Тетрис меняет мозг с неизвестными последствиями для разума
Конфигурации в процессе опыта в толщине коры мозга в подопытной (слева) и контрольной (справа) группах. Стрелками отмечены в особенности заметно приросшие участки (жёлто-красный цвет). Это главный, но далеко не единственный результат необычного опыта (иллюстрация Richard J. Haier et al.).
Не довольно кто колеблется в способности видеоигр развивать мышление. Вопрос в том — на каком уровне это
Конфигурации в процессе опыта в толщине коры мозга в подопытной (слева) и контрольной (справа) группах. Стрелками отмечены в особенности заметно приросшие участки (жёлто-красный цвет). Это главный, но далеко не единственный результат необычного опыта (иллюстрация Richard J. Haier et al.).
Не довольно кто колеблется в способности видеоигр развивать мышление. Вопрос в том — на каком уровне это происходит и каких непосредственно улучшений стоит ждать от занятий за монитором. 1-го представления тут нет. Пока одни учёные удивляются быстрым переменам в строении мозга, зафиксированным у испытуемых в опытах, другие предостерегают коллег от поспешных выводов.
"Структура мозга еще больше оживленна, чем оценивали ранее", — заявил исследователь Ричард Хэйер (Richard Haier) из Калифорнийского института в Ирвине (UC Irvine). Вместе со своими сотрудниками из канадского института Макгилла (McGill University) и американской исследовательской организации Mind Research Network Хэйер провёл ряд опытов, показавших, что неизменная игра на компьютере может вызывать физиологические конфигурации в мозге человека.
Плюсы и минусы открытых перемен ещё предстоит оценить стопроцентно: в какую сторону и что непосредственно улучшается — большой вопрос.
Как и ряд нейрофизиологов до Хэйера, американский учёный использовал культовую игру "Тетрис". Кажется, что в силу относительной простоты этой игрушки она не может заметно сказаться на умственных способностях испытуемых. Каково же было удивление исследователей, когда они отыскали, что всего три месяца игры (причём только по 1,5 часа в неделю) привели к увеличению толщины коры мозга у подопечных. Не всей, естественно, коры, а определённых участков.
В общем, если бы у старенькых гоминидов были видеоигры, они стали бы сапиенсами намного ранее. Или нет? Но по порядку.
В роли подопытных выступили девушки-подростки. Предпочтение слабого пола разъясняется тем, что у мальчишек в среднем еще больший опыт в видеоиграх и долгая практика, а они могли повлиять на результат опыта.
15 дам нередко играли в "Тетрис", а 11 "контрольных", соответственно, — нет. При всем этом различного вида сканирование мозга (функциональная магнитно-резонансная томография в том числе) проводилось как до опыта, так и по ходу опыта, и по окончании трёх месяцев, само собой.
Выяснилось, что некоторые участки коры у игроков после опыта возросли по толщине и плотности (выросло серое вещество — нервные клетки и снабжающие их капилляры). В особенности отличились поля Бродмана 6 (в левой фронтальной доле мозга), 22 и 38 (в левой височной доле).
"Шестёрка", как считается, отвечает за планирование сложных движений, а "22/38" — за обобщение инфы от органов чувств. Подобные участки у контрольной группы не показали никаких существенных перемен.
Можно было бы сделать обыденный вывод: в рост пошли те районы, которые более интенсивно были задействованы в процессе игры. Но не всё так просто. Сканирование также показало, что тренировка в "Тетрис" вызвала конфигурации не только в количестве нейронов отдельных участков коры, ну и в уровне активации разных её зон, происходящей во время игры.
Сравнив картинки у "игроков" поначалу их трёхмесячной "сессии" и в конце, создатели работы узрели, что фактически по всей коре имеются участки, нейронная активность которых существенно переменилась (у контрольной группы ничего такого не наблюдалось). Причём в одних зонах активность выросла, в других, что совсем уж любопытно, — упала.
И совершенно сбило с толку экспериментаторов то, что эти регионы с завышенной и пониженной активностью не совпали с участками, нарастившими свою толщину.
Учёные рассудили, что снижение активности некоторых участков может говорить о том, что мозг научился (применительно к "Тетрису") действовать нормально и не включать ненужные районы коры. Но тезис о повышении эффективности обработки сигналов, прямолинейно следующей за наращиванием числа нейронов, разбивается об уже упомянутое несовпадение зон со снижением активности и участков, нарастивших массу серого вещества.
Карта роста толщины коры (красные участки), наложенная на карту перемен в работе нейронов. Повышение активности клеток показано зелёным, снижение – голубым. Детали этого исследования можно найти в статье в BMC Research Notes (иллюстрации Richard J. Haier et al.).
