крестьян, поэтому обезьяну они не видели никогда.)
Командир же части тоже, очевидно, не блистал общим образованием и рассудил так: «Мы же в Азии, за границей! А в Азии, за границей, точно живут обезьяны. Я сам в книжках читал». Поэтому появление гигантской обезьяны в монгольской степи ни у кого не вызвало недоумения.
Мой сосед же, все-таки москвич, с техническим образованием, словом, достаточно интеллигентный человек, понимал, что в Монголии нет и быть не может никаких обезьян, а уж тем более человекообразных. К тому же вырос он на Красной Пресне и детство свое (по его словам) провел в зоопарке, куда пацаны залезали через забор. И обезьян-то, конечно, видел немало.
Одним словом, он понимал, что это не обезьяна, да и не походила она, эта тварь, на обычную обезьяну. Но… грамотному человеку зачастую очень сложно бывает что-либо доказать неграмотному.
Сосед попытался что-то сказать, но понял, что это «глас вопиющего в пустыне». Так и осталось это существо для всех обезьяной. Через какое-то короткое время оно умерло, наверное, от потери крови.
Самое интересное было дальше. Снабжение войск было затруднено. То есть продукты были неплохие, а вот доставить их в условиях бездорожья было очень трудно, как сказал сосед: безводная степь на сотни километров — это хуже болота. О свежем мясе и речи вообще не было. И командир части распорядился убитую «обезьяну» отправить… в котел.
Официально ее вроде бы закопали, а на самом деле освежевали и наварили супа. В столовой это блюдо значилось как «суп с мясом конским»… И прошло! Съели и живы были! Такая вот невероятная история!
Я, конечно, попросил соседа-полковника поподробнее описать это существо. Вот что он смог вспомнить: огромное, выше самого высокого человека, похоже, очень сильное, лохматое, шерсть свалявшаяся, бурая. А самое главное, черты, которые рассказчик не смог сформулировать точно. Это существо очень было похоже на человека. Обезьяна — она и есть обезьяна, животное, которое с человеком не спутаешь никогда. Стонало оно как-то по-человечески. Лапами шевелило — очень похоже на жесты человека. А глаза! Посмотришь — вздрогнешь, вроде бы как осмысленные, и смотреть в них страшно, но почему именно страшно, рассказчик объяснить не смог. Никаких попыток «заговорить» с людьми, как я понял из рассказа, существо не делало.
Полковник-сосед закончил свой рассказ так: «Все-таки, в любом случае, это был не человек, даже не дикий, это было животное».
Да, я упустил, что существо было мужского пола, но с половыми органами гораздо меньшими, чем можно было ожидать, судя по общим габаритам тела.
Не верить полковнику у меня не было никаких оснований.
Возможно, кому-то эта история покажется невероятной, но я ей верю. В жизни порой происходят до того фантастические вещи, что данный случай на их фоне выглядит реальнее реального.
Кстати, где-то в начале нового тысячелетия в одном из журнальчиков мне попала на глаза любопытная статейка. «Фермер слопал снежного человека» — такое название статьи, конечно, не могло не привлечь моего внимания. В ней сообщалось, что Вилли Хендовер, фермер из Айдахо, возвращаясь домой на своем пикапе, сбил на дороге какое-то крупное животное. Посчитав его за медведя, он прихватил тушу домой (зачем добру пропадать!), разделал ее и забил мясом свой холодильник. Хотя по внешнему виду медведь показался Вилли каким-то странным, он не стал морочить себе голову, и вся фермерская семейка пару недель объедалась «медвежатиной», сетуя лишь на некоторую жестковатость мяса.
Шкуру Хендовер отнес в кожевенную мастерскую, вот там-то ему и сказали, что она никак не могла принадлежать медведю… Хозяин мастерской настоял на передаче шкуры в местный университет. Ученые, обследовав ее, заявили, что такое животное науке неизвестно. «Шкура вполне могла принадлежать снежному человеку!» — заявили эксперты…
Вот эта история, на мой взгляд, может оказаться выдумкой. Хотя американские фермеры только в кино очень умные, красивые, сексуальные и пуленепробиваемые, в жизни среди них очень много весьма ограниченных парней, могут и обезьяноподобного человека с медведем перепутать… Вопрос только в шкуре: если она попала к ученым, то о таком веском доказательстве существования бигфута должны были писать и говорить не меньше, чем о знаменитом фильме Паттерсона о снежном человеке. Раз этого нет, значит, скорее всего, мы имеем дело с обыкновенной газетной уткой.
Расстреляли на всякий случай…
О следующей истории не раз писали, но, так сказать, для полноты раскрытия темы, остановлюсь и на ней. Случилось это в Дагестане в 1941 году. Патрульная группа, которая задерживала всех подозрительных личностей (искали дезертиров, диверсантов и шпионов), поймала рядом с лесом странного волосатого мужчину без одежды, который тащил кочан капусты под мышкой. Задержанного доставили в аул. У военных появилось подозрение, что шкура на нем надета или приклеена для маскировки… Вызвали врача, чтобы он дал свое заключение. Осматривал задержанного подполковник медицинской службы В. С. Карапетян. Вот что он вспоминал:
«Единственное, что я мог сказать о том существе, которое стояло передо мной, это то, что оно было мужского пола, без одежды и без обуви. И это вне всяких сомнений был человек, потому что всем своим обликом это существо было похоже на человека. Однако его грудь, спина и плечи были покрыты спутанными волосами темно-коричневого цвета. Волосяной покров на теле этого существа был похож на шерсть медведя, его длина составляла от 2 до 3 см. Ниже груди шерсть у существа была реже и мягче. Запястья рук были грязны и покрыты шерстью. На кистях рук и пальцах ног волосяного покрова не было».
«Этот человек стоял совершенно прямо, руки у него свободно висели вдоль туловища. Его рост был выше среднего и составлял примерно 180 см. Он стоял передо мной как великан, грудь его выступала вперед. Пальцы у него были толстыми, сильными и казались очень большими. В целом он казался гораздо крупнее, чем любой из местных жителей».
Карапетян дал заключение, что задержанный является «диким человеком неизвестного вида» и подозревать в нем шпиона или диверсанта нет никаких оснований. После этого Вазген Сергеевич вернулся к себе в часть. По его мнению, задержанного, скорее всего, передали в военную контрразведку. В некоторых источниках прямо пишут, что дикого человека (на всякий случай…) расстреляли…