Археологи из Великобритании, Франции и Израиля обнаружили на среднепалеолитических стоянках в Северной Африке и Западной Азии продырявленные раковины морских улиток, возможно являющиеся остатками древнейших ожерелий. Возраст находок составляет 100–130 тысяч лет. Если интерпретация верна, начало зарождения подлинно человеческой духовной культуры отодвигается в прошлое на несколько десятков тысяч лет.
Остатки древнейших ожерелий: перфорированные раковины из Израиля (A—B) и Алжира (C). Для сравнения показана современная ракушка того же вида (D). E—F: отверстия в раковинах. Рис. из статьи в Science
Важнейшим переломным рубежом в эволюционном развитии человека современного типа (Homo sapiens) традиционно считается так называемая позднепалеолитическая революция — качественный скачок в культурном и технологическом развитии, произошедший примерно 45-35 тысяч лет назад и примерно совпадающий по времени с вторжением сапиенсов в неандертальскую Европу. Еще недавно ученые полагали, что именно в это время наши предки впервые научились изготавливать сложные изделия из кости и рога, освоили новые методы обработки камня, стали пользоваться украшениями и создали первые произведения искусства — наскальные изображения животных.
Люди современного типа, анатомически мало отличающиеся от нас с вами, появились в Африке значительно раньше (по современным представлением, это произошло примерно 200 тысяч лет назад). Однако их культура поначалу оставалась среднепалеолитической, то есть практически такой же, как у других современных им человеческих рас, в том числе европейских неандертальцев (Homo neanderthalensis). Около 130 тысяч лет назад сапиенсы появляются в Западной Азии, но эта первая волна «исхода из Африки», по-видимому, оказалась неудачной. Примерно 80 тысяч лет назад началась вторая волна расселения. Сапиенсы двигались на восток вдоль берегов Индийского океана, оставляя за собой характерные «раковинные кучи», свидетельствующие о пристрастии к морепродуктам. Всё современное неафриканское человечество — потомки этой второй волны переселенцев; о том, смешивались ли они с местными племенами (например, с азиатскими неандертальцами), идут жаркие споры.
До тех пор, пока материальная культура сапиенсов оставалась среднепалеолитической, они не показывались в Европе, где господствовала более крепкая физически и хорошо приспособленная к холодному климату неандертальская раса. Позднепалеолитическая революция дала сапиенсам возможность быстро (за 5-6 тысяч лет) оккупировать Европу.
Некоторые находки последних лет, однако, несколько размывают эту относительно стройную картину. Похоже, что отдельные элементы позднепалеолитической культуры были освоены нашими предками задолго до вторжения в Европу, а возможно, даже до выхода из Африки.
|
Так, в 2001 году на юге Африки были найдены костяные орудия возрастом 65-70 тысяч лет. Напомним, что костяные орудия — одна из важнейших отличительных черт позднего палеолита. Вскоре в том же районе были обнаружены остатки ожерелий из раковин брюхоногого моллюска Nassarius kraussianus возрастом около 75 тысяч лет (нашли 41 перфорированную раковину).
В последнем номере журнала Science сообщается о находке трех еще более древних перфорированных раковин моллюска Nassarius gibbosulus. Две из них, обнаруженные в коллекции Британского музея естественной истории, происходят из пещеры Схул вблизи г. Хайфа (Израиль). В этом районе селились попеременно то неандертальцы (до 130 и 65–47 тысяч лет назад), то сапиенсы (130–80 и после 47 тысяч лет назад); см. статью из National Geographic. Анализ породы, прилипшей к одной из раковин, позволил установить, что раковина происходит из так называемого слоя B, возраст которого оценивается в 100–130 тысяч лет. В это время здесь жили сапиенсы. Это были представители «первой волны» выходцев из Африки, о которой говорилось выше. В слое B пещеры Схул найдено 10 скелетов, все они по своей анатомии соответствуют человеку современного типа, хотя и с рядом архаичных черт. Специалисты допускают, что по крайней мере некоторые из этих людей были сознательно похоронены соплеменниками. В руках у одного из скелетов — нижняя челюсть крупного кабана, что трактуется как свидетельство существования сложных погребальных обрядов и религиозных представлений.
Авторы статьи указывают, что похожие отверстия в раковинах Nassarius gibbosulus после смерти моллюска могут возникать и естественным путем, но происходит это сравнительно редко (такие перфорации наблюдаются всего у 3,5% современных раковин, собранных в море или на берегу). Таким образом, вероятность случайного попадания в пещеру сразу двух перфорированных раковин, при том что других раковин этого вида в пещере не обнаружено, составляет примерно одну тысячную. Попытки археологов самостоятельно проделать в раковинах Nassarius gibbosulus подобные отверстия при помощи среднепалеолитических каменных орудий увенчались полным успехом. Сначала надо кремневым острием пробить маленькую дырочку, а затем вращательными движениями придать отверстию нужную форму и размер.
Раковины, полагают ученые, не могли попасть в пещеру без помощи человека, поскольку пещера находится на высоте 65 м над уровнем моря. 100–130 тысяч лет назад она тоже находилась достаточно высоко (не менее 45 м). Звери и птицы никогда не заносят этих моллюсков на такую высоту. Едва ли древние обитатели пещеры Схул могли принести моллюсков в свое жилище только для того, чтобы их съесть, потому что раковины эти мелкие (около полутора сантиметров) и пищевой ценности не представляют. В сотне таких ракушек содержится лишь 4,84 г мягких тканей (сухой вес), что соответствует примерно 20 килокалориям, причем на выковыривание мяса из раковин требуется не менее получаса.
Третья перфорированная ракушка, относящаяся к тому же виду моллюсков, найдена в коллекции парижского Музея Человека и происходит из среднепалеолитической стоянки на севере Алжира, в 150 км от моря. Точно определить возраст этой стоянки пока не удалось, однако авторы приводят некоторые косвенные аргументы в пользу того, что он может быть сопоставим с возрастом слоя B пещеры Схул.
Эти находки, наряду с другими, ставят под сомнение теорию взрывного, внезапного появления «подлинно человеческой» культуры на рубеже среднего и позднего палеолита. По-видимому, умственное и духовное развитие наших предков протекало более плавно и постепенно, чем считалось до сих пор. Другой важный (хотя и предварительный) вывод, который можно сделать из этих открытий, состоит в том, что наши прямые предки — архаические Homo sapiens — возможно, начали опережать неандертальцев по уровню интеллектуального развития задолго до конца среднего палеолита. Насколько мне известно, обнаруженные до сих пор свидетельства символического осмысления мира и ритуальной деятельности неандертальцев (захоронения, украшения и др.) либо значительно моложе израильских и алжирских находок, либо их возраст вызывает сомнения.