Количество еще не изученных грибов в России, по прогнозам, может превысить 11 тысяч видов, рассказал РИА Новости заместитель директора по научной работе Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН, руководитель лаборатории систематики и географии грибов Александр Коваленко.
"Новые виды грибов обнаруживаются постоянно. Особенно сейчас, при проведении молекулярно-биологических исследований. Всего в мире насчитывается 72 тысячи видов грибов, в России приблизительно 11 тысяч видов, но не выявленных видов примерно столько же. Таким образом, биоразнообразие грибов в России может составлять 20-25 тысяч видов, а это 30% от общемирового биоразнообразия", - рассказал Коваленко.Есть виды-двойники, которые можно различить только с помощью микроскопа, есть микроскопические организмы, отдаленно напоминающие грибы, которые пока невозможно вырастить в лаборатории, поскольку они находятся в тесной взаимосвязи с конкретными средами обитания. Большие результаты дает выявление разных видов в малоизученных средах.
Из Америки - в Сибирь
"Недавно наши коллеги из московского Университета проводили исследования водных грибов в Белом море, растущих в воде и на растениях - около 200 видов обнаружилось. На Дальнем Востоке микологи обследовали шесть видов морских губок и на них нашли несколько десятков грибов", - отметил Коваленко.
Самым малоизученным грибным "ареалом" ученый называет Сибирь - прежде всего, из-за ее размеров и непроходимости лесов. При этом состав видов более однороден на огромной площади, не считая южной Сибири, где разнообразие снова увеличивается.
"И там прослеживаются через Дальний Восток связи с Америкой - пути распространения грибов удивительны. Самые богатые по количеству видов регионы - юг Дальнего Востока (Приморский край) и Северный Кавказ. Там тепло, и есть горы, которые дают большую пестроту - на разных поясах разные виды деревьев, на которых растут различные виды грибов", - отметил ученый.
По сравнению с центром России, Северо-Запад и, в частности, Петербург и Ленобласть исследованы неплохо, говорит Коваленко. В области насчитывается от 1,5 до 2 тысяч шляпочных и близких к ним грибов, в Санкт-Петербурге - видов 700-800, если считать парки, а микроскопических грибов (микромицеты), включая водные и редкие виды, дрожжи - несколько тысяч.
Внутренняя среда города насчитывает 10-20 наиболее распространенных микроскопических образцов, в том или ином количестве присутствующих в помещениях.
Обитатели "шапок" планеты
Изучают микологи и грибное население Арктики и Антарктики, а также обширных территорий Заполярья, рассказала старший научный сотрудник Ботанического института РАН Евгения Богомолова.
"В Антарктиде очень много интересных штаммов, очень любопытные адаптивные реакции. Мы сейчас как раз получили грант, в рамках которого более глубоко начнем изучать эти грибы. Биохимию будем делать определенную, морфологические адаптации изучаем - там целый комплекс каких-то приспособительных реакций. Это и адаптация к низким температурам, их перепадам, малому содержанию питательных веществ. Ко всему этому грибы адаптируются весьма успешно, как показывает практика", - рассказала Богомолова.
Несмотря на то, что в Заполярье, как правило, первичные почвы, которые состоят из голых камней, там достаточно большое видовое разнообразие грибов - от 100 до 200 видов. Этот список постоянно расширяется - все зависит от того, какие образцы привозят и откуда.
"На скальных породах список видов значительно уже - до 100 видов. Из них 10-15 - типичные бионты, то есть те грибы, которые действительно там растут, развиваются, и это их родной дом. А остальные 90% - это случайные виды, которые занесены из почвы, с пометом птиц. Скорее всего, они на этих камнях не развиваются, а просто присутствуют в виде каких-то спор, которые мы выявляем при анализе", - пояснила Богомолова.
При этом площади обитания микроскопических грибов в северных широтах не ограничены, и находят их по всему арктическому побережью - где удавалось взять пробы почвы и ледяного керна.
Как живется микологам
Лаборатория систематики и географии грибов Ботанического института им. Комарова РАН является самой крупной в России и одной из самых авторитетных по всему миру. По словам Коваленко, регион не может финансировать ни сам институт, ни деятельность его отдельных лабораторий, так как это учреждение имеет федеральный статус.
"Около 145 миллионов рублей в год (идет из федерального бюджета) на весь институт. Кроме этого, мы получаем различные гранты, но это уже финансирование отдельных исследовательских групп в каждом подразделении. В 2011 году мы получили по грантам порядка 23 миллионов. А восемь госконтрактов по двум федеральным целевым программам (ФЦП) - это еще около 7 миллионов за год", - пояснил Коваленко.
Деньги, приходящие через Российскую академию наук - это только зарплата сотрудников и оплата коммунальных платежей.
"И ничего для собственно исследований, приобретения оборудования, расходных материалов, проведения экспедиций. На это мы зарабатываем грантами. Есть три академические научные программы, которые суммарно дают нам порядка 3 миллионов рублей. Это дается на исследования. Но 3 миллиона в год - это на весь Ботанический институт, где работают 450 человек, из них 300 научных сотрудников", - отметил Коваленко.
В 2011 году девять петербургских микологов отправились в экспедицию на юг Дальнего Востока, где посетили три заповедника (Уссурийский, Сихотэ-Алинский, Кедровую падь) и заказник Леопардовый. Обширные исследования выявили причину множественной гибели монгольского дуба в Сихотэ-Алинском заповеднике - описанный за несколько лет до этого штамм гриба Biscogniauxia maritima. В этом году группа из трех человек снова поедет на Дальний Восток.
Ботанический институт был основан в 1713 году как Аптекарский огород Петра Первого на Вороньем острове в Санкт-Петербурге. В 1823 году был реорганизован в Императорский Санкт-Петербургский ботанический сад. С 1925 года носил название Главный ботанический сад СССР, в 1930 году был передан в ведение Академии наук СССР.
В гербарии Ботанического института хранится около 7 миллионов гербарных образцов высших, низших растений и грибов.