Судьба Эмилии Шиндлер

Судьба Эмилии Шиндлер

До последнего времени этот список считался утерянным. Немецкая газета «Штуттгартер цайтунг» первая сообщила о находке: оригинальный текст знаменитого списка был найден в старом, потертом чемодане, на ручке которого оказалась бирка с надписью «О. Шиндлер». Многие десятилетия чемодан пролежал в доме друзей Шиндлера в Хильдесхайме, что на севере Германии, до той поры, пока наследники этих людей – супружеская пара – не стали разбирать вещи на чердаке родительского дома. Оказалось, Шиндлер отдал бумаги на хранение своим ближайшим друзьям перед смертью. Они тоже уже умерли – женщина в 80-е годы, мужчина – чуть более трех лет назад. Список был передан их наследниками в редакцию газеты и опубликован. Это было спустя ровно 25 лет со дня смерти Шиндлера, объявленного в Израиле героем еще при жизни.

Речь идет не о каком-то одном листочке с подписью, который можно подделать, а почти о 10 страницах, собственноручно написанных Оскаром Шиндлером. Были и письма, которые он получал, фотографии, вырезки из газет – подделать все это просто немыслимо! К тому же люди, нашедшие чемодан, никоим образом не собирались на этом заработать.

О подлинности списка оживленно дискутировали израильские и немецкие ученые. Некоторые считали, что это не оригинал, но тем не менее важный документ. Немецкие эксперты обратились к самим «евреям Шиндлера»: некоторые из них еще живы, и они узнали на обнаруженных фотографиях несколько человек.

Как известно, «список Шиндлера» состоял из 1200 фамилий евреев – заключенных концлагеря. Весной 1943 года Оскар Шиндлер убедил нацистов СС в Кракове, что перечисленные лица необходимы для работы на его фабрике. Так люди были спасены от газовых камер. В настоящее время в Израиле, США, Канаде, Германии проживает более 6 000 потомков тех, кого укрыл от смерти Шиндлер. Несколько человек из его списка живы до сих пор. Среди них бывший судья Верховного суда Израиля Моше Бейский. С его помощью установлены фамилии людей на найденных в чемодане фотографиях.

А список прошел экспертизу в израильском Национальном институте памяти Катастрофы и героизма в Яд-Вашеме, который многие годы занимается поисками людей, спасавших евреев в годы второй мировой войны. Директор отдела «Праведники мира» д-р Мордехай Палдиель высказал мнение, что этот список является точной копией того, который был сделан Шиндлером через несколько месяцев после окончания войны и хранится ныне в Яд-Вашеме. Именно этот документ был использован в фильме Спилберга. Д-р Палдиель подтвердил: найденные документы представляют несомненный интерес.

Как известно, фильм Спилберга заканчивается последним днем войны, 8 мая 1945 года. Документы дают возможность узнать о деятельности Шиндлера в послевоенный период. Он пытался заниматься бизнесом, но потерпел неудачу и разорился. В 1949 году уроженец чешского города Свитавы вместе с женой Эмилией, помогавшей ему в спасении евреев, переехал в Аргентину, где в то время находилось много немцев, бежавших из Германии после войны. Как признал летом 2000 года президент Аргентины Фернандо де ла Руа, тогда в стране нашли убежище 180 нацистских преступников. Среди них были Адольф Эйхман и нацистский врач Йозеф Менгеле. В то же время аргентинские власти чинили препятствия въезду подвергавшихся геноциду. Президент Аргентины признал темное прошлое, связанное с симпатиями к нацистам, и принес официальные извинения.

Шиндлер прожил в Аргентине семь лет, затем возвратился в Германию, где и умер в 1974 году, не оставив жене никаких средств к существованию. Эмилия Шиндлер, которой теперь 93 года, более 40 лет живет в Аргентине, в 60 километрах от Буэнос-Айреса. У вдовы Шиндлера свое мнение о нем. По ее словам муж никогда не был героем, а только человеком с авантюрным характером. Корреспонденту немецкой газеты «Ди Вельт» Эмилия сказала: «Он покинул меня в 1957 году, забрав последние наши сбережения – 100 тысяч марок, полученных от германских властей за проданную фабрику». Эта женщина сыграла едва ли не решающую роль в спасении евреев, и в последнее время появились документальные подтверждения тому. По словам Мишеля Фридмана, французского адвоката, родители которого жизнями обязаны супружеской чете, «Шиндлер завязывал контакты с нацистскими бонзами, но без Эмилии ему бы ничего не удалось».

По некоторым сведениям, после отъезда из Аргентины Шиндлер проживал в семье одного врача. Правительство ФРГ с начала 60-х годов платило ему небольшую пенсию. В помощь ему в Израиле был создан Фонд спасенных Шиндлером, на средства которого он в основном и жил. На несколько месяцев в году приезжал в Израиль. И был похоронен в Иерусалиме на старинном католическом кладбище у подножия горы Сион. На собранные деньги Шиндлеру поставили памятник на могиле. «Благодарение Б-гу, что он был наш» – написано там на иврите. «Незабвенному спасителю 1200 обреченных евреев» – по-чешски и по-немецки выбито на другом памятнике, установленном земляками Шиндлера в городе Свитава в Чехии. Во время одной из поездок в Израиль я посетил католическое кладбище, где похоронен Шиндлер. По еврейскому обычаю на могиле нет цветов. Она обрамлена камнями, и каждый пришедший сюда кладет камешек на могилу. Кстати, там я познакомился с молодым офицером израильской армии, дед которого был в списке Шиндлера и после войны оказался в Израиле, там и умер.

Не так давно автобус из Мюнхена доставил Эмилию Шиндлер в Чехию. На ее морщинистом лице светились глаза, глядевшие вокруг с молодым любопытством. Она почти не могла ходить и передвигалась по улицам Праги в коляске, которую везла женщина средних лет с еврейскими чертами лица. После 54 лет разлуки Эмилия увидела родину.

На пограничном пункте в Розвадове она предъявила немецкий паспорт. В нем значилось: «Эмилия Шиндлер, девичья фамилия Пелцл, родилась 22 октября в чешском старом Малянтине». Ее спутницей была Эрика ван де Розенберг, переводчица, писательница, профессор. Обе, кроме немецкого гражданства, имели и аргентинское.

С Эрикой Розенберг Эмилия познакомилась восемь лет назад. Свел их замысел написать книгу о судьбе Эмилии и ее мужа. Мемуары назвали «В тени Шиндлера». По мемуарам и под тем же рабочим названием снимался документальный фильм на мюнхенской студии «Бавария-фильм», которая и организовала им поездку в Чехию.

В перерывах между съемками, проходившими в тех местах, где в 1928 году Эмилия дала согласие будущему спутнику жизни, она рассказала: «В моих глазах он всегда останется необыкновенным человеком, привлекательным, веселым и предупредительным. Временами он относился ко мне с настоящим чувством. Однако это не был верный муж, и до нашего супружества, и после он сменил множество женщин. Этого я ему простить не могу. Не в силах забыть и то, как, потерпев фиаско в делах, бросил меня в Буэнос-Айресе с одними долгами. Я потеряла все: ферму, дом, сбережения. Еще сегодня за мной тысяча долларов его долга...» И еще: «Так хорошо, как я, его не знал никто

.

С чистой совестью скажу: будучи мне плохим мужем, он никогда другому не причинял зла Жизнь вынуждала его идти на компромиссы, приспосабливаться. Но он никогда не был убежденным нацистом. Это точно. Желая блага Германии, он не хотел работать на Гитлера. Однако попал в сети военных хитросплетений, а война всегда плодит патологию. Тревога и забота о евреях, устроенных в его фирме “Emilia” в Польше, а потом в Чехии, – все от чистого сердца, при том что защита этих людей была очень небезопасна. Приходилось идти на риск, давать взятки, но ведь самое главное – результат, не так ли? 1200 спасенных жизней – это что-нибудьда значит». В 1984 году она посетила могилу Оскара в Иерусалиме.

Эрика Розенберг со своей стороны говорит: «Я сама еврейка, меня трудно провести: кто настоящий нацист, а кто нет – чувствую издалека. Оскар нацистом не был. (Шиндлер числился членом нацистской партии с 1935 года и пользовался правом носить золотой партийный значок. – Авт.) И нельзя забывать, какой помощницей для него была Эмилия. Когда я писала о них книгу, приходилось не только рыться в архивах, но и встречаться со спасенными. Многие вспоминают, что Эмилия самоотверженно доставала для них питание и лекарства, готовила еду и старалась поддержать их душевные силы и надежду на спасение».

Эмилия останавливается в своей коляске посреди двора текстильной фабрики «Vitka» в Брненце, где некогда был плац концлагеря «Брунилитц». Оглядывается вокруг, смотрит на остатки былых лагерных бараков и вспоминает – шеф-инженера Шёнбойма, Лютера Штерна и других. С тем же глубоким чувством говорит она о чешке Дадбковой, жене владельца мельницы, что неподалеку от лагеря. Это она, мельничиха, давала сотни килограммов муки, из которой Эмилия готовила евреям мацу.

Многие историки, включая чешскую исследовательницу Итку Грунт, австрийского писателя Т. Кенили и ряд других, подчеркивают, что иногда, к сожалению, роль Эмилии Шиндлер в спасении евреев недооценивается.

Сейчас она по-прежнему живет в Аргентине, совершенно одна. С ней перестала поддерживать связь племянница мужа из Мюнхена. Живет Эмилия в маленьком доме, который ей предоставила еврейская благотворительная организация. «Мне довелось видеть много горя в жизни, – говорит она, – но при этом я все же благодарна за прожитую жизнь!»

Аргентинские власти заботятся об этой женщине, хотя одно время выплата ей специальной пенсии была приостановлена. Сейчас она получает ежемесячно 900 долларов. «Мы хотим, чтобы человек, сохранивший столько человеческих жизней, имел достойную старость», – заявил министр внутренних дел Аргентины Федерико Сторани. В 1999 году Эмилии было присвоено звание Почетного жителя Аргентины.

Эмилия завещала Эрике, чтобы после смерти ее кремировали и пепел развеяли над рекой Ла-Плата. «Судьба забросила меня в далекую Аргентину. Так пусть и прах мой уносится по реке в океан. Океан – все же не кладбище, а колыбель всего живого».

... В Израиле имена Оскара и Эмилии Шиндлер стоят в одном ряду со шведским дипломатом Раулем Валленбергом, датским королем Христианом X и многими другими выдающимися деятелями и простыми людьми, спасшими тысячи евреев. Их имена никогда не будут забыты!

Яков Этингер

Доктор исторических наук, профессор, почетный член семи зарубежных академий Яков Яковлевич Этингер родился 12 августа 1929 года в Минске. Он был узником гетто и ГУЛАГа.

В 1956 году, окончив исторический факультет МГУ, он пришел в Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР и проработал там 33 года, пройдя путь от библиотекаря до главного научного сотрудника. За эти годы им написано 10 книг и около 500 статей по международным политическим и этническим проблемам стран Азии и Африки (многие работы изданы за рубежом). Никогда не состоял в КПСС и был «невыездным» в течение нескольких десятилетий.

Я.Я. Этингер был одним из организаторов общества «Мемориал» (1988), входил в состав его оргкомитета и первой рабочей коллегии. В конце 80-х – начале 90-х годов он сопредседатель Московского объединения жертв политических репрессий, один из инициаторов создания Ассоциации евреев – бывших узников гетто и фашистских концлагерей (1990), член ее совета. В настоящее время он состоит в совете Международного союза общественных объединений евреев — бывших узников фашизма (организован в январе 2000 года.), член правления общественно-политического клуба «Московская трибуна», созданного А.Д. Сахаровым, заместитель председателя правозащитной ассоциации «Гражданский мир» (образована в 1990 году.), член совета Международной ассоциации историков по изучению корней, причин и последствий сталинизма в России, член Международной федерации прав человека (Париж).

В 90-е годы Я.Я. Этингером опубликовано большое количество статей по проблемам сталинизма, политических репрессий и антисемитизма в Совестком Союзе и в современной России, в частности о «деле врачей» – в российской и зарубежной печати: в США. Германии, Англии, Франции, Италии, Израиле, Испании, Голландии, Бельгии, Греции, Финляндии, Венгрии, Японии, Эстонии, Латвии. Он участник многих международных конференций и семинаров по вопросам прав человека, проблемам антисемитизма и нацизма в современной России. В течение последних десяти лет неоднократно выступал с лекциями в научных центрах Западной Европы, США, Израиля, а также в Совете Европы в Страсбурге в 1992 году.

Похожие статьи: