Исследователи обнаружили много общего между обсессивными расстройствами у людей и навязчивым поведением у собак. Собака, гоняющаяся за хвостом, не обязательно играет и резвится: у неё просто может быть приступ навязчивого поведения. К такому удивительному заключению пришли учёные из Университета Хельсинки (Финляндия), проанализировав поведение около 400 собак самых разных пород. У каждого пса был взят образец крови для генетического исследования, а их хозяева отвечали на вопросник, касающийся проявлений навязчивого, стереотипного поведения у их питомцев. Причём необходимо было описать поведение собаки в течение всей её жизни, начиная со щенячьего возраста.
Отдельно учёных интересовали особенности навязчивого поведения. То есть, например, гоняется ли собака за хвостом несколько часов подряд или совсем недолго, каждый день, всего несколько раз в месяц или вообще не гоняется. Большинство собак начинало такую «охоту» между третьим и шестым месяцами, то есть ещё до полового созревания. Причём фактором риска тут было раннее разлучение с матерью: щенки, которые недополучали родительской любви, чаще страдали от навязчивого поведения.Стоит заметить, что похожим образом дела обстоят и у человека: если ребёнку не хватает родительского внимания, у него с большой вероятностью может развиться невроз навязчивых состояний. Вообще, исследователям удалось найти множество точек пересечения между собачьими и человеческими формами навязчивого поведения. Обсессивные расстройства у собак также зависят от наследственности. Ослабить их проявление можно, изменив рацион и образ жизни питомца: как пишут исследователи в веб-журнале PLoS ONE, витамины, минералы и игры благотворно влияют на поведение собак.
Преследование собственного хвоста — самое характерное, но не единственное проявление синдрома навязчивых состояний: пёс может, например, до одури гоняться за солнечным зайчиком или постоянно лизать у себя одно и то же место на боку. Конечно, иногда это может быть и обычной игрой, но только не тогда, когда процесс длится несколько часов.
Авторы работы высказывают интересное предположение о том, что собаки могут быть удобным объектом для изучения подобных неврозов, а результаты таких изысканий — вполне применимыми к людям. Проявления и закономерности подобных поведенческих аномалий, как утверждают учёные, довольно похожи, да и живут собаки с нами бок о бок достаточно долго, чтобы почувствовать влияние человеческой психики.