Кого не устраивает школьная программа по русской литературе для учащихся старших классов? Предлагается министерством образования России и Российской академией наук изучать вместо Лескова Людмилу Улицкую. И это не единственная тревожная тенденция, которая существует между современниками и классиками.
После появления новой программы по литературе на прилавках московских книжных магазинов и магазинов некоторых других городов, составленной РАО, где был дан в алфавитном порядке перечень современников и классиков, которые на уроках будут изучаться школьниками, разгорелся очередной конфликт.
Эта тоненькая книжечка, к которой невозможно не относиться серьезно, потому что именно РАО проводит рецензирование учебников для учащихся школ, которые затем становятся обязательной школьной программой, предлагает изучать в русской литературе творчество чистокровной еврейки Улицкой, исключив таких базовых авторов, как Лесков, Куприн, Алексей Толстой.
Из «тихого Дона» Шолохова теперь будут изучаться лишь отдельные главы, исчез «Медный всадник» Пушкина, «гоголевские «Петербургские новости», «Студент» Чехова, «Дама с собачкой», « Человек в футляре» и другие. Все они будут достоянием лишь углубленного изучения литературы, которая, к слову, теперь не будет отдельным предметом, школьный предмет будет называться» Русский язык и литература».
Из послевоенной советской литературы исчезли Георгий Владимов, Сергей Давлатов, Виктор Астафьев, а, кроме того, поэзия Ахмадуллиной, Высоцкого, Окуджавы, Рубцова.
И все это ради Улицкой, Сергея Лукьяненко и никем не объясняемое включение в списки Асара Эппаля?
Лишь у одного чиновника удалось получить интервью (имя он просил не называть), в котором говорилось, что сегодня никто не понимает уже классиков, поэтому, чтобы современные школьники хоть что-то читали, им предлагается Лукьяненко.
Учителя возмущены предстоящей реформой, не понятны им и мотивы, по которым включены в изучение большинство текстов. Они заявляют, что отсутствие стандартов приводит к полнейшей неразберихе. Налицо дерусификация школьной программы, поскольку попали под сокращение именно те авторы, которые русское сознание представляли наиболее полно. Замена их авторами, о которых многие и слыхом не слыхивали (тот же Эппель) – это огромная оплеуха общественному вкусу и ничего она кроме циничной насмешки не вызывает. Большая часть нововключенных текстов просто непристойна, занудна, на которых патриота и гражданина вырастить не удастся, да даже негодяя-посмодерниста и циника – с большой натяжкой.
Сегодня, в связи с изменившейся экономической ситуацией, чтобы добиться успеха, развивать бизнес или строить карьеру, недостаточно находиться в пределах своей страны, поэтому изучение иностранных языков стало крайне необходимым. Конечно, в первую очередь, речь идет об изучении английского языка. Понятно, что для свободного владения иностранным языком, необходима практика, которая наилучшим образом будет проходить в стране, где изучаемый язык является родным. Этим и объясняется, что все более популярными становится обучение языку за рубежом, где существуют различные программы для этого.