Тамплиеры Чабкъунна калъа

Загадочные вторженцы на Кавказе были воинственны, безлики и безымянны Очень глубочайшая и волнующая, на мой взор, потаенна, обозначена этим именованием — Кубачи. И она еще пока практически не выявлена, не обозначена даже пунктирным контуром гипотез. Сначала поэтому, сама потаенна принадлежит Европе, к тому же средневековой, крестоносной, но она спрятана очень далековато от пределов Запада. Кубачи — поселок городского

Загадочные вторженцы на Кавказе были воинственны, безлики и безымянны Очень глубочайшая и волнующая, на мой взор, потаенна, обозначена этим именованием — Кубачи. И она еще пока практически не выявлена, не обозначена даже пунктирным контуром гипотез. Сначала поэтому, сама потаенна принадлежит Европе, к тому же средневековой, крестоносной, но она спрятана очень далековато от пределов Запада. Кубачи — поселок городского типа (а ранее аул) Дахадаевского района Дагестана; сюда можно добраться автобусом из Дербента. Люд кубачи — это одна из веток даргинцев, и язык их — одно из 12-ти даргинских наречий, нахской группы. На данный момент кубачинцев около 3-х тыщ. Сами кубачинцы называют собственный аул суровым именованием Угбуг, что значит «убийцы, губители». Но, вобщем, имеется в виду не свирепость кубачинцев, а непобедимое кубачинское орудие. В Кубачи живут мастера, которым нет равных. Они исполняют любые тонкие работы с металлом, но их призванием, сначала, всегда было орудие и доспехи; но это не просто ремесло, а сакральное искусство, философия, если угодно — мистика. Слава кубачинского орудия — распространилась на весь мир. С VI века в арабских источниках упоминается заглавие Зирихгеран. Это заглавие на фарси значит «страна тех, кто делает доспехи», по-русски выходит нечто вроде «бронники» либо «кольчужники». Около 1467 года в первый раз упоминается имя Кубачи (либо Гюбечи), слово это тюркское, значит «бронники, изготовители доспехов». Все три имени аула и живущего в нем народа означают одно — ремесло. И в этом странность: выходит, что кубачинцы — люд без старого, извечного наименования. Но еще есть одно имя, 4-ое. Соседи (лакцы, кайтаги и лезгины) кубачинцев именуют удивительно — пранг-капур, другими словами франки. Более того, сами угбуги-кубачи считают, что их род из Франции. Первым о потомках европейцев на Кавказе сказал полковник Иоганн Густав Гербер (погиб в 1734 году), — он побывал в тех краях в 1727 году. Спустя полста лет академик Иоганн Антон Гильденштедт (1745–1781) в описании собственного путешествия по Кавказу сказал, что в Кобачи живут потомки генуэзцев. Они бежали в горы от войск Чингисхана в 1220–1230-х годах, длительно оставались христианами, потерпели гонения, прятались и только после длительных преследований приняли ислам. Делая упор на эти известия, в 1782 году в Кубачи добрались пасторы Грабш и Груль, миссионеры Церкви Моравских братьев. Они возлагали надежды, что кубачинцы являются потомками германцев и чехов, воинов Яна Гуса и что они сохранили вероучение первых гуситов. Напрасно — ни 1-го гусита в ауле не нашлось. В 1797 году в Кубачи побывал путник, учёный, романтик и мистик граф Ян Потоцкий (1761–1815), создатель известной «Рукописи, отысканной в Сарагосе». В его записях подтверждается легенда о пранг-капурах. А в 1834 году в Дерпте (сейчас Тарту, Эстония) вышла книжка некоторого В. Бранкеля на германском языке — «Детальные сведения о кубачинцах, горцах Кавказа, как возможное, происхождением германцев». В устных рассказах, которые были зафиксированы в Кубачи в протяжении XIX и XX веков, в целом повторялась одна и та же версия. Обычно говорится, что французов было 40. Их вызвал из Франции или шах Ирана, или кумыкский шамхал из Тарки (сейчас Махачкала). А сами пранги называли себя карбуки. Совершенно рядом с Кубачи есть аул Харбук. Его нередко называют младшим братом Кубачи. В средние века тут тоже была крошечная страна-община — Шандан (другими словами «сталь» по-даргински). Сотки лет в Шандане ковали клинки, а декорировали их в Зирихгеране. Грузинский историк Лука Исарлов (1817–1893) в наинтереснейших «Письмах о Грузии» (1899) сказал: [В 1830-х годах] кобачинцы нередко приезжали в Тифлис к католическому префекту, патеру Филиппу, как к французскому священнику, рекомендуя себя потомками франков. ... Они демонстрировали патеру Филиппу древние рукописи, писанные на пергаменте, объясняя, что эти пергаменты остались от их протцов, франков, что религия их была того народа, на языке которого писаны эти пергаменты, сохраняемые ими, как святыни, хотя они сами стали уже мусульманами. Рукописи были писаны на латинском языке. Главноуправляющий барон Розен, к которому кобачинцы являлись нередко, расспрашивал их через ... лезгинского переводчика. Он хочет был выслать к ним ... патеров ... для воззвания кобачинцев в христианство; но это не состоялось.

Кубачинские предания флегмантично перешагивают через очень принципиальный вопрос: когда конкретно появились предки-пранги? Всё пропадает в клубящихся туманах, обозначенных словосочетанием «очень давно». Но есть одно достаточно четкое свидетельство — в грузинских анналах. В собственных «Письмах» Исарлов цитировал одну статью. Ее создатель, историк Моисей Джанашвили, нашел выписку из Дворянских списков царя Ираклия II (2-ая половина XVIII века), где сообщается вот что: Князья Чолакашвили происходят от генуэзских итальянцев... Одному из предводителей понравилось местечко Гемри в Дагестане, куда он и переселился со обилием народа; их сейчас именуют геноэлами (генуэзцами) и кобачи. Предводителя этих генуэзцев дагестанцы окрестили Чолага (практически Левша). Но потому что Чолага, имея огромное количество баранты и рогатого скота, травил пастбища и стеснял местных обитателей, то по этой причине, аборигены восстали против него, ограбили его и изгнали. Чолага со всем своим семейством по Дербентской дороге прибыл в Грузию, к царю Жоре в 1320 году. Правитель Жора принял его очень благорасположенно, потому что сам Чолага и его праотцы много услуг оказали Грузии и царям ея; и по сей причине Правитель утвердил их в княжеском достоинстве и подарил им имения в Кахетии. Чолокашвили — одна из самых звучных в истории Грузии фамилий. Это ветвь рода Ирупакидзе, родословная их древнее XIV века. Но никакого генуэзца Чолаги в их родословной нет. Вот почему это сообщение осталось без внимания. Заслуженно, — на 1-ый взор. Не считая того, генуэзцы, черноморские негоцианты-мореплаватели, никогда не забирались в такие глубины Кавказа, хотя такие слухи и прогуливались. Ощутимых следов франков в Кубачи не найдено — ни лингвистических, ни археологических. На этом основании к началу ХХ века странноватое предание было презрительно отброшено академической наукой. На мой взор — очень поспешно. Все сообщения сходятся в одной позиции: франки пришли из Ширвана (в то время — Иран, сейчас Азербайджан), основались в Дербенте, но оттуда их изгнали. Потом франки углубились в горы. И вот что почти все может разъяснить: на какое-то время франки захватили власть в Зирихгеране. Конкретно поэтому они и утвердились в памяти кубачинцев как праотцы. Совершенно недолго, но Кубачи и правда был франкским. Итак, 1-ые годы XIV века. Зирихгеран тогда был свободной республикой — джамаатом. Семь аулов — Даца-Мажи, Дешлижила, Муглила, Анчи-Бачила, Кубасанила, Шахбана-махи, Бикай — приютились в ущельях. Главный аул, сегодняшний Кубачи, в те времена был горной крепостью, в хоть какое время готовой отразить удар неприятеля. О том, каким был воинственным старенькый Кубачи, помнят и сегодняшние обитатели. По преданию, весь аул окружали ужасной высоты и толщины стенки, а над ними довлели кальа, — башни, круглые и многогранные. Было их (снова же, по преданиям) двенадцать. На данный момент можно отыскать следы 5 башен. Явственно над всем аулом еще возвышается только основная башня, Къунахъла калъа. Раз в год общее собрание Зирихгерана избирало семь старейшин. Это и было правительство, штатское и военное. В это время, судя по всему, основная часть обитателей Зирихгерана принадлежала к старой христианской Албанской церкви. Но вокруг уже смыкался ислам. Всего в 10 километрах по прямой находится Кала-Курейш, большой высокогорный замок; в те времена — столица набирающего силу страны, Кайтагского уцмийства (Хайдак). Правитель кайтагских племен, носивший титул уцмий («знатный» по-арабски), вел род от арабов, прорвавшихся в эти края еще за четыреста лет до того. И, соответственно, Кайтагское уцмийство был опорой ислама в тех местах. В 100 километрах к западу, на Каспийском море, стоит старый город Дербент. Там правил ата-бек, наместник правителя Ширвана, довольно сильной державы. В свою очередь Ширваншах был вассалом Иль-хана (таковой титул носили властелины большого в те времена Ирана). А Кайтагское уцмийство — вассал хана Величавой Орды, кочующего по Волге. Таким макаром, крошечная республика оружейников оказалась к началу XIV века зажатой меж 2-мя бесжалостными гигантами: одна империя простиралась от Каспия до Индийского океана, а другая — чуть не до Ледовитого. Более того, можно считать, что эти империи — два крыла мировой державы, татарской: и хан Величавой Орды, и Иль-хан были потомками Чингисхана: с 1304 года в Иране правил Олджайту-хан, а в 1312 году власть в Орде захватил Узбек-хан из Белоснежного Дома. Конкретно в 1-ые десятилетия XIV века в этих империях восторжествовал ислам. Обитатели Зирихгерана приняли ислам в 1305 году. О том, как это вышло, сведений