Павианы отправляются на обед по зову не самого доминантного и агрессивного среди них, но самого дружелюбного и приятного в общении члена сообщества.
В конце рабочего дня у рабочего человека возникает желание отдохнуть в компании, о чём он и сообщает сослуживцам. Реакция последних может быть разной. Если их зовёт, что называется, душа-человек, приятный собеседник и вообще свой парень, то товарищи охотно пойдут вместе с ним. Если же на такое приглашение вдруг расщедрился человек неприятный, недружелюбный, то ему вряд ли удастся найти себе компанию.Как утверждают учёные, точно такую же картину можно наблюдать у павианов. Только у них компания собирается не по поводу выпивки, а для поиска еды.
Группа зоологов из Европы наблюдала за сообществом медвежьих павианов в одном из природоохранных парков в Намибии. Давно замечено, что эти обезьяны объединяются в группы для поиска пищи, но происходит это совсем не случайно: павианы явно каждый раз решают, куда и с кем идти за съестным. Вот учёные и попытались узнать, чем руководствуются животные, выбирая себе партнёра на время обеда.
Оказалось, что каждый раз объявляется какой-нибудь лидер, который подаёт знак остальным, как бы говоря: ну всё, я пошёл обедать. Сначала зоологи думали, что сигналом служит характерный всхрап или же взгляд назад, на остальных. Ни то ни другое не подтвердилось: сигналом для группы было просто целенаправленное выступление того, кто первым решился отправиться на поиски пищи. При этом, что важно, ни пол, ни возраст, ни даже место в иерархии на популярность «зазывалы» не влияли. Альфа-самец в такой ситуации в среднем мог быть лишь чуть более популярным компаньоном.
Как пишут исследователи в журнале Animal Behaviour, решающим фактором стало именно дружелюбие, общительность того, кто позвал других за едой. Это были те, кто не отбирал лучшие куски, кто оставлял еду для друзей, если находил особо «хлебное» место, кто предупреждал об опасности и защищал товарищей от нападений. Такой павиан пользовался общей любовью и был весьма вовлечён в ритуалы взаимного груминга: всякий хотел почистить ему шерсть и выказать своё расположение.
Таким «обеденным лидером» вполне мог оказаться и альфа-самец, но вовсе не из-за своей самцовой доминантности и общей агрессивности, а только если он одновременно был самым дружелюбным и приятным в общении парнем. Словом, всё как у людей.
Правда, ставки в животном мире всё-таки побольше: известно, что самки, которые плохо зарекомендовали себя в общении с другими, имеют меньше шансов вырастить потомство. Их детёныши попросту не выживают, потому что в критических ситуациях другие члены группы отказываются им помочь — или же сами и устраивают эти самые критические ситуации. При поиске пропитания, очевидно, одиночке сложнее найти себе пищу и выжить в сообществе: другие могут не пустить его «за стол», памятуя о его вредности и необщительности.