Правда и мифы о глобальном потеплении

Правда и легенды о глобальном потеплении

// Getty Images, Fotobank

Сейчас уже не достаточно кто колеблется в факте глобального потепления. Научные публикации извещают нас о том, что содержание парниковых газов в атмосфере возрастает безпрерывно, льды в Арктике быстро тают, а температуры на Земле непреклонно вырастают и обещают к концу этого столетия вырасти на 2 °C, как минимум. И все же в кругах, отдалёких от науки, вокруг этой темы формируются разные легенды и легенды, как вокруг хоть какого явления глобального масштаба. Те люди, кому охото веровать, что всё обойдётся, говорят, что потепление — это часть колебаний климатической системы. Ведь потепления и похолодания и ранее сменяли друг дружку. Те люди, которые, напротив, склонны веровать в катастрофы, боятся, что глобальное потепление откинет нас в новый ледниковый период, причём ещё при нашей жизни. Для того чтоб в этом разобраться, нужно осознать, как работает климатическая система Земли, а как следует, заглянуть в прошедшее.

Почему появляются обледенения

Всему виной течения

Предпосылки для обледенений на Земле существовали всегда. На их указал астролог и физик Милютин Миланкович ещё в 30-е годы ХХ века. Они обоснованы тем, что земная орбита изменяется от окружности к эллипсу и назад. Не считая того, изменяется угол наклона земной оси; не достаточно того, угол наклона земной оси ещё и крутится. Потому полюса получают то больше, то меньше тепла от Солнца. Эти цикличные конфигурации происходят безпрерывно, т.к. Землю притягивает не только лишь Солнце, да и другие галлактические тела. Причём более очень на эти конфигурации реагируют Северный и Южный полюса. А на экваторе, напротив, температурные колебания ощущаются не достаточно, он ведь всегда освещается Солнцем умеренно, ну не совершенно, но практически. Но, невзирая на данный факт, истинные обледенения на нашей планетке появляются исключительно в определённые моменты и в истории Земли они занимают сравнимо маленький период, а в главном климат на нашей планетке был тёплым.

В ближайшее время приставки «эко-» и «био-» становятся всё более пользующимися популярностью. И это логично — на фоне быстро разворачивающегося научно-технического прогресса наша планетка подвергается истязающей пытке: атмосфера загрязняется тоннами промышленных отходов, воды Мирового океана угрожают затопить континенты в итоге таяния ледников, миниатюризируется видовое обилие, вырубаются леса и усугубляется состояние земли. Не так давно учёные сделали поразительное открытие: оказывается, скотины выделяют больше парниковых газов, чем все тс мира. Выходит, что агрокультура, самая «зелёная» область экономики, вредит экологии больше всего?

Читать дальшеИ все же примерно 1,8 млн годов назад наша планетка вошла в цикл отчётливых и резких погодных колебаний: тёплые фазы стали сменяться обледенениями. Почему это вышло? Разъяснение этому в первый раз определил южноамериканский учёный В. Брокер (W. Broecker). Дело в том, что есть причины, которые могут усиливать климатические конфигурации, происходящие на полюсах из-за колебаний земной орбиты, и 1,8 млн годов назад включился конкретно таковой фактор. В это время закрылся Панамский перешеек и пропал пролив, который соединял Атлантический и Тихий океаны. Ранее вода из Атлантического океана беспрепятственно попадала в Тихий, но отныне оформилась система течений Гольфстрима. Вот это событие и принудило климат на всей планетке изменяться от тёплого к прохладному и назад, т.к. система Гольфстрима и является тем рычагом, который переключает климат с одной климатической моды на другую. В предстоящем мы будем гласить просто «Гольфстрим» либо «тёплое Атлантическое течение», хотя, согласно географической номенклатуре, хоть какое течение после его разветвления приобретает новое заглавие. Так, в тропических и субтропических широтах это течение именуют Гольфстримом, несколько севернее — Северо-Атлантическим течением, а в полярных широтах, на уровне Скандинавии, — Норвежским течением. Тут, в полярных широтах, находится, образно говоря, мотор всей современной океанической циркуляции, который повсевременно работает и принуждает тёплые поверхностные воды продвигаться на север. Это течение имеет завышенную солёность, и когда в Норвежско-Гренландском бассейне оно очень охлаждается, то его плотность становится существенно выше, чем плотность окружающей воды, и оно под действием силы тяжести утопает на глубину и образует глубоководное течение южного направления. Это течение идёт к берегам Антарктиды, позже разветвляется. Одна его ветвь уходит в Индийский океан, а другая в Тихий. Но обе в конце концов всплывают на поверхность и ворачиваются в Карибское море и Мексиканский залив, откуда берёт своё начало Гольфстрим. Круг замыкается. Так осуществляется циркуляция воды в Мировом океане во время межледниковий.

