СЕЧИН-БАХО ИЗ ДОЛИНЫ КАСМА: ДРЕВНЕЙШАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПОСТРОЙКА НОВОГО СВЕТА

СЕЧИН-БАХО ИЗ Равнины КАСМА: Древная МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПОСТРОЙКА НОВОГО СВЕТА

Новое археологическое открытие Перу началось в 1994 году, когда перуанская исследовательница Рут Шади приступила к раскопкам в равнине Супе и нашла древний город Америки — Караль. Более поражают и начатые потом раскопки в равнине Касма на севере Перу. Тут найдены святилища, построенные более 4 тыщ годов назад.

В равнинах рек Сечин и Касма, практически в 4 сотках км к северу от столицы Перу, Лимы, издавна находили золото инков. Но то, что отыскали археологи из Германии и Перу, для ученых, пожалуй, важнее коллекции украшений времен испанской Конкисты. Тут найдена самая старая монументальная постройка Нового Света. Это здание, сооруженное из кирпича-сырца, построено практически на девять веков ранее, чем Караль, «первый город Америки». По способу радиоуглеродного анализа оно датировано 3400 — 3200 годами до новейшей эпохи. В то время в Нильской равнине еще не зародилась держава фараонов, а о строительстве пирамид никто даже не грезил.

Речные равнины — одна из соответствующих воспримет пейзажа Перу. Он достаточно однотипен. С одной стороны тянется сравнимо узенькая — от 80 до 180 км — прибрежная полоса, полоса пустынных равнин. С другой — возвышается Сьерра — широкая горная страна, Перуанские Анды. С гор сбегают бессчетные маловодные, недлинные реки. В Тихий океан в границах Перу впадает около полусотни рек. Они пересекают прибрежную полосу с востока на запад. В равнинах этих рек в протяжении 1000-летий селились люди. Конкретно тут и зарождались древние культуры Перу.

В одном из таких оазисов — в равнине Касма — найдено около полусотни монументальных зданий. Ни в какой другой части Перу не размещено вблизи друг от друга столько храмовых комплексов. Для случайных туристов, привыкших к «чудесам архитектуры», эти монументы, вобщем, ничем не примечательны. Время изменило их практически до неузнаваемости. Древнейшие пирамиды не смогли выдержать медленную работу природных сил. Ветер и вода оказались посильнее расчетов строителей.

СЕЧИН-БАХО ИЗ Равнины КАСМА: Древная МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПОСТРОЙКА НОВОГО СВЕТА

Но под этими низкими, неказистыми буграми могут таиться, исходя из убеждений археологов, подлинные сокровища. Естественно, не любая из руин сравнится по возрасту с храмом Сечин-Бахо, древним памятником Америки, но уже понятно, что они все были построены 3-4 тыщи годов назад, а некие и еще ранее. К числу важных памятников равнины реки Касма можно отнести храм Серро-Сечин (его каменные стенки декорируют около 4 сотен грубых и в то же время качественных рельефов) и святилище Сечин-Альто протяженностью практически два километра.

Храм 4 дворов

Храмовый комплекс Сечин-Бахо (раскопки в нем начались в 2000 году) размещался на северной оконечности равнины Касма, там, где поля, возделываемые крестьянами, равномерно переходили в пустыню. Общая площадь святилища добивается 30 гектаров. Тут можно узреть постройки, построенные в различные эры. Длинноватая глухая стенка отгораживает их от песков пустыни.

Главное здание храма выделяется точной осевой симметрией. Оно сооружено на платформе высотой 20 метров. Благодаря применению геофизических способов установлено, что на этом месте когда-то находилось другое, еще больше древнее здание, возведенное во 2-ой половине IV тысячелетия до новейшей эпохи.

Стенки храма, выполненного в виде пирамиды, на наш взор, не по привычке пусты. Тут нет ни рельефов, ни других изображений. Помещения имеют прямоугольную форму, но углы несколько скруглены. Где-то в стенках, покрытых белоснежной штукатуркой, показываются ниши.

Перед основным зданием размещена «пристройка» высотой 14 метров, имевшая собственный отдельный вход. Потом просвет меж зданиями был засыпан.

Общие размеры комплекса составляют приблизительно 200 х 140 метров. Как отмечает германский археолог Рената Пацшке, «люди, построившие это святилище, непременно, искрометно разбирались в архитектуре». Храмовый комплекс построен в главном из больших камешков, доставленных с близлежащих гор и потом обтесанных.

СЕЧИН-БАХО ИЗ Равнины КАСМА: Древная МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПОСТРОЙКА НОВОГО СВЕТА

Конкретно к святилищу примыкают четыре двора, расположенные повдоль его центральной оси. Они все, поднимаясь уступами, ведут к платформе. 1-ый, самый широкий двор огорожен с боковой стороны стенками пятиметровой высоты. Стенные рельефы изображают людей с простертыми руками — или участников какойто процессии, или танцующих. В правой руке они держат некоторый продолговатый предмет, а в левой — что-то круглое, откуда возникает голова змеи.

Площадь 2-ух первых дворов составляет около 2000 квадратных метров. Еще громаднее территория, прилегающая к ним,— 18 тыщ квадратных метров. Разумеется, в древности тут устраивались народные собрания и проводились религиозные церемонии. Во 2-м, как и в четвертом, дворе имелись ниши высотой в человечий рост. В их были установлены фигуры кумиров либо же помещались мумии.

3-ий двор размещается в 6 с излишним метрах над вторым. Сначала все дворы были открыты для гостей. Но с течением времени 3-ий двор отделила от первых 2-ух высочайшая стенка. Она закрывала все происходившее там от сторонних глаз. Только две узенькие боковые лестницы вели наверх. Разумеется, только избранные имели право подняться по ним. «Возможно, поменялась сама религия, которой придерживались местные обитатели, либо же другой стала иерархия в обществе», — считает германский исследователь Петер Фукс, работающий в Перу вот уже четверть века.

Около 1600 года до новейшей эпохи храм Сечин-Бахо был покинут. Все его помещения оказались пусты. Тут не найдены не только лишь изображения богов, да и предметы культа, и даже ежедневные предметы. Брошенное святилище обычно изобилует разными реликвиями. Тут же археологам достались только отдельные жемчужины да куски глиняных фигур.

В особенности любопытны осколки сосудов с круглым днищем, без горлышка, которые относятся к числу самых ранешних образцов керамики, отысканных в этом регионе. Они украшены стилизованным изображением рыбы. Понятно, что у северного побережья Перу встречаются рыбы, владеющие галлюциногенным действием. И это изображение принуждает задуматься об экстатических обрядах, разумеется, получивших распространение в Перу в обозначенную эру.

СЕЧИН-БАХО ИЗ Равнины КАСМА: Древная МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПОСТРОЙКА НОВОГО СВЕТА

Что все-таки прогнало людей из святилища? «Они не покидали храм в спешном бегстве — они организованно уходили отсюда», — отмечает археолог. В нескольких комнатах еще сохранилась глина, принесенная сюда, может быть, ею собирались поновой штукатурить стенки. Но работы так и не начались. Лестницы замуровали, все входы в помещения закрыли. Храм опустел. Почему? Не знает никто.

На внешней стенке платформы, собственного рода «холсте» из глины, в итоге были процарапаны около 130 граффити. Это — наибольшая коллекция схожих рисунков, относящаяся к древней истории Перу. По большей части это — неудобные, ученические копии рельефов, украшавших стенки первого двора.

Тут встречаются геометрические орнаменты (кресты, прямоугольники, прямоугольные ступени), маски, головы, схематичные изображения человечков и животных. «Я не желаю сказать, что тут имеются только примитивно процарапанные картинки, — подчеркивает Петер Фукс, — но, вспоминая, к примеру, о рельефах в храме

Серро-Сечин, охото сказать, что они умели это делать еще лучше».

Но некие композиции достаточно красивы и сложны. К примеру, археологов поразило химерическое существо, соединявшее внутри себя черты человека, каймана и плотоядной кошки с жутковатыми когтями и клыками. Подобные фигуры можно именовать соответствующими уже для следующей эры, получившей заглавие «эпохи Чавина». Идет речь о культуре, сложившейся в северной части Перу к концу II тысячелетия до новейшей эпохи и просуществовавшей приблизительно до IV века новейшей эпохи. Главным ее монументом был храмовый комплекс Чавин-де-Уантар. Может быть, схожий набросок знаменовал торжество новейшей религии, совсем утвердившейся несколько веков спустя? Древная часть храма Чавин-де-Уантар тоже была украшена изображением людской фигуры с клыками плотоядной кошки и змеями заместо волос.

После 1600 года до новейшей эпохи храм Сечин-Бахо употребляется только для погребений. По данным на июль 2008 года, тут найдено 118 захоронений, относящихся к позднейшим эрам.

Серро-Сечин: рыбы отыскивают, где отрубленные головы

СЕЧИН-БАХО ИЗ Равнины КАСМА: Древная МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПОСТРОЙКА НОВОГО СВЕТА

В местечке Серро-Сечин, приблизительно в километре от Сечин-Бахо, раскопки ведутся практически четверть века. Стенки местного святилища хранят память о тыще лет старой истории страны — тем паче что степень сохранности монумента не может не повеселить хоть какого археолога. Храм Серро-Сечин не был разрушен воинственными племенами, его не разграбили конкистадоры, не разобрали на строй материалы фермеры из близлежащих нищих деревень. Около 1300 года до новейшей эпохи храм был засыпан лавиной и навечно погребен под ней. Его былое великолепие вновь раскрылось людям благодаря работе перуанских и германских исследователей.

Здание лежит на ступенчатой платформе, сооруженной в период меж 2400 и 2200 годами до новейшей эпохи. Центральная часть храма украшена изображениями созданий, напоминающих плотоядных кошек. Позже святилище расширили, и по обеим сторонам от входного портала появились цветные рельефы, изображающие пятиметровых рыб, которые открывают ужасную пасть. Похоже, они силятся проглотить отрубленные головы людей, виднеющиеся над ними.

Около 1900 года до новейшей эпохи здание было вновь расширено и огорожено стенкой из 4 сотен каменных плит высотой до 4 метров. На ней увековечена стршного вида процессия, которая, появившись с задней стороны храма, движется повдоль него к главному порталу. У этой стенки наименее всего думается о «поразительном миролюбии обитателей древнего городка Перу», как не устают подчеркивать участники раскопок в Карале. Тут, в равнине Касма, гостям храма явлена обычная для Старой Америки беспощадность. 20 четыре жуткие людские фигуры составляют каменную процессию. Везде вокруг их видны изуродованные тела жертв: отрубленные головы, руки и ноги, вспоротые и искромсанные торсы, потоки крови. Что это? Некий эпизод жертвоприношения, схожего на жуткие ритуалы ацтеков, либо память о малеханькой победоносной войне, может быть, разграблении примыкающей равнины?

С течением времени и этот храм утратил былое значение и был аккуратненько загорожен прямо до уровня, на котором кончались плиты с рельефами. «Сзади в храм еще можно было войти — так что он был закрыт только наполовину», — комментирует Петер Фукс. Разумеется, это делалось для того, чтоб скрыть от гостей сцены ожесточенного, убийственного разгула. «Но разрушать рельефы не стали — отмечает исследователь. — Может быть, они просто побоялись это делать, ведь чем, как говорится, черт не шутит».

Дорога процессий ведет назад от старенькых богов

Сечин-Альто — самое юное из 3-х основных святилищ, отысканных в равнине Касма. Сооружать его начали около 1800 года до новейшей эпохи. И оно же — самое огромное. Этот храмовый комплекс протянулся практически на два километра (!). Большая его высота добивается 60 метров. Не всякая пирамида с ним сравнится. Непременно, это — более потрясающее кирпичное сооружение во всем Андском регионе. Оно включает фактически пирамиду и дорогу, которая вела к ней. В деньки празднеств по этой дороге совершались процессии. Повдоль нее высились разные строения и простирались две круглые площади, углубленные в землю.

Похоже, считает Фукс, обитатели равнины Касма, построив для себя новое святилище — Сечин-Альто, совсем отказались от прежней святыни — Сечин-Бахо — и замуровали ее. Причину таковой неприязни к старому храму ученые пока не берутся разъяснить. Можно вспомнить, вобщем, что и в Древнем Свете люди не раз отрекались от прежних богов и объявляли войну храмам. Назовем хотя бы египетского фараона Эхнатона, повелевшего своим подданным поклоняться не Амону, а солнечному диску, объявленному божеством. Возможно, подобные действия знала и история Перу.

Раскопками Сечин-Альто вот уже пару лет занимаются южноамериканские археологи Шелия и Томас Позорски. Некие из собственных находок, к примеру «Холм колонн», супруги объявили резиденцией некоторой «чрезвычайно принципиальной личности, может быть, настоятеля храмового комплекса Сечин_Альто либо правителя всей равнины Касма».

Правителя. Конкретно так. Неуж-то протянувшаяся на пару км дорога процессий сооружена обычный деревенской общиной? Зачем умеренным крестьянам потребовалась монументальная постройка, заставляющая вспомнить монументы Египта? Разве в общине, где все равны, могла зародиться идея о пирамиде высотой в 60 метров, которая нависает над равниной, как будто тень, отброшенная суровым богом либо его подобием — царем? А площадь, достигавшая 110 метров в поперечнике, разве она — достойная кулиса для лицедейства одного-единственного шамана? Нет, все тут припоминает о волнении и гуле масс, о жесткой воле царей, о долгом — длиною в жизнь — пути к богам.

Возникновение схожих зданий знаменует переход от земледельческой общины, где практически все были равны друг дружке, к обществу, в каком установилась строгая иерархия. Величию неумолимого правителя (царя, верховного жреца) в нем будет соответствовать высокомерная мощь архитектуры: большенные площади, нескончаемые полосы дорог, монументальные строения, нестерпимая тяжесть монолитов и взметнувшаяся ввысь гора стенок.

Южноамериканские археологи твердо убеждены в том, что древние монументальные храмы в равнине Касма составляли средоточия показавшихся тут первых городов. Эти городка образовали альянс — архаичную форму страны. Столкновения меж отдельными городками и привели к упадку, а потом и полной смерти культуры равнины Касма. Нечто схожее нам понятно и из истории, к примеру, Месопотамии. Эры войн меж городами_государствами знала и Старая Греция, и Центральная Америка (цивилизация майя).

От Гебекли-Бахо до Сечин-Тепе

Так ли это было тут? Для американской археологии характерен поиск древних муниципальных образований. В равнине Касма, говорят Позорски, уже сложились свои «касты»: знать, жречество и зависевшие от их бюрократы. Другой исследователь этой равнины, Петер Фукс, только полемично заявляет: «Я нигде не вижу чиновника». По его воззрению, тут еще не вышло настолько приметного и резкого расслоения общества. Тут пока осязаема только «специализация» — выделяются шаманы, ремесленники, вожди, другими словами люди, обладавшие определенными талантами и доблестями, которые они использовали во благо остальным единоплеменникам.

В особенности важны шаманы — будущие жрецы, хранившие память о прошедшем, традиции племени. Они знали все, о чем только могли догадываться юноши и чему уже не верили старцы. От их сердечных слов просыпались боги, от их подвываний и кличей оторопь брала даже бесов. «Случалось так, что они собирали вокруг себя все племя. Но для этого требовалась подходящая декорация», — продолжает Фукс. Единоплеменники могли сходиться, к примеру, на круглой площади либо огороженном дворе. Позже рядом огораживали очередной двор — уже для избранных. Во время таких сходок устраивались истинные представления, — пожалуй, как на собраниях современных сект. Звучала музыка, раздавались песнопения, люди пускались в пляс.

Вроде бы то ни было, ясно одно. Учебники по истории Перу и — обширнее! — всей Южной Америки придется переписывать. Мы поновой открываем целые тысячелетия становления культуры народов, населявших Анды. Поновой пытаемся осознать, когда краснокожие Южной Америки начали перебегать к оседлому стилю жизни. Когда совершилась культурная революция и как на землях, населенных племенами охотников, рыбаков и собирателей, равномерно зародилось правительство и появилось иерархическое общество? Как оно формировалось из разрозненных кланов? Как горизонтальная (племенная) структура общества сменялась вертикальной иерархией, присущей государству?

В этой «квадратуре круга» