Источником эмбриональных стволовых клеток может стать человеческая кожа

Процесс извлечения ядра из клетки. Фото с сайта www.csc.mrc.ac.uk.

В журнале Science опубликована статья с описанием методики получения эмбриональных стволовых клеток из обычных клеток человеческой кожи. Это достижение может избавить от необходимости разрушать эмбрионы в исследовательских и медицинских целях.

По сообщению агентства Reuters американские микробиологи из Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School) совместно с британскими коллегами из Медицинского института Говарда Хагиса (Howard Hughes Medical Institute) разработали методику, при которой донорская эмбриональная стволовая клетка (ЭСК) "сливается" с клеткой кожи реципиента. Компоненты ЭСК как бы "перепрограммируют" механизмы работы клетки кожи, которая начинает проявлять свойства, аналогичные свойствам ЭСК.

Как именно работает механизм "перепрограммирования" ученым пока неясно. Однако полученные клетки ведут себя так же, как ЭСК. В частности, они порождают опухоли-тератомы при имплантации лабораторным мышам — это классический тест на выявление истинных ЭСК. Также эти клетки демонстрируют способность к практически неограниченному делению в культуре — еще один признак стволовых клеток.

И все же, одна серьезная трудность с "искусственными" ЭСК остается — у них имеется два комплекта хромосом, полученных от двух клеток — донорской ЭСК и исходной клетки кожи. Такие клетки нельзя использовать для исследования и лечения заболеваний. Как сообщает журнал New Scientist, решение этой проблемы предложили специалисты из американского Института репродуктивной генетики в Чикаго (Reproductive Genetics Institute). Они стали перед самым слиянием удалять из эмбриональной клетки ядро, содержащее "лишний" комплект хромосом.

Клетки кожи, превращенные таким образом в ЭСК и избавленные от лишнего генетического багажа, можно использовать для медицинских целей. Генетически они тождественны клеткам реципиента, поскольку не содержат генов донора. Более того, такие клетки сами могут использоваться для перепрограммирования других клеток в ЭСК. Это позволяет в перспективе вовсе отказаться от использования настоящих ЭСК, полученных путем разрушения эмбрионов.

Тем самым может быть решена серьезная этическая проблема. Многие религиозные организации заявляют о недопустимости терапевтического клонирования, то есть искусственного создания человеческих эмбрионов с целью выделения из них ЭСК. Например, католическая церковь считает убийством разрушение эмбриона и даже просто оплодотворенной яйцеклетки. В то же время многие ученые указывают на то, что ЭСК могут принести избавление от многих неизлечимых до сих пор заболеваний. Правда, пока сфера применения ЭСК в медицине крайне ограничена. Данная коллизия науки и этики уже вызвала появление ряда работ, цель которых — найти способы получения ЭСК без использования человеческих эмбрионов.