Полярник на фоне вездехода Nine Degrees South (компьютерная модель, вид слева-сзади). Изображение с сайта www.antarctica.ac.uk
На очередной выставке работ выпускников Королевского колледжа искусств (Великобритания) дизайнер Джеймс Мун (James Moon) продемонстрировал общественности свою концептуальную разработку: компактный, легкий и экологически чистый вездеход для участников антарктических экспедиций.
Вездеход, названный автором Ninety Degrees South («Девяносто градусов южной широты», то есть южный полюс), разработан Муном совместно с экспертами Британского антарктического общества (British Antarctic Survey, BAS) и использует ряд перспективных технологий, позволивших сделать машину одновременно легкой и безопасной. Помимо лютой полярной стужи, NDS способна защитить свой экипаж и от сильного ультрафиолетового «водопада», поливающего Антарктику сквозь одноименную озоновую дыру. Комбинированное гусенично-колесное шасси позволяет этому вездеходу перемещаться как по каменистому открытому грунту, так и по ледяным и снежным полям.
Зная, что главный враг полярника — не столько ветер и холод, сколько многочисленные трещины и разломы, присыпанные снегом, автор разработки предложил использовать беспилотного следопыта: небольшого робота, идущего впереди вездехода на расстоянии до тридцати метров. Робот оснащен средствами GPS-навигации и подземным радаром, позволяющим заблаговременно выявлять трещины. Чтобы решить проблему электропитания устройства, Мун предполагает использовать 30-метровый отрезок кабеля, который сможет одновременно служить и своеобразной «пуповиной», и страховочным тросом на случай, если трещину заметить не удастся.
Габариты двухместного аппарата, как сообщается в пресс-релизе BAS, подобраны таким образом, чтобы его можно было взять на борт компактного многоцелевого самолета DeHavilland Twin Otter (DHC-6) — «кукурузника» британских полярников.
Пока это лишь концептуальная разработка, однако вполне возможно, что рано или поздно построенные по предложенной Муном схеме аппараты появятся не только на ледяных полях Антарктики, но и на куда менее полезных для здоровья исследователей равнинах Луны, Марса и других объектах научного любопытства землян.