Древнеегипетская Книга Мертвых это не книга о смерти. Это книга о жизни, победившей смерть. Парадоксально, но так эффектное название, ставшее фактически таким же распространенным символом Старенького Египта как пирамиды, мумии и папирус, совершенно не соответствует содержанию и идее самого произведения. Более того оно прямо назад по смыслу подлинному его наименованию. Но дело не только
Древнеегипетская Книга Мертвых это не книга о смерти. Это книга о жизни, победившей смерть. Парадоксально, но так эффектное название, ставшее фактически таким же распространенным символом Старенького Египта как пирамиды, мумии и папирус, совершенно не соответствует содержанию и идее самого произведения. Более того оно прямо назад по смыслу подлинному его наименованию. Но дело не только в Книге Мертвых неувязка несравненно шире.
Уже давным-давно Старенькый Египет совершенно превратно представляется европейцами государством смерти, в какой жили люди, типо поклонявшиеся ей и всю жизнь готовившиеся умереть. Отчасти, это закономерное следствие источников наших знаний может быть, больше 95% памятников Старенького Египта найдены в гробницах. Попробуйте представить, какое воспоминание произведет наша цивилизация, если будущему историку предоставить только материал наших некрополей?
И, напротив, далеко не все древнеегипетские памятники будут не спецом ассоциироваться с миром мертвых. Например, на стенах гробниц чиновников эпохи пирамид представлены практически все стороны жизни на Ниле: сельскохозяйственные работы, ремесла, охота и рыболовство и т. д. И как представлены ярко и солнечно! Не удивительно, что среди этих изображений встречаются даже юмористические. Кстати, любовь к шутке отличает современных египтян от других арабов здесь сохранился не только антропологический тип, ну и муниципальный характер. К огорчению, эта тема смеховая культура старенькых египтян пока остается фактически закрытой зоной для египтологов. Причина, естественно, не в отсутствии интереса к этой проблеме у ученых, а в трудности ее решения. Давно прозвучавший смех как запах бывает фактически неуловим. Он различен в различные эпохи и у разных народов, различен в разных слоях 1-го и того же общества, а если в культуре владычествует личное начало, он в некоторый мере различен и у каждого смеющегося. Даже зафиксированный текстами юмор (например, возлюбленный прием египетских писцов игра слов) улавливается время от времени с большущим трудом, и может быть, часто остается необнаруженным. Исследование смеховой культуры просит от историка проникания в довольно аморфную и зыбкую область склада разума.
Примечательно, что непосредственно в эру Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.), главный период бытования Книги Мертвых (вобщем, принципна, естественно, и ее более поздняя «Саисская редакция»), резко вырастает количество юмористических текстов и рисунков. К этому времени относится удивительный мифологический рассказ «Тяжба Хора с Сетхом», в каком осмеянию подвергаются главные боги Египта. И неплохо бы Сетх, скомпрометированный убийством Осириса и выставленный здесь глупым качком, публично оскорбляют самого царя богов Амона-Ра! Еще веселее эротические рисунки имеется даже «сборничек комиксов» (Туринский эротический папирус: изображения примечательны тем, что они непосредственно юмористические, а не похабщины ради).
Итак, название «Книга Мертвых» прочно связалось с погребальными текстами, хотя египтологи (сами, кстати, «пустившие» это название в свет) отлично знают, что оно более чем условно. Подлинное название произведения переводится: «Изречения выхода в день». В нем отражается вся основная суть этого замечательного текста помочь умершему миновать все опасности загробного мира, пройти посмертный суд и вместе с солнечной баркой бога Ра вновь вернуться на землю, т. е. ожить, воскреснуть «обновиться», как говорили египтяне. Победить врага смерть, чтобы вести духовно-чувственное существование в омоложенном, нестареющем теле на вечно прелестной злачной земле в окружении собственных родных и близких. Это книга о преодолении смерти, о победе над ней и сходу о том как это сделать. Необходимо подчеркнуть, что в одной из центральных по значению Глав Книги Мертвых нашла выражение одна из величайших идей человеческой культуры идея загробного воздаяния (ее рождение в Египте относится к более ранним периодам. В гробницах Старенького царства покойный заявляет в своей «автобиографии»: «Я давал хлеб голодному, воду жаждущему, одежду нагому [Делал так], чтобы было отлично мне у бога великого». Как вам понравиться: «Из-за меня никто не провел ночь без сна» (т. е. я никого не расстроил, не обидел, не разгневал).
