Снежный человек

Время первых свидетельств о существовании снежного человека насчитывает уже не одно тысячелетие. Однако по-настоящему интерес к данному феномену проявился лишь в XIX столетии.

Удивляла обширность ареала распространения этого не то животного, не то человека. Наверно, будет проще сказать, где его не встречали. В каждом регионе снежного человека назы­вают по-разному: в Гималаях — это йети, в Китае — йерен, в Северной Америке — сасквач, или бигфут, в Индии и Непале — лесной человек, в Австралии — йови, или йаху, а также просто волосатый человек.

Можно было бы предположить, что с тех пор, как люди узнали о нем, его должны были бы изучить вдоль и поперек. Но, несмотря на множество версий и учас­тие в дискуссиях авторитетных ученых, официально его существование не подтверждено.

Самое раннее историческое упоминание о йети неразрывно связано с древнегреческим философом Плутархом. Он рас­сказывал, как солдаты военачальника Суллы поймали сатира, описание которого сильно смахивает на пред­полагаемый облик снежного человека. Еще в Ветхом Завете имеется упоминание о «волосатых могучих существах охоты», отличающихся от человека волося­ным покровом по всему телу, резким запахом и стран­ным голосом.

В Коране говорится о том, что следу­ет милосердно относиться к недочеловеку. Историк Древней Греции по имени Ктесий в V в. до н. э. в опи­сании Индии засвидетельствовал, что в Гималаях живут человекообразные дикие животные. О «тварях» в горах Азии знал и римский писатель Плиний Старший в I в н. э. Индийская поэма «Рамаяна», датируемая III—IV вв., содержит упоминание о демонах под назва­нием «ракшасы», внешность которых, по описаниям, также совпадает с предполагаемым портретом лесного человека.

У древних шумеров в эпосе «О Гильгамеше» (III в. до н. э.) встречается упоминание человекооб­разного существа Энкиду. Среди 10 ООО петроглифов и 12 наскальных рисунков в горах Средней Азии воз­растом примерно 7000 лет ученые обнаружили много рисунков снежного человека. Непосредственными очевидцами явления странных существ были такие известные люди, как Карл Линней, Геродот, Юрий Рерих, Николай Пржевальский.

В 1661 г. в дар поль­скому королю Яну II Казимиру преподнесли пой­манного в литовско-гродненских лесах дикого чело­века. По внешнему виду ему было около 14 лет, его тело обильно обросло волосами, говорить он не мог. Впоследствии жена монарха приручила «необычного мишку», который даже научился выполнять некоторые работы на кухне. В XVII в. один из исследователей феномена снежного человека по имени Ян Редвич издал в 1674 г. специальное сочинение, посвященное неведомой зверушке, в котором собрал множество оценок и наблюдений очевидцев.

Снежный человек

Поисками и иссле­дованием снежного человека занимается криптозоология— наука о скрытных животных, о существовании которых нет прямых доказательств, а только показа­ния свидетелей и косвенные улики. В качестве осно­вателя криптозоологии фигурирует зоолог Бернард Эйвельманс. Штаб-квартира Международного обще­ства криптозоологии базируется в городе Тусон амери­канского штата Аризона.

Советский Союз тоже создал специальную науку, посвященную изучению снежного человека, — гоминологию. Подобные вопросы обсуждались на самом высоком уровне.

При Академии наук имелась соответс­твующая комиссия во главе с профессором философии Б. Ф. Поршневым — автором нескольких томов со свидетельствами встреч с неизвестными гоминидами.

Впрочем, судьба комиссии была похожа на многие другие — ее попросту разогнали, посчитав гоминологию лженаукой. Вскоре Поршнев умер от сердечного приступа, но дело его не погибло, а было продолжено учениками.

Так, Дмитрий Ю. Баянов собрал группу последователей. В течение 40 лет он изучал снежного человека и вполне закономерно стал одним из наиболее крупных специалистов по йети в мире. Немалый вклад в разгадку его тайны внес доктор биологи­ческих наук профессор П. И. Мариковский.

Любопытно, что в «Атласе снежного человека» В. Ю. Макаров, по результатам наблюдений, делает вывод, что в последнее время снежный чело­век понемногу перебирается в Россию. Например, с недавних пор его стали наблюдать в цент­ральных регионах: Ленинградской, Московской, Саратовской, Кировской областях.

Несколько десятков лет проблемой бигфута за­нимался кандидат биологических наук, член Все­российского географического общества, участник мно­жества экспедиций по Средней Азии, посвященных поискам человекообразных существ, В. Ю. Макаров. Он написал большой труд под названием «Атлас снеж­ного человека», в котором сведена информация, накопленная человечеством за много столетий наблюдений за ним.

По данным немецкого ученого В. Зиберта, составившего карту территорий, где чаще встречается йети, к ним относятся Кавказ, Забайкалье, Канада, Калифорния, Гималаи, Памир, Чукотка. Австрийский зоолог Ф. Зак сопоставил многочисленные свидетельства и выяснил, что средний рост снежного человека составляет 2 м, масса взрослых особей варьируется от 150 до 250 кг, окружность головы — около 700 мм.

