Каракатицы рисуют не хуже Ван Гога

Американские ученые в очередной раз подивились уму и сообразительности каракатиц. Оказывается, эти головоногие моллюски способны представить, как должен выгляддеть незавершенный рисунок. И изобразить этот "реконструированный" вариант у себя на коже в качестве маскировки. Прежде считалось, что подобное визуальное осмысление свойственно лишь людям.

Способность к цветоподражанию и мимикрии у каракатиц (сем. Sepiida) просто фантастическая — они действительно могут скопировать на своей коже любой, даже самый сложный узор из окружающей среды. Автор этих строк один раз самолично наблюдал, как только что выловленную каракатицу положили на газету. И что вы думаете — и минуты не прошло, как на спине животного отразился текст газеты, да еще к тому же и фотографии! Причем буквы проступили настолько четко, что заметку со спины каракатицы можно было свободно прочесть.

Подобные изменения окраски обеспечивают пигментные клетки-хроматофоры, что находятся в покровной ткани животного. Каждый такой хроматофор содержит в цитоплазме пигмент определенного цвета. Вокруг него находятся кольцевые мышцы, способные за доли секунды сжать клетку. Когда это происходит, то пигмент становится невиден. В итоге, если каракатице, например, нужно вдруг позеленеть, то кольцевые мышцы сдавят хроматофоры, содержащие все цвета, кроме зеленого. Подобные изменения окраски могут происходить через миллисекунды — вот как быстро работает маскировочная система животного.

А как каракатица узнает, какой цвет нынче в "моде"? О том, как окрашена окружающая среда, животному сообщают миллионы светочувствительных клеток, рассеянных по всему телу. Они сообщают об этом нейронам, лежащим под кожей, а те моментально дают команду кольцевым мышцам сжать одни хроматофоры и "отпустить" другие. Конечно, и головной мозг животного извещается об этом, но с некоторым опозданием. Получается, что в основном процесс изменения цвета идет без активного вмешательства центра высшей нервной деятельности каракатицы.

Однако в последнее время выяснилось, что это не совсем так — мозг тоже в ряде случаев принимает самое деятельное участие в создании "камуфляжа". Именно благодаря ему каракатица может представить, как должен выглядеть незавершенный рисунок, и дать команду хроматофорам "дорисовать" его на коже. Считалось, что подобное свойственно лишь людям — мы, например, увидев изображение человеческой головы, без всяких проблем дорисуем отсутствующее туловище. Но, выходит, что и каракатицы на это способны.

Биологи из Университета Дьюка (США) поставили оди любопытный эксперимент эксперимент. Сначала подопытным каракатицам (Sepia oficinalis) предлагали сымитировать фон, напоминающий обычную морскую гальку: серые круги по 6 мм в диаметре, разделенные белыми незакрашенными границами (все это было нарисовано на куске пластика, подложенного на дно аквариума). Дисциплинированные животные сразу же "прочли" цвет фона и сымитировали на своей коже крупный галечный рисунок.

После этого исследователи усложнили задачу — они частично закрасили белые границы между "галькой". Но сделали это так, что черные круги, изображающие камни, все равно были отчетливо видны. Тем не менее, каракатицы, нисколько не сомневаясь, вновь изобразили на своем теле галечный рисунок. Хотя в этом случае им, без сомнения, приходилось достраивать "в уме" недостающие части рисунка и воспроизводить крупные неоднородности, которые должны были быть под ними.

В третий раз зоологи кардинально сменили картинку — они фактически ликвидировали гальку, так развернули недорисованные границы между "камнями", что четкие окружности уже не просматривались. Получилась как бы "каша" из многих хаотично расположенных изогнутых черточек. Каракатицы поначалу задумались, но не надолго — уже через несколько секунд на их шкурах красовался узор, напоминающий мелкодисперсное песчаное дно. Они проанализировали незнакомый им узор и решили, что больше всего он похож на мелкий песочек.

Эти опыты показали, что каракатицам, как и нам, свойственно анализировать рисунок, который они видят. И если в их памяти хранится недостаточно информации для такого анализа, они дают волю воображению, "дорисовывая" отсутствующие элементы. Или же "подгоняют" неизвестные узоры под ту картинку, которая им хорошо знакома.

"Способность визуального осмысления объектов чрезвычайно важна для каракатицы. Ведь если она выберет неправильный камуфляж, то может остаться без обеда или же попасть на зубы к хищнику. Так что ей просто необходимо хорошо маскироваться. А это невозможно без понимания основных визуальных характеристик окружающей среды — таких как цвета, узора" — говорит руководитель группы исследователей доктор Сара Жилински.

Однако, как мы видим, эти животные могут не только помнить, как должна выглядеть та или иная поверхность, но и узнавать рисунок, видя лишь его часть. Для этого одних зорких глаз недостаточно — нужен еще и мощный аналитический аппарат. И оказалось, что каракатицы таковым обладают.

Теперь ученые хотят выяснить, какая именно зона головного мозга этих животных ответственна за "реконструкцию" незавершенных рисунков. И когда это будет сделано, можно будет сравнить оба процесса подобной реконструкции — человеческий и тот, что протекает в уме каракатицы. Не исключено, что с физиологической точки зрения, они будут весьма и весьма похожи…


Похожие статьи: