|
Журнал PLoS Biology начал публикацию серии статей, рассматривающих современные биологические проблемы в историческом ракурсе. Актуальность серии, помимо чисто академического интереса к истории науки, обусловлена еще и современным переосмыслением многих научных доктрин. Как мы знаем, некоторые принятые в науке взгляды складывались в результате социальных запросов общества, а не научных доказательств. В этом смысле ретроспективный взгляд может помочь отделить доказанное от навязанного, и тем самым облегчить становление новых биологических парадигм.
В качестве примера обсуждается известное утверждение, что кровосмесительные браки между двоюродными братьями и сестрами увеличивают количество врожденных уродств у их потомков. Авторы обзора — Дайана Пол (Diane Paul), профессор отделения политологии Массачусетского Университета в Бостоне, и Хеймиш Спенсер (Hamish Spencer), профессор отделения зоологии Университета Отаго (Данидин, Новая Зеландия).
Близкородственное скрещивание, как это следует из генетической теории, ведет к выщеплению вредных рецессивных мутаций. В результате мутантные аллели проявляются в виде уродств. В рамках генетики можно истолковывать широко распространенные в человеческих цивилизациях (но не абсолютно общепринятые) запреты на инцест. Схема подобного толкования представляется примерно следующей. Запрет на инцест может быть связан с адаптивным стремлением биологического вида к наивысшему репродуктивному успеху. Популяция будет избегать близкородственного скрещивания в стабильных и благоприятных условиях, когда следует поддерживать высокое разнообразие генофонда. Если же нужно быстро приспособиться к неблагоприятным условиям и увеличить частоту того или иного полезного аллеля, то в популяции возникает тенденция к близкородственному скрещиванию.
В современных обществах принят юридический запрет на браки между близкими родственниками (родными или двоюродными), апеллирующий к подобным генетическим умозаключениям. Помимо юридического запрета существует еще и практика морального порицания таких браков.
В действительности, как указывают Пол и Спенсер, на сегодня нет данных генетики, однозначно обосновывающих запреты на браки между двоюродными родственниками. То есть нет исследований, в которых бы в качестве вывода было указано: «Браки между двоюродными братьями и сестрами существенно увеличивают риск наследственных заболеваний». Если в статьях имеется подобное утверждение, то оно основано на суммировании и усреднении данных по всем врожденным уродствам по всему миру, при том что такое усреднение во многом неправомерно.
Во-первых, усредняются данные для аллелей, имеющих разную частоту встречаемости. И если частота одного из аллелей резко превышает другие, участвующие в статистическом анализе, то и общий результат будет всё равно очень большой. Тем не менее, в разных популяциях встречаемость этого «частого» аллеля может сильно разниться, так что средняя цифра никак не может характеризовать конкретную популяцию.
Во-вторых, разные популяции характеризуются своим коэффициентом инбредности (см. coefficient of inbreeding). В популяциях с высокими показателями инбредности или низким генетическим разнообразием близкородственное скрещивание скорее приведет к появлению уродств, чем в популяциях с низкими показателем инбредности (высоким генетическим разнообразием).
В-третьих, в оценках рисков появления врожденных уродств у потомства двоюродных братьев и сестер практически невозможно вычленить экологическую составляющую. В современном мире близкородственные браки практикуются среди очень бедных слоев населения, с минимальными возможностями медицинской помощи и посредственным питанием. А эти факторы, безусловно, влияют на увеличение рождаемости нездоровых детей.
В результате в обоснованном отчете Английского объединения консультантов-генетиков (National Society of Genetic Counselors, NSGC), на который ссылается PLoS, появились следующие цифры. Риск появления врожденных уродств у детей, рожденных в браках родителей-кузенов, увеличивается по сравнению с фоновым на 1,7–2%; в таких браках смертность среди детей больше на 4,4% по сравнению с фоновой. Эти результаты не столь уж устрашающие, чтобы запрещать браки между кузенами. Пол и Спенсер резонно замечают, что риск появления нездоровых детей у женщин после 40 лет гораздо выше, но ведь никто не станет вводить ограничение на возраст матери или отца. А уж про высокие риски возникновения алкогольного синдрома плода (АСП; см. также fetal alcohol syndrome, FAS), в симптоматике которого целый букет врожденных уродств, и говорить не приходится. Но женщин, употребляющих алкоголь, пока никто не пытался лишить возможности вступать в брак и иметь детей.
А исторически запрет на браки между двоюродными братьями и сестрами начали вводить в США с 1858 года, когда Мендель еще только посадил свой горох. И запреты эти были связаны с экономическими причинами и с общей направленностью расширения государственного контроля в вопросах семейного устройства. Тогда были приняты законы, запрещающие смешанные браки между белыми и неграми, ограничивающие возраст вступления в брак, список умственных и физических отклонений, при которых нельзя вступать в брак. На этой волне прошли и первые запреты на вступление в брак двоюродных братьев и сестер. В то время в Америке такие браки обычно заключались между иммигрантами, составляющими самую бедную часть населения США. Законы были призваны сократить приток беднейших иммигрантов. И только во второй декаде XX века этот запрет получил «научную» поддержку.
В Европейских странах нет запрета на браки между двоюродными братьями и сестрами, хотя на такие браки и смотрят с неодобрением. В Европе в XIX веке браки между кузенами были распространены среди элиты, и подобная практика объясняется экономическими причинами. При близкородственных браках не приходилось делить поместья, что было очень существенным фактором в многодетных семьях аристократов. Потом, когда размер семей постепенно уменьшался и увеличивалась подвижность и свобода норм поведения женщин, необходимость в близкородственных браках сама собой отмерла. Специальные законы не понадобились.
Получается, что, во-первых, браки между двоюродными родственниками не так уж чреваты появлением уродливых детей; во-вторых, запреты на них нелогичны с позиций других рисков, никак обществом не контролируемых; в-третьих, введение запретов связано больше с экономическими и социальными причинами, чем с биологическими. Поэтому авторы статьи призывают ученых, чиновников и широкую общественность пересмотреть свое отношение к этому вопросу и провести адекватное исследование наследственных болезней у потомства двоюродных братьев и сестер.