Если две не находящихся в родстве особи одного вида животных начинают сотрудничать для достижения какой-то цели, то сначала они присматриваются друг к другу. Ведь партнер должен быть таким, чтобы на него можно было положиться. Самка, собирающаяся связать себя брачными узами, сначала наблюдает за будущим избранником и сравнивает его с другими кандидатами. А как обстоит дело, если «пакт о сотрудничестве» заключают представители разных видов? Оказывается, примерно так же. Во всяком случае, это подтверждают наблюдения за рыбами, обитающими около Большого Барьерного рифа, — мелким чистильщиком Labroides dimidiatus и его «клиентом», гораздо более крупным видом
Обычно рыба-чистильщик держится около «клиента» и собирает с поверхности его тела наружных паразитов. Однако иногда чистильщик обманывает «клиента» и вместо того, чтобы есть паразитов, начинает обгладывать его кожу, поедая защитную слизь. Слизь кажется чистильщикам более вкусной, чем паразиты, но «клиенту» наносится при этом определенный вред. Наблюдения за «клиентами» и чистильщиками, заключающими «пакт о сотрудничестве» (см. мутуализм), показывают, что «клиент» сначала присматривается к тому, как ведет себя потенциальный партнер по отношению к другим клиентам — не вступает ли он с ними в конфликт и не бездельничает ли? «Неуживчивые» и лентяи обычно отвергаются, а предпочтение отдается тем, кто честно трудится, очищая кожу рыб от паразитов.
Но одно дело интерпретация наблюдений, а другое — строгая проверка предположения, в ходе специального эксперимента. Такую проверку осуществили недавно Редуан Бшари из Отдела зоологии Университета Невшателя (Швейцария) и Александра Граттер из Школы интегративной биологии Университета Квинсленда (Австралия). Для опытов они использовали аквариум необычной конструкции. В центральной его части помещали «клиента» — Scolopsis bilineatus, а в боковые отсеки — по одному чистильщику Labroides dimidiatus. Боковые отсеки отгорожены от центрального зеркальными стеклами, пропускающими свет в одну сторону. В результате Scolopsis, находящийся в центральном затененном отсеке, хорошо видит, что происходит в боковых отсеках, а посаженные в них чистильщики Labroides своего потенциального «клиента» не видят. Зато они видят опускаемую в их отсек модель рыбы-клиента (ламинированную фотографию), на которую нанесено немного их любимого корма — креветочной массы.
Перед экспериментом некоторых чистильщиков специально приучали поедать пасту с модели и тем самым имитировать интенсивную работу по очистке рыбы от паразитов. Другие чистильщики подобного опыта не имели и не обращали особого внимания на находящуюся поблизости модель. Суть эксперимента в том, чтобы определить, сколько времени «клиент» проводит около стекла, за которым трудится «добросовестный» чистильщик, а сколько — у стекла, за которым находится «лентяй». Результаты опыта подтвердили гипотезу. «Клиент» достоверно больше времени проводит ближе к «добросовестному» чистильщику, чем к тому, который не обращает внимания на модель.
|
Следующий эксперимент был направлен на то, чтобы выяснить как ведет себя чистильщик, если знает, что за ним подсматривает потенциальный клиент. Обычная житейская логика подсказывает, что на глазах у будущего вероятного «работодателя» следует изображать усердную работу. Самое удивительное, что и чистильщики демонстрируют примерное поведение в том случае, когда рядом находится рыба-«клиент».
Вместо живого «клиента» или хотя бы похожей на него модели в этом опыте используются одна или две пластины из оргстекла, на которые в специальные лунки наносят или креветочную массу (любимый корм чистильщиков) или же рыбные хлопья (поедаемые гораздо менее охотно). Поедание креветочной массы соответствовало поеданию слизи рыбы, а рыбных хлопьев — поеданию паразитов. При наличии в экспериментальном аквариуме двух «клиентов» (на самом деле — пластин) чистильщики достоверно чаще демонстрируют «примерное» поведение, поедая в первую очередь «паразитов», а затем уже «слизь». Таким образом, показано, что чистильщики реагируют на потенциальных свидетелей своей деятельности и готовы идти на определенные жертвы (отказ от самой вкусной пищи) ради поддержания хороших отношений со своим «клиентом».