Книга Мертвых имела колоссальное значение для духовной и религиозной жизни старенькых египтян. Она не была ни погребальным ритуалом в чистом виде, ни молитвенником, ни сборником легенд. Тяжело даже слету подобрать подходящее название для этого необыкновенного и необычно принципного памятника. Взаправду, говоря о ней, легче перечислить, чем она не была; или, может быть, будет поточнее сказать, что для египтян она была всем этим сходу в религиозной литературе христианства, буддизма и ислама, т. е. великих глобальных религий нет ничего, что можно было бы сравнить с этим поразительным произведением богословской мысли высочайшей старенькой языческой культуры. Видимо, можно сказать, что Книга Мертвых была квинтэссенцией, средоточием духовных, религиозных и мировоззренческих представлений тысячелетней культуры, прошедшей уникальный для мировой истории (протяженностью выше 3 тысяч лет!), никем не пресекавшийся путь от старых первобытных очагов сознания до высочайшей цивилизации, сыгравшей колоссальную роль в мировой культуре и никогда не терявшей теснейшей преемственной связи со своим «доисторическим» прошедшим.
В Египте до Книги Мертвых (а ее древнейшие списки относятся к XVII-XVI вв. до н. э.) была могучая традиция заупокойной литературы это Тексты пирамид, записанные в конце Старенького царства (XXIV-XXII в. до н. э.), а датируемые более удаленными от нас периодами, и Тексты саркофагов (XXI-XVIII в. до н. э.). Для нас это, наверное, взаправду странное произведение разновременный по происхождению конгломерат очень «практических» изречений, вплоть до прямого (как нам кажется) обмана загробных судей, туманных диалогов, магических заклинаний и текстов, удивительных по своей образной и художественной силе, потрясающих своим духовным, философско-этическим прозрением. Для египтян, отправляющихся в царство Осириса, хрупкий папирусный свиток был фактически единственной реально осязаемой надеждой пройти невредимым через кошмарный, ужасающий, населенный чудовищами мир мир змей, скорпионов, призраков, неодолимых преград, озер пламени и магических кристаллов. Мир, восходящий к бесконечно далеким временам первобытных обрядов инициации, сумрачным туманным осколком сохранившийся в протяжении 1000-летий. Для старенькых египтян их волшебный свиток был священной книгой, божественным откровением, дарованным людям выше представление, далеким бликом сверкнувшее в скрижалях Моисея.
Определяя свою письменность как «меду нечер» «божественная речь», египтяне строили ее изобретение к великому богу мудрости и зания Тоту, а свитки священных книг называли «Бау Ра» «Душами [бога] Ра». Божественное происхождение Книги Мертвых было естественным и, как все божественное, ей сопутствовала затаенна: «Сделай книгу так, чтобы не видел человеческий глаз она расширяет шаги на небе, на земле, в преисподней. Она полезнее церемоний отныне и вовеки» (Глава 144).
Эти последние слова наилучшим образом отражают отношение самих старенькых египтян к этому замечательному произведению. Без представления о том, чем же была для их Книга Мертвых, видимо нельзя осознать сути и духа их сногсшибательной культуры очень уж много представлений о бытии и мировом порядке в нее попало. Так что может быть не так и не правы были те, кто называл Книгу Мертвых Библией Старенького Египта. Что можно утверждать уверенно это 1-ая в истории иллюстрированная книга.