Сразу две недавние находки палеонтологов относятся к самым быстрым динозаврам. Только один из них жил в воде, и для измерения его скорости пришлось восстановить строение коллагена в коже. А второй – на земле, и, чтобы оценить его скорость, достаточно сопоставить размеры скелета с расстоянием между отпечатками его лап.
Древний ихтиозавр был не только внешне похож на дельфина. Подобно современному морскому млекопитающему, плавучая рептилия была одним из самых быстрых водных хищников – по крайней мере, среди древних ящеров. А его скорость, скорее всего, даже позволяла животному выпрыгивать из воды, как сейчас это делают зверушки, выступающие в дельфинариях.Для того чтобы определить скорость, с которой мог перемещаться под водой ихтиозавр, учёным понадобилось внимательно изучить строение кожи прекрасно сохранившейся окаменелой «тушки» древнего ящера, которую нашли в скале после двухсот миллионов лет консервации.
В одном из самых глубоких слоев её они смогли разглядеть тончайшую тканую сетку из фибрилловых волокон, аналогичных тем, что участвуют в формировании кожного покрова современных самых быстрых водных млекопитающих и рыб – дельфинов, акул и тунцов. Ихтиозавр достигал четырех метров в длину и, судя по всему, подобно серо-голубой акуле мако был в состоянии разогнаться под водой до 40 км/час. Такая скорость, вероятно, была нужна для охоты на рыб и головоногих моллюсков.
По мнению профессора Тегартена Лингхэма-Солиара из южноафриканского университета Квазулу-Наталь, этот ихтиозавр, несомненно, был самой быстроходной водной рептилией из всех когда-либо существовавших.
Из-за скудности окаменелых останков мягких тканей динозавров детальный их анализ до недавнего времени не представлял смысла. Команда Лингхэма-Солиара впервые применила для этих целей новый электронный микроскоп, с помощью которого и смогла разглядеть то, что искала, – молекулярную структуру сотен коллагеновых нитей, формирующих волокна микронной толщины.
Собственно, пролежав в земле 200 миллионов лет, эти нити уже не являются коллагеновыми, в структуре окаменелости коллаген давно заменила твёрдая порода. Однако уникальная микроструктура этих волокон не оставила сомнения: точно такие же коллагеновых ткани встречаются в коже скоростных морских хищников современности – акул и дельфинов. Прежде такой структуры тканей в окаменелостях наблюдать не удавалось.
Коллагеновые волокна делают поверхность тела животного упругой и гладкой, что является очень важным для достижения высокой скорости движения под водой. Они же отвечают за приятный внешний вид и упругость молодой человеческой кожи, однако эта сеть волокон у нас развита далеко не в той степени, как у животных, для которых она является вопросом жизни и смерти.
Один из самых стремительных сухопутных динозавров оставил след в Корее.
Отпечатки его лап были обнаружены в слое осадочных пород, соответствующих временному диапазону со 145 до 100 миллионов лет назад. Этот ящер передвигался со скоростью почти 20 км/час, которая хотя и не является выдающейся для сухопутных земных существ, но все же является неординарной для этого вида гигантских рептилий.
Дело в том, что отпечатки были оставлены довольно скромным по размеру динозавром, относящемся к роду дромезаврид – динозавров, похожих внешне на велоцерапторов, которые многим полюбились по фильму «Парк юрского периода». Однако в отличие от ящеров, представленных в картине, дромезавриды и родственные им динозавры не превышали в высоту семидесяти сантиметров и, скорее, походили на бегающих по земле птиц. Многие из дромезаврид действительно были близки к птицам и даже имели оперение.
Следы ящера относятся к довольно редкой находке, так как несут на себе только два отпечатка пальцев.
Это сильно роднит их со следами велоцерапторов, у которых из четырех пальцев в ходьбе были заняты только два – один передний палец имел очень длинный и острый коготь, который хищный ящер применял только во вовремя охоты, а задний палец был попросту недоразвит.
Небольшие следы дромезаврида были обнаружены профессором Локли, работающим в Университете Колорадо на крохотном островке Чху-До, не превышающем в длину 300 метров. Бегущий дромезаврид, судя по всему, пытался убежать от более крупного хищника, однако ученые не могут говорить об этом наверняка, так как других следов рядом обнаружено не было.
При анализе следов выяснилось, что спешил он настолько, что даже оставил на мягком грунте следы своего боевого когтя, который обычно этот род динозавров берег как зеницу ока. Поломка или затупление этого когтя практически наверняка означали для хозяина голодную смерть.
Кроме того, изучив размер лапы, ученые смогли прикинуть и длину его бедра, которая составила 70 сантиметров. Сопоставив длину этого бедра и размер шага ящера, ученые смогли оценить скорость его бега.
Аналогичные следы дромозавридов, обнаруженные только в Китае, говорят о том, что этим ящерам была свойственна куда более низкая, прогулочная скорость, составлявшая от двух до шести километров в час.
Статья американских ученых вышла в свет в журнале Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology.
Локли предполагает, что, скорее всего, изученные следы принадлежали динозавру, бывшему далёким предком современного страуса эму. Эму слишком тяжелы для полета, как и древние дромезавриды, однако до смерти напуганные развивают скорость бега до 60 километров в час.
На иллюстрации: реконструкция велоцираптора.