19-тонный беспилотный космический корабль совершил маневр из положения на расстоянии 39 км позади 275-тонного космического модуля: провел 4-часовое поэтапное сближение с несколькими остановками для проверок в заданных точках.Для определения расстояния до МКС и собственного положения в пространстве корабль автономно просчитывал свое положение с помощью системы позиционирования GPS (сравнивая данные, полученные собственным GPS приемником и приемником МКС) и уточнял данные с помощью видеоизмерителей, наведенных на лазерные отражатели МКС.Завершающее сближение было выполнено на скорости 7 см/сек с точностью менее 10 см при скоростях корабля ATV и МКС около 28000 км/час на высоте около 340 км над восточной частью Средиземного моря.Датчик стыковки корабля "Жюль Верн" ATV был зарегистрирован стыковочным конусом на конце кормовой части Российского модуля "Звезда" в 16:45 (14:45 по Гринвичу).Стыковка была завершена с закрытием фиксирующих устройств в 16:52 (14:52 по Гринвичу).
Первая автоматическая стыковка.
Для Европы это первая автоматическая стыковка с уделением должного внимания всем аспектам безопасности, также как при выполняемых людьми операциях космических полетов. Все фазы, сближения и стыковки, управлялись бортовыми компьютерами ATV под пристальным наблюдением команды Европейского космического агентства, CNES (Французского космического агентства), Astrium (генерального подрядчика) в центре управления ATV в резиденции CNES в Тулузе, Франция, а также экипажем модуля "Звезда" МКС. В случае возникновения непредвиденных ситуаций, обе стороны узла стыковки могут закрыться программно для сохранения положения, отступления на предыдущий шаг или удаления на безопасное расстояние.
Работа ATV также контролировалась своим собственным независимым модулем контроля и безопасности (MSU), который использует отдельные наборы датчиков и компьютеров для проверки безопасности выполняемого маневра.В случае возникновения значительных отклонений от плана, модуль MSU способен взять на себя управление и выполнить маневр предотвращения столкновения (CAM), используя для этого двигатели и системы управления кораблем.Во время выполнения сближения и стыковки все операции прошли точно без выполнения маневров безопасности.
Корабль "Жюль Верн" ATV был запущен ракетой-носителем Ariane 5 с европейского космодрома Кура во Французской Гвиане 9 марта. Три дня спустя, он успешно продемонстрировал возможность автономного выполнения маневра CAM и получил разрешение на стыковку с МКС. Затем космический корабль был переведен на парковочную орбиту на время подлета космического шаттла Эндевор к МКС. С 29 по 31 марта он провел две репетиции сегодняшней стыковки, приближаясь на расстояние 11 метров к станции.
Новый сервис доставки.
Теперь, когда "Жюль Верн" ATV пристыковался к МКС, он станет дополнительным модулем МКС примерно на 4 месяца. Астронавты вошли в герметичный грузовой модуль и достали 1150 кг сухого груза, включая пищу, одежду и оборудование, а также две оригинальных рукописи Жюля Верна и иллюстрированное издание его рассказа "С Земли на Луну" 19 века. Кроме того, они закачают в емкости модуля "Звезда" 856 кг ракетного топлива, 270 кг питьевой воды и 21 кг кислорода.
ATV до трех раз может доставлять платные грузы так же, как и российский грузовой корабль "Прогресс", но в этой экспедиции, большинство ракетного топлива было использовано для собственных нужд двигателей корабля, для маневров и для увеличения высоты орбиты МКС, чтобы компенсировать ее естественное падение, возникающее из-за плотности атмосферы. При необходимости ATV также может обеспечивать дополнительный контроль высоты МКС или даже выполнить сложные маневры по изменению траектории движения МКС для отклонения от потенциально опасных космических тел. Первые маневры корабля "Жюль Верн" ATV по подъему траектории МКС сейчас запланированы на 21 апреля.
"Корабль ATV - это нечто большее, чем просто перевозчик, это разумный и многогранный космический корабль, который продемонстрировал свои выдающиеся навыки", - сказал Дэниэл Сакотт (Daniel Sacotte), директор пилотируемых космических полетов, микрогравитации и исследований Европейского космического агентства. "Это самый большой и самый сложный космический корабль из всех, разработанных в Европе, и второй по величине из всех кораблей, посещавших МКС, после космического шаттла НАСА. С "Колумбусом" и ATV мы вошли в основную лигу МКС".
"Стыковка корабля ATV - это новый и впечатляющий шаг в демонстрацию европейских возможностей на международной сцене исследований космоса", - сказал Жан-Жак Дорден (Jean-Jacques Dordain), генеральный директор Европейского космического агентства. "Этот фантастический шаг на первом этапе - результат коллективной работы в Европе, включая подразделения Европейского космического агентства, промышленности под руководством генерального подрядчика Astrium, персонала CNES и Европейского космического агентства, известных партнеров МКС, и в особенности США и России. Теперь, после запуска лаборатории "Колумбус" Европейского космического агентства, мы надеемся извлечь пользу из инвестиций в первую очередь от использования уникальных возможностей МКС и во вторую очередь от подготовки к освоению Солнечной системы.
"Теперь, когда ATV запущен и работает, я счастлив объявить, что следующие несколько недель Европейское космическое агентство запустит компанию по вербовке новых европейских астронавтов".