Охотничья территория львов поделена на несколько участков: успешно поохотившись на одном, львы быстро уходят на другой, давая оставшимся в живых травоядным прийти в себя.
Успех мероприятий, направленных на защиту и сохранение крупных хищников, зависит от того, насколько хорошо мы представляем себе поведение наших подопечных. Между тем именно в знаниях о поведении крупных хищных животных нередко имеется множество «белых пятен». Взять тех же львов: изучать их охотничьи повадки в неволе невозможно, а в дикой природе — трудно, долго и попросту опасно. Тем не менее группа исследователей из Оксфорда задалась целью выяснить тонкости взаимоотношений между африканскими львами и их жертвами и в течение нескольких лет изучала жизнь хищников в одном из национальных парков Зимбабве.Результаты своих наблюдений за дикими кошками зоологи опубликовали в журнале American Naturalist.
Оказалось, что вся охотничья территория львов разбита на участки, часто совпадающие с местами водопоев, и львы перемещаются между ними независимо от того, насколько успешным был продовольственный набег. В случае неудачи это можно понят:— хищники уходят попытать счастья на другой территории. Но даже при успешной охоте львы торопятся уйти не менее чем на пять километров от «места преступления».
Учёные отслеживали перемещения 164 особей, и в 87% случаев успешной охоты они наблюдали стремительное отступление-уход хищников. Постепенно исследователи пришли к выводу, что такой манёвр предназначен для успокоения оставшихся в живых травоядных. Продолжать охоту там же — значит подогревать тревожность и осторожность антилоп и зебр, что, в свою очередь, делает эти вылазки более трудными и непредсказуемыми.
Поэтому львы уходят, чтобы позволить потенциальной добыче прийти в себя.
Очень важно, пишут авторы работы, учитывать такую особенность поведения диких львов при планировании заповедных территорий: чтобы успешно охотиться, хищники должны иметь возможность хоть какое-то время не «стрессировать» добычу своим присутствием. Очевидно, что такая территория должна быть достаточно большой и включать набор «охотничьих угодий» вроде речных оазисов.