Со снежным человеком часто встречаются альпинис­ты, туристы, поэтому его иногда называют «черным альпинистом». Считается, что первый европеец столкнулся с йети, когда покорял самую высокую гору на Земле. Британский военный Ч. К. Говард-Бери с группой соратников взбирался на Эверест в 1921 г. На высоте 7 км они увидели несколько странных созда­ний, а подойдя поближе, смогли разглядеть на снегу большие отпечатки ступней, каждый из которых был в 3 раза больше человеческой.

В рукописях XVII в. име­ются свидетельства испанских завоевателей Америки о человекоподобном животном с жесткой шерстью. Индейцы называли его саскватчем. В начале XIX в. исследователь Девид Томпсон в Скалистых горах увидел следы ступней снежного человека, длина которых равнялась 35,5 см, а ширина — 20 см. Когда Девид стал расспрашивать об этом местных индейцев, то пора­зился тому, насколько пренебрежительно те относятся к саскватчу, видя в нем всего лишь громоздкую неук­люжую и противную разновидность человека, самую низшую его форму.

В 1905 г. в Северной Калифорнии местный индеец Джонни Тестер длительное время смотрел за тем, как бигфут-папа обучал детенышей плавать и удить рыбу, используя для этого острые палки.

А в 1924 г. в местечке Келсо штата Вашингтон рубщики леса неожиданно отказались выходить на работу. Как выяснилось, лес они валили на дальнем участке Каскадных гор. Там на них напали боль­шие волосатые дикие люди, кидавшиеся камнями. Вооружившись, проверяющие отправилась на место происшествия. Хижина работников действительно была разрушена, а вокруг на земле виднелись отпе­чатки огромных ступней.

В 2003 г. лесник по имени Дип Марак в течение трех дней наблюдал за йети, пре­бывая в густых джунглях Индии. Ему удалось заполу­чить обрывки волос с тела существа. Впоследствии он передал их образцы британской телекомпании ВВС, сообщив, что рост чудища достигал 3 м, цвет его — черно-серый, вес — примерно 300 кг, а в рацион входят плоды растений, коренья, древесная кора.

Ученые, исследовавшие волосы, однозначных выводов сде­лать не смогли. Но эксперт по человекообразным обезьянам Иэн Редмонд заметил, что представленные волосы невероятно сильно напоминают другие такие же волосы, предположительно с бигфута, собран­ные побывавшим на Эвересте сэром Э. Хиллари.

Как заявил ученый, «мы теперь наверняка знаем, что эти волосы не принадлежат азиатскому черному медведю, они не принадлежат дикому кабану и не похожи на шерсть различных видов макак. Эти волосы остают­ся загадкой. Я также могу подтвердить, что если эти волосы действительно принадлежат йети, то у них, как и у людей, волосы секутся!»

Исследователи сошлись на том, что образцы принадлежат неизвестному виду приматов. Исходя из имеющихся сведений можно говорить о том, что свидетельства очевидцев по пово­ду внешнего облика йети не всегда однозначны. Если одни рассказывают о больших быстрых животных ростом до 4 м, то вторые, наоборот, подчеркивают маленький рост (до 1,5 м), пассивность и размашистые движения руками при ходьбе.

Однако все согласны с тем, что телосложение у бигфута плотнее, чем у чело­века, череп заостренный, руки длинные, шея корот­кая, челюсть массивная. Все тело у снежного человека в волосах, окраска серая, черная или рыжая, лицо темное. Наиболее вероятно, обитают они в районах снежной кромки, которая служит своего рода грани­цей между горными ледниками и лесными массивами.

Они могут жить в пещерах или в гнездах на дереве. В пищу употребляют грызунов и лишайники, причем зверьков они освежевывают и потрошат, что свиде­тельствует о близости их к человеку. С людьми ведут себя настороженно. Если голодны, то могут и при­близиться. При потенциальной опасности животное производит громкий лающий звук.

По утверждению китайских исследователей, снежные люди даже могут делать примитивные орудия и плести корзины. Исходя из этого можно предположить, что речь идет о релик­товом гоминиде. И такая точка зрения является хотя бы в некоторой степени научно обоснованной.

Ученые из Академии наук СССР считали снежного человека приматом из деградировавшей ветви неандертальцев, который сумел дожить до наших дней. Впрочем, тео­рия об инопланетном происхождении йети тоже имеет право на существование, как и предположение, что это гость из параллельной вселенной. Кое-кто даже счи­тает его результатом эксперимента по скрещиванию человека с обезьянами.

В любом случае рядом с нами живут эти существа. И от встречи с ними не застрахо­ван никто. По этой теме имеется слишком много сви­детельств и вполне серьезных научных исследований, чтобы отмахиваться от этой загадки.

Похожие статьи: