Шимпанзе осознают текущие проблемы своих товарищей и предлагают подходящие орудия труда для решения задачи, с которой другая обезьяна не может справиться самостоятельно, заявляют японские биологи в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Некоторые животные способны целенаправленно изготовлять орудия труда и использовать их для решения конкретных задач. К их числу относятся карликовый (Pan paniscus) и обычный шимпанзе (Pan troglodytes) и "интеллектуальный" лидер мира птиц - новокаледонский ворон (Corvus moneduloides). Многие способности этих птиц и приматов ранее считались уникальными способностями человека, однако с новыми исследованиями список исключительно "человеческих" навыков неуклонно уменьшается.Группа антропологов под руководством Синьи Ямамото (Shinya Yamamoto) из Центра исследований приматов в городе Инуяма (Япония) лишила человека еще одной "эксклюзивной" черты - умения вникать в проблемы окружающих и предлагать новые способы решения проблемы.
Ямамото и его коллеги провели простой эксперимент: они построили закрытую клетку из специального матового стекла, непрозрачного с внутренней стороны и прозрачного с внешней. В клетке был узкий лаз, внутри которого находился стакан фруктового сока, недосягаемый для рук обезьяны.
На одной из стенок помещения ученые проделали узкое смотровое окошко и отверстие, через которое можно было просунуть руку или предмет внутрь клетки. Рядом с этим окошком стоял ящик с разнообразными инструментами, только один из которых - палка или соломинка (в виде обрезка резинового шланга) - были пригодны для успешного извлечения сока из недоступного обезьяне места.
Биологи научили шесть пар шимпанзе из своего питомника пользоваться всеми инструментами и приступили к эксперименту. Они сажали одного из приматов в клетку и следили за поведением второй обезьяны, которая могла наблюдать обстановкой внутри клетки через окошко. В некоторых случаях окно в клетку было всегда открытым или закрытым, а иногда ученые открывали его после того, как обезьяна передавала один из инструментов своему товарищу.
Вопреки ожиданиям, шимпанзе очень чутко реагировали на ситуацию в клетке и передавали примату в клетке один из предметов из корзины в 90% случаев. В подавляющем числе случаев, все обезьяны, кроме одной, предлагали один из двух подходящих инструментов, а не другие бесполезные предметы.
При открытом окошке больше половины приматов выбирало правильное орудие труда и передавало его своему товарищу в клетке. Во втором случае шимпанзе-"наблюдатель" случайным образом выбирал один из инструментов и отдавал его второй обезьяне, и в случае неудачного выбора передавал ей второй предмет.
Аналогичная стратегия поведения прослеживалась и в третьем варианте эксперимента - обезьяны чаще всего передавали правильный инструмент после того, как окно становилось прозрачным.
Таким образом, шимпанзе способны оценивать положение своих сотоварищей и помогать им, передавая нужные орудия труда. Дальнейшие эксперименты покажут, равны ли человек и приматы в этой области, заключают биологи.