Дикие шимпанзе не склонны подавать лишние сигналы об опасности в том случае, если все члены стаи уже знают об источнике угрозы, и наоборот — всегда информируют тех обезьян, которые только прибыли в опасную зону и не имеют понятия об том, что их могут атаковать хищники, заявляют европейские зоопсихологи в статье, опубликованной в журнале Cell.
«Шимпанзе действительно понимают, что могут знать и что не знают их сородичи. Они сознательно издают сигнал опасности в тех случаях, когда их товарищи по стае не подозревают об угрозе. И с другой стороны, обезьяны гораздо реже предупреждают тех, кто уже знает об опасности», — пояснила руководитель группы ученых Кэтрин Крокфорд (Catherine Crockford) из университета города Сент-Эндрюс (Великобритания).Способность понимать то, что могут знать или не знать другие, считается одной из отличительных черт человеческого разума. В последние годы некоторые биологи обнаружили признаки существования похожих способностей у некоторых приматов и воронов, однако эти выводы оспариваются большинством других исследователей.
Система раннего предупреждения
Научный коллектив под руководством Крокфорд подтвердил существование этой способности у шимпанзе (Pan troglodytes), изучая поведение семьи диких приматов при встрече с муляжом ядовитой гадюки.
Как отмечают исследователи, в арсенале шимпанзе есть два типа сигналов об опасности. В первую группу входят громкие крики и визг, оповещающие окружающих о текущей и смертельно опасной угрозе в виде атакующих леопардов или питонов. Шимпанзе издают тихие звуки «у-у» при признаках потенциальной опасности — при виде природных и человеческих ловушек, затаившихся змей, фекалий или следов хищников.
Ученые заметили, что второй вид сигналов не предоставляет никаких преимуществ издавшей его обезьяне — змеи обычно игнорируют их крики, а препятствия от этого не исчезают. При этом другие члены стаи начинают вести себя по-другому — они явно реагируют на то, о чем сигнализировал другой примат.
Крокфорд и ее коллеги предположили, что на самом деле данные позывы шимпанзе содержат в себе информацию о типе и местоположении новой опасности, которые считываются другими особями.
Коллективная безопасность
Для проверки этой гипотезы ученые подготовили несколько муляжей ядовитой гадюки и поместили их на тропинках, по которым бродят шимпанзе в национальном парке «Лес Будонго» в Уганде. Ученые прикрепили несколько видеокамер на соседних деревьях и записывали действия обезьян, приближавшихся к «змее».
За время эксперимента шимпанзе натыкались на муляжи змеи 111 раз, причем некоторым обезьянам «посчастливилось» встретиться с гадюкой по пять-шесть раз. В половине случаев обезьяны издавали сигнал потенциальной опасности, тогда как звуки непосредственной опасности были записаны учеными лишь при трех встречах. Остальные члены стаи практически не повторяли сигнал своего товарища, обнаружившего опасность — психологи зафиксировали лишь один такой случай за все время наблюдений.
Ученые проанализировали результаты своего эксперимента при помощи методов статистики. Выяснилось, что склонность шимпанзе издавать предупреждающие звуки зависит от того, знают ли их собратья о гадюке, которая притаилась в «засаде». При этом желание шимпанзе оповестить окружающих об опасности никак не зависело от того, видит ли обезьяна гадюку в первый раз или уже встречалась с муляжом змеи.
Как правило, обезьяны чаще всего издавали предупреждающие звуки в тех случаях, когда вся их группа не знала о существовании змеи. Доля позывов значительно сокращалась, если часть особей уже слышала об опасности или видела ее. Кроме того, обезьяны реже издавали сигналы, если другие особи были ближе к змее, чем они — иначе говоря, они понимали относительное расстояние между собой, змеей и своими соратниками.
Таким образом, шимпанзе учитывают, знают ли их сородичи о потенциальной опасности и издают сигналы только в том случае, если они считают, что члены их стаи не осведомлены об угрозе. Это свидетельствует в пользу того, что эти навыки не являются отличительной чертой человека, заключают ученые.