|
Евросоюз и Япония предприняли решительные шаги в ходе переговоров о строительстве крупнейшего в мире экспериментального термоядерного реактора ITER (International Thermonuclear Experimental Reactor). Успешное осуществление этого весьма амбициозного проекта сулит человечеству (точнее — наиболее технологически развитой его части) возможность получить источник практически неисчерпаемой и, что самое важное, экологически чистой энергии. Однако главный пункт разногласий — вопрос о месте строительства реактора — пока так и не урегулирован.
Переговоры были заморожены на 18 месяцев в декабре 2003 года из-за разногласия между членами международного консорциума по поводу выбора площадки для строительства реактора. Если Евросоюз, Китай и Россия выступают за то, чтобы строить его вблизи французского городка Кадараш (Cadarache), то Соединенные Штаты, Южная Корея и Япония лоббируют идею строительства реактора на северо-востоке Японии в местечке Роккасёмура (Rokkashomura). Причем оба лагеря упорно не желают идти на компромисс. И если усилия европейцев и японцев еще можно оправдать исходя из теории национального эгоизма (стоимость строительства станции составит 5-10 млрд долларов), то позиция сочувствующих сторон уже стала похожа на банальный саботаж.Несмотря на недавние заявления французской стороны о том, что реактор будет построен в Кадараше, вопрос о месте строительства реактора пока не решен. Однако французским и японским переговорщикам все же удалось найти почву для достижения компромиссного соглашения, пишет New Scientist. В ходе очередного раунда переговоров представители этих стран вроде бы договорились о схеме распределения ответственности сторон.
Так, японские источники утверждают, что рассматриваемый участниками переговорного процесса вариант предполагает следующую схему: страна, победившая в тендере, покрывает половину расходов на возведение реактора (примерно 2,5-5 млрд долларов), а остальные участники консорциума вкладывают по 10% от нужной суммы. Кроме того, государство-аутсайдер получит право строительства на своей территории «сопутствующего» исследовательского комплекса, стоимость которого так же составит от одного до двух миллиардов долларов. Возможно, что аутсайдеру удастся отправить на работу в ITER до 40 своих представителей, что составит около 20% от всего персонала станции.
Напомним, что ITER — это экспериментальный термоядерный реактор, работающий по принципу ТОКАМАКа (ТОроидальная КАмера с МАгнитными Катушками). Изотопы водорода в нем должны разогреваться до температур в сотни миллионов градусов, создавая плазму из заряженных частиц. В результате термоядерной реакции будут образовываться высокоэнергетические ядра гелия и нейтроны. Предполагается, что нейтроны будут покидать реактор, и их тепловая энергия будет преобразовываться в электрическую, а положительно заряженные ядра гелия будут улавливаться магнитными ловушками и участвовать в дальнейших термоядерных реакциях.
Не исключено, что достигнутые между Францией и Японией договоренности о реакторе ITER будут ратифицированы всеми шестью участникми проекта в июне-июле этого года.