практически нет. Сначала прошедшего века была найдена могильная плита, а на ней — надпись, из коей следует, что в Кубачи в 1305 либо 1306 году был убит и похоронен Хасан ибн Мухаммад ас-Садик аш-Ширвани, шейх Сухравардия, очень могущественного иранского суфийского ордена. Как следует, в это время сухравардийские воины-мюриды из Ширвана атаковали башни Зирихгерана. В Кубачи победно ворвался ислам из крепости Кала-Корейш. Предания говорят, что Зирихгеран изо всех сил сопротивлялся. Конкретно в эти годы и появились в Кубачи загадочные вторженцы. Ясно только, что они были воинственны, раз смогли захватить власть, и знатны, по другому гордый правитель Грузии не принял бы их ко двору. Как досадно бы это не звучало, пока для нас кубачинские пранги-карбуки все еще безымянны и безлики. В XIV веке в Европе было много тех, у кого были предпосылки бежать за границы христианской цивилизации, вглубь Азии. Очень очень искушение представить, что кубачинские франки — тамплиеры, рыцари Ордена Христа из Храма Соломонова. Основная опора этой версии — это финал франков в Зирихгеран из Ирана. На этой позиции сходятся все известные записи предания о франках: они пришли из Ирана, позже основались в Дербенте и были оттуда изгнаны, а поэтому углубились в горы. Понятно, что около 1307 года из-за сплетения восточных войн навечно прервалась старая персидская дорога на Тебриз, с Запада — в недра Востока. И фактически никто из европейцев не сумел просочиться так глубоко в Иран в то время. Не считая тамплиеров. В 1-ые годы столетия Иран решительно находил союза на Западе в противоборстве общему противнику. В 1306 году римский Папа воспринимал послов Иль-хана: шли переговоры о новеньком совместном крестовом походе. Орден Храма, непримиримый, все еще ведущий свою войну на Востоке, был надежным союзником. Марсель Лобе в «Трагедии тамплиеров» утверждает: «В последующем [1300] году Жак де Моле совместно с госпитальерами принял роль в недолгом походе против мусульман, приготовленном монгольским ханом Газаном. Жак де Моле возглавил один фланг монгольской армии». О том же писал Филипп Грувелль (Philippe Grouvelle): « В 1300 их [тамплиеров] еще лицезрели сражающимися в одной из армий Татар против Сарацин» (в книжке Ph. G. Memoirs historiques sur les Templieres. Paris, 1994). В 1307 году началось ликвидирование Ордена, и некие тамплиеры смогли бежать. В том числе безо всяких следов пропали рыцари из восточных командорий, с берегов Адриатики и Эгеи. Полностью естественно, если некие из их пользовались не так давно проложенной Орденом тропой в глубины Востока. И может быть, если приглядеться, можно отыскать следы кубачинских прангов. До сего времени близ аула находятся древнейшие могилы — там, по преданию, лежат 40 батыров, которые погибли в сражении с шейхом Кала-Корейш. Они все из братства Ак Бильхон. Это явление совсем особенное для Кавказа, нигде, не считая как в Кубачи, неизвестное. Ак Бильхон в современном произношении — «гуалла акь букьун»; другими словами Альянс Холостяков.

Их было всегда 40. Они жили в Чабкъунна калъа (Чабкан-ци), Наступательной башне. Во время войн в Кубачи оружейники собирались в ополчение, но они всегда только обороняли аул. Батыры (батырте — «смелые») штурмовали, преследовали, нападали из засад и в плен сдаваться права не имели. Старейшины отбирали в это воинское общество самых сильных и бесстрашных мальчишек, в большинстве случаев с разбойничьими наклонностями. Война была не просто их профессией, а целью всей жизни. Они подчинялись серьезным уставам и только после сорока лет могли жениться. Альянс Холостяков окружало всеобщее пугливое уважение. Даже в XIX столетии Ак Бильхон все еще сохранялся, правда, практически в подполье, вопреки воле русского начальства. Правда, батыры собирались только каждые три года на три денька, последний раз — в 1913 году. И стали жениться намного ранее сорока лет. И может быть, вот это странноватое, выжившее до ХХ рыцарское братство и есть единственное в Кубачи наследство пранг-капур, вторженцев с Запада. Кирилл Серебренитский, Телеграф «Вокруг Света»: Что еще поглядеть по данной теме... Кислый город in История Рф Кислый город Пойдет речь о жемчужине Кавказа, об одном из самых узнаваемых городов-курортов в Рф. Тут проходило северное ответвление Величавого шелкового пути, бывшие хозяева этой земли ушли жить в ... Путешествуем по Кавказу in География Путешествуем по Кавказу У нас новенькая рубрика "Е-экскурсия". Мы будем путешствовать сейчас не сходя с места, посещать другие страны, музеи, достойные внимания места. Итак, наша электрическая экскурсионная поездка. Ведь ...