Может, мозг просто начинает работать чуть-чуть по другому, обучаясь использовать новые коммуникации меж несколькими зонами? Это всё только гипотезы. Непосредственно никто ещё не может сказать — какие поля какую роль играют в процессе выполнения задачи с падающими в стакан фигурами.
Ясно только, что игра способна повлиять как на распределение клеток в мозге, так и на их активацию. "Понимание работы мозга никогда не было обыденным, — говорит Хэйер. — Мы знаем, что "Тетрис" изменяет мозг. Но мы не знаем, отлично ли это вам". Другими словами, одни только перемены в нейронах ничего не молвят о сдвигах в работе памяти или в уме.
И тут стоит сравнить достижение Ричарда с другими похожими исследованиями. К примеру, учёные узнали, что игры-стрелялки наращивают зоркость, делают лучше способность мозга перерабатывать визуальную информацию и могут даже послужить способом корректировки зрения. Работа с компютером вообще мобилизует возможности мозга. Показали же как-то исследователи, что веб-сёрфинг полезнее чтения книг.
Но перекидывать от этих личных случаев мостик к выводу "игры всегда делают лучше мозги" рановато. Об этом молвят начинатели нового предприятия — Brain Test Britain experiment, организованного BBC в рамках телевизионной программы Bang goes the theory.
В последние годы набирают популярность компьютерные игры, известные как "тренеры мозга" (brain trainers). Задачки на внимание или реакцию, не очень сложные головоломки и математические ребусы, игры в слова, в общем – масса различных способов проверить расторопность работы машинки, скрытой под черепной коробкой.
BBC желает выяснить — как в действительности такие "тренинги" изменяют мозг. Пользующаяся популярностью медиакомпания запускает крупнейший опыт в данной области — в нём смогут принять роль все зарегистрированные пользователи старше 18 лет.
Им предложено в течение 6 недель, не реже трёх раз в неделю по 10 минут играть в разные "развивающие программы" в онлайне. Спецы же будут собирать статистику результатов (за подготовкой опыта стоят, как нетрудно додуматься, не телевизионщики, а ряд экспертов по нейронаукам из исследовательских центров Британии).
Создатели "народного" опыта отмечают, что до сих пор фактически нет надёжного научного подтверждения эффективности brain trainers. Другими словами — понятно, что наловчившись играть в какую-то игру, вы будете управляться с ней всё лучше и лучше. Но означает ли это, что стала лучше работа (строение) мозга? Совершенно нет. Плюсом можно посчитать только тот случай, когда тренировка такого рода помогает улучшить результаты человека в других "приложениях".
Если вы поднаторели в судоку, это означает только то, что вы поднаторели в судоку. Если вы научились отлично сбивать тарелки с пришельцами, значит, вы отлично научились сбивать... И наименее того.
А возвращаясь ко всё тому же "Тетрису"... Долгая игра в него, очевидно, наращивает ваш средний результат в данной игре (число набранных очков), но об улучшении состояния (или эффективности работы) собственного мозга вы сможете говорить, только если обнаружите, что после "Тетриса" вдруг стали лучше запоминать слова или быстрее решать математические задачки в уме.
Потому устроители Brain Test Britain предусмотрели принципное условие: поначалу опыта испытуемый проходит некий тест на сообразительность и быстроту мышления, который принципиально отличается от задачек, служащих тренировочными программами. После 6 недель тренинга человек должен снова будет пройти проверочный тест.
Предполагается, что сравнение его результатов поначалу и в конце поможет вычислить тот "незапятнанный" результат для мозга. Если он окажется положительным — можно будет сделать вывод, что последствия тренировки мозга могут сказаться и на решении им других типов психологических задач.
Не считая того, английские спецы предостерегают от определенного толкования результатов магнитно-резонансного сканирования (как в прошедшем исследовании).
"То, что мы видим на этих сканах, это просто мера энергии, которую мозг употребляет при выполнении тестов. Это не является доказательством того, что мозг обучается или даже изменяется в хоть какой форме", — считает Джессика Грэн (Jessica Grahn) из исследовательского центра наук о мозге Кембриджского института (Cognition and Brain Sciences Unit).
Британцы надеются, что число испытуемых составит несколько тысяч, так что на этом фоне легче будет изловить закономерности. А 1-ые выводы Brain Test Britain должны показаться весной 2010 года, но проект на этом не свернёт деятельность. Добровольцам будет предложено продолжить игры на срок до года, а всю статистику отправят на анализ. Только в 2011 году будет подведён окончательный итог.
Тогда, может быть, станет чуточку яснее — означают ли перемены в мозге после "Тетриса" положительные сдвиги для мышления в целом или это просто проявление адаптации коры к достижению непосредственно данной, и никакой другой, цели.
Источник:Membrana
Оставить комментарий