|
Бронированные хребтовые пластины самого устрашающего вида, в которых в самом конце юрского периода щеголяли стегозавры, предназначались не для защиты позвоночника от зубов динозавров-хищников, а использовались просто для того, чтобы выделиться.
Палеонтологи из Беркли пришли к такому выводу, проанализировав внутреннюю структуру хребтовых пластин стегозавров, сообщает EurekAlert!. Полученные результаты укрепили подозрения палеонтологического сообщества в том, что знаменитые рога трицератопсов, «шлемы» пахицефалозавров и гребешки хадрозавров служили примерно тем же целям, что и специфическая раскраска птиц, принадлежащих к одному отряду, но к разным семействам. То есть, говоря современным языком, повышению узнаваемости собственного бренда.По словам профессора Кевина Падиана (Kevin Padian) из Университета Калифорнии в Беркли, палеонтологи препарировали и сравнили образцы хребтовых пластин стегозавров и более мелкие костные щитки их предков и пришли к заключению, что наличие такого рода «защитных» элементов невозможно объяснить какими-либо практическими соображениями (например, защитой от хищников или необходимостью отвода избыточного тепла).
Дело в том, что эти образования состоят из сравнительно плотных сегментов костной ткани, наросших вокруг пространственной решетки из обычной кости. Сломать такой «вафельный» щит было бы так же легко, как, выражаясь словами профессора Падиана, «откусить кусок от сандвича». Не подходит эта сомнительная броня и для привлечения особ противоположного пола, ведь и самцы и самки стегозавров носили практически одинаковые наборы доспехов, различавшиеся, разве что, размером.
Одно время предполагалось, что хребтовые пластины могли использоваться в качестве «радиаторов»: внутри этих пластин видны достаточно широкие «тоннели» для прокладки кровеносных сосудов. Однако эта версия тоже не выдерживает критики: эти сосуды не обеспечивали сквозной прокачки крови, разделяясь на капилляры и заканчиваясь тупиками, ввиду чего их способность к отводу лишнего тепла представляется, мягко говоря, недостаточной.
Разбираясь с этим вопросом, палеонтологи исследовали схожие костные щитки и шипы, обнаруженные у различных представителей семейства бронированных травоядных динозавров Thyreophora (в него входят стегозавры, анкилозавры и их многочисленные предшественники). Для анализа был использован примерно десяток сохранившихся костных щитков от шести разных видов бронированных ящеров. Как показало исследование, и сантиметровые щитки североамериканского Scutellosaurus, длина которого от носа до кончика хвоста не превышала 1,2 метра, и куда более крупные пластины четырехметрового Scelidosaurus никуда не годились в качестве радиаторов: во всех случаях кровь шла не насквозь, а «упиралась» в тупики кровеносных сосудов. Скорее всего, как и в случае с ныне живущими рогатыми млекопитающими, эти сосуды использовались по своему прямому назначению. То есть для доставки стройматериалов, необходимых для ускоренного роста костных пластин.
Разумеется, делать окончательные выводы пока рано. Однако очевидно, что когда надо выделить какую-либо биологическую группу из общей массы, Природа склонна прилагать совершенно, на первый взгляд, несоразмерные важности задачи усилия. Поэтому, к примеру, даже такие несерьезные представители современной нам фауны, как воробьи земляные (Pyrgilauda), так сильно отличаются от проживающих на африканском континенте воробьев золотых (Auripasser). Что уж тут говорить о больших и солидных динозаврах.