Это тёплое течение сейчас отвечает за 30% термического бюджета Западной Европы. Ещё поточнее, конкретно благодаря этому течению зимы в Европе очень тёплые и мягенькие. Сравните, к примеру, среднемесячные январские температуры на побережье Норвегии и на северном побережье Чукотки. Они соответствуют 0… –5°C и –30… –35°C. Разница, согласитесь, есть, а находятся они примерно на схожей широте.

Что такое ледниковый период

Но когда полюса начинают охлаждаться из-за того, что они получают наименьшее количество солнечной энергии, тёплая вода уже не может продвигаться настолько далековато на север, т.к. она охлаждается намного южнее. Хотя океанический сборочный поток и продолжает работать, но в очень ослабленном режиме и температура в средних широтах падает на 8—10°C, а это создаёт условия для пришествия ледникового периода. Летние сезоны становятся так прохладными, что в больших северных широтах снег летом стаивает не стопроцентно, а остаётся на последующую зиму. Начинают расти ледники. А нужно сказать, что конкретно Северное полушарие трепетно за пришествие ледниковых периодов, т.к. в Антарктиде ледник находится повсевременно. Объём льда там большой, толщина современного ледника составляет около 4 тыс. метров посреди материка. Он не стаивает во время межледниковий, но и во время ледниковых периодов не может очень возрости. Дело в том, что он ограничен океаном, а вода в океане не может промёрзнуть, т.к. её объём очень велик и она повсевременно перемешивается. Другими словами на Южном полюсе во время ледниковых периодов снаружи не достаточно что изменяется. Зато на всех континентах вокруг Северного полюса — в Северной Америке, на местности Канады, в Европе, на местности Польши, Германии, Прибалтийских государств и в Азии, на местности Рф — суша покрывается сильными ледниковыми щитами. Общее понижение температуры и присутствие широких ледников стопроцентно меняют вид нашей планетки. Над ледниками всегда формируются области высочайшего атмосферного давления, и с их повсевременно дуют так именуемые стоковые прохладные ветры. Во время ледниковий ветер дует примерно в 20 раз посильнее, чем на данный момент, выдувая неограниченное количество пыли из нагих, не покрытых растительностью горных пород. Изменяется растительность на материках: широколиственные леса отступают, уступая своё место тундре. Большим температурным изменениям подвержены полярные и приполярные области, также средние широты. На экваторе и в субтропиках температуры во время ледниковых периодов понижаются всего на 2—4 °C, да и там становится жить некомфортно из-за сильных ветров.

Вроде бы это ни было грустно, ледниковые периоды продолжаются примерно 100 тыс. лет, другими словами намного подольше межледниковых, которые обычно длятся 10 тыс. лет. Такая особенность нашей климатической системы. Она обоснована теми переменами орбитальных характеристик нашей планетки, о которых мы гласили в самом начале. Межледниковье, в которое мы с вами живойём, в геологии именуется голоценом (в геологии каждый период имеет своё собственное имя). И продолжается это межледниковье уже как раз около 10 тыс. лет. И нужно сказать, что вся людская цивилизация развилась конкретно за эти последние 10 тыс. лет, т.к. ранее климат не позволял людям стремительно развиваться — главные силы уходили на выживание. Так что на данный момент самое время спросить себя: что нас ожидает впереди?

Что нас ждёт впереди?

Догадка ранешнего антропогенного воздействия

Какие климатические конфигурации грядут? Вообще-то многие учёные сходятся на том, что естественные причины в реальный момент должны вести климатическую систему к похолоданию. Но, согласно догадке ранешнего антропогенного воздействия, выдвинутой южноамериканским учёным Уильямом Рэддиманом (W. Ruddiman), нам очень сыграла на руку сельскохозяйственная деятельность человека. Вправду, уже в самом начале развития нашей цивилизации люди осели, стали очищать земли от лесов, обрабатывать поля, разводить скот. Эта деятельность привела к некому возрастанию в атмосфере углекислого газа, которое прирастило парниковый эффект и сдержало природный тренд к похолоданию.

Электрическое загрязнение среды заходит в число более животрепещущих заморочек населения земли. Каждый денек мы включаем микроволновую печь, говорим по мобильному телефону, ездим в метро, работаем за компом, не задумываясь о том, что каждое из этих технических изобретений оказывает на нас своё негативное воздействие.

Читать дальшеЯ напомню, что парниковый эффект делают газы с большими молекулами. Коротковолновое солнечное излучение добивается Земли, нагревает её поверхность, а позже отражается от неё в виде уже длинноволнового термического излучения. Но для этого длинноволнового излучения большие молекулы газов в атмосфере становятся серьёзным препятствием. Длинноватые волны натыкаются на их и отражаются назад к Земле — таким макаром происходит дополнительный разогрев атмосферы.

Другими словами выходит, что ранешняя сельскохозяйственная деятельность человека оказала на климат планетки очень положительное воздействие, препятствуя наступлению нового ледникового периода. Но это слабенькое воздействие не следует путать с тем эффектом, который вызвала промышленная революция.

Глобальное потепление. В чём его опасность?

Уже на сегодня содержание углекислого газа в атмосфере на одну третья часть превосходит норму, соответствующую для межледниковий. И под действием промышленных выбросов содержание углекислого газа в атмосфере продолжает нарастать очень быстро, вызывая таковой же быстрый и резкий разогрев атмосферы. Почему таковой разогрев небезопасен? Дело в том, что в климатической системе задействовано много причин и они тоже начинают изменяться в ответ на разогрев атмосферы. Разогрев атмосферы — это 1-ое звено в цепи очень противных для нас событий, которое запускает весь сценарий. Становится теплее — тают льды. В реальный момент на нашей планетке находятся два широких ледника — один в Гренландии, его наибольшая толщина добивается 2 км, другой — в Антарктиде, его толщина добивается 4 км. Не считая того, долголетние ледяные покровы образуются в Северном Ледовитом океане в виде пакового льда, толщина этого льда сравнимо невелика — до 4 м. И кроме этого есть высокогорные ледники. Другими словами льда на планетке достаточно много и таять есть чему. Одна из угроз, к которой приводит таяние льда, достаточно явна — это поднятие уровня Мирового океана. Даже на данный момент есть местности суши, которые находятся или ниже уровня Мирового океана (к примеру, западная Голландия), или приподняты над уровнем океана на малозначительную высоту, и людям, живущим на этих территориях, приходится строить и поддерживать дамбы, чтоб защитить себя от разрушительных наводнений. С поднятием уровня моря таких территорий станет намного больше. Но это не единственная неудача, которой нам угрожает таяние льдов.

Из-за сокращения поверхности льдов понижается альбедо. Альбедо — это способность земной поверхности отражать солнечную энергию. Чем светлее поверхность, тем лучше она отражает солнечный свет и тем меньше поверхность греется. Льды отражают примерно 80—90% солнечной энергии, а поверхность океана — всего только 5%, остальная энергия поглощается и уходит на нагрев. Другими словами процесс глобального потепления дополнительно ускоряется.

Не считая того, большие местности на Земле покрыты нескончаемой мерзлотой. Она образовалась во время ледниковых периодов, когда покровные ледники километровой толщины занимали гигантскую часть суши. С потеплением климата сами ледники растаяли, но земная кора не успевает за недлинные летние сезоны прогреться так очень, чтоб растаял лёд. Оттаивает только верхний почвенный слой, а нескончаемая мерзлота не сдаёт позиций — глубина замерзания время от времени превосходит 1000 метров. Нескончаемая мерзлота занимает примерно 25% земного шара, её нет лишь на 2-ух материках — в Африке и Австралии. В нашей стране она обширно всераспространена в Сибири и Забайкалье, её южная граница доходит до Алтая. 65% местности Рф — районы нескончаемой мерзлоты. Неувязка заключается в том, что нескончаемая мерзлота является массивным возможным источником углекислого газа и метана. Подсчитано, что в ней содержится в 2 раза больше СО2,чем на данный момент находится в атмосфере. Разогрев атмосферы приводит к ускоренному таянию нескончаемой мерзлоты и освобождению СО2 и метана, что, соответственно, должно безизбежно усиливать парниковый эффект.

Таким макаром, становится ясно, что темпы глобального потепления в перспективе будут ускоряться. Но на данный момент учёные сходятся на том, что у нас ещё есть в припасе примерно 100 лет, чтоб не дать этому процессу развиться в глобальную катастрофу. Но если ситуацию не переломить, то может случиться самое худшее, чего боятся учёные, — это то, что огромное количество талой воды, образовавшейся от таяния льдов в Арктике и в Гренландии, распреснит поверхность моря в Норвежско-Гренландском бассейне и нарушит современную океаническую циркуляцию. В итоге перекроется Гольфстрим и наступит резкое похолодание, которое может привести к наступлению нового ледникового периода. Правда, в утешение охото сказать, что последние расчёты демонстрируют, что для такового финала необходимо очень огромное количество талой воды. И все же эта причина принуждает на данный момент людей находить выход из создавшейся ситуации и пути скорого сокращения углекислого газа в атмосфере.

Евгения Кандиано

Похожие статьи: