Примитивное строение запястья подтверждает принадлежность хоббитов к особому виду людей

Кости запястья, из которых у хоббита (LB1) сохранилось три: scaphoid (ладьевидная, 7), 2 — trapezoid (трапециевидная, 2), 3 — capitate (головчатая, 3). Изображение с сайта www.szote.u-szeged.hu

Кости запястья, из которых у хоббита (LB1, см. ниже) сохранилось три: 7 — scaphoid (ладьевидная), 2 — trapezoid (трапециевидная), 3 — capitate (головчатая).

Найденные в 2003 году на острове Флорес (Индонезия) кости древних маленьких людей остаются предметом бурных споров. Детальное исследование косточек запястья «хоббитов» выявило ряд примитивных черт, характерных для далеких предков современного человека и утраченных поздними представителями рода Homo — неандертальцами и сапиенсами. Эти результаты подтверждают точку зрения, согласно которой хоббиты — не уродливые люди современного типа, а потомки древних гоминид, проникших на остров около миллиона лет назад.

«Элементы» уже не раз писали о дебатах вокруг «хоббитов» с острова Флорес (см. ссылки внизу). Складывается впечатление, что партия «оптимистов» (считающих, что хоббиты — особый карликовый вид примитивных людей, а не сапиенсы-микроцефалы) понемногу берет верх. Это видно из того, что другие антропологи, не занимающиеся хоббитами непосредственно, всё чаще используют морфологию Homo floresiensis как материал для сравнения и эволюционных гипотез (см., например: Скелеты людей из Дманиси заполняют брешь между человеком умелым и человеком прямоходящим, «Элементы», 21.09.2007).

Статья с новыми «оптимистическими» аргументами вышла на днях в журнале Science. Авторы указывают, что до сих пор дискуссия шла в основном вокруг строения черепа и зубов, хотя кости конечностей у приматов тоже могут служить важным источником информации о родственных связях и таксономической принадлежности. В частности, кости запястья Homo sapiens имеют ряд продвинутых черт, которых нет у других современных приматов.

Авторы показали, что эти «человеческие» признаки характерны также и для наших ближайших ископаемых родственников: верхнепалеолитических сапиенсов (кроманьонцев) и неандертальцев, а также для Homo antecessor — вида, который считается близким к общему предку неандертальцев и сапиенсов. Поскольку Homo antecessor жил не менее 800 тыс. лет назад, авторы полагают, что и этот комплекс признаков запястья сформировался не позже.

Ученые исследовали три косточки левого запястья, принадлежащие типовому экземпляру Homo floresiensis (экземпляр LB1, от названия пещеры Лианг-Буа, где были найдены хоббиты). Косточки были выкопаны в сентябре 2003 года, хорошо сохранились и не несут никаких признаков патологии.

Выяснилось, что все три косточки не имеют продвинутых признаков, характерных для сапиенсов и неандертальцев, и находятся в том «исходном», примитивном состоянии, которое наблюдается у человекообразных обезьян (шимпанзе, гориллы, орангутана), а также у древнейших представителей ископаемых гоминид — австралопитеков и хабилисов.

Две косточки запястья (вверху — трапециевидная, внизу — ладьевидная), каждая косточка показана с трех разных сторон. Pongo — орангутан, Gorilla — горилла, Pan — шимпанзе, OH7 — хабилис, LB1 — хоббит, Kebara 2 и Regourdou 1 — неандертальцы, Qafzeh 9 — верхнепалеолитический сапиенс, Modern — современный человек. Рис. из обсуждаемой статьи в Science

Авторы привлекли для сравнения 252 кости запястий современных людей со всех концов Земли, в том числе лиц, страдающих различными нарушениями развития скелета; 117 костей шимпанзе, 116 горилльих, 40 орангутаньих, 19 павианьих, 4 кости верхнепалеолитических сапиенсов, 13 костей неандертальцев, 3 кости австралопитеков и одну косточку хабилиса. Кроме того, они использовали обширные литературные данные по различным аномалиям в строении костей запястья, которые встречаются у современных людей. Ученые пришли к выводу, что примитивные признаки, наблюдаемые у хоббита LB1, не могут быть результатом какой-либо из известных болезней или аномалий развития. По их мнению, прогрессивные черты в строении запястья, характерные для современного человека, появились в промежутке между 0,8 и 1,8 млн лет назад в эволюционной линии, включающей сапиенсов, неандертальцев и их общего предка. Что же касается хоббитов, то они произошли от каких-то более примитивных гоминид, у которых эти признаки еще находились в исходном, «обезьяньем» состоянии, как у австралопитеков и хабилисов.

Скорее всего, предком хоббитов был Homo erectus, широко распространившийся по Старому Свету более миллиона лет назад. К сожалению, кости запястья этого вида до сих пор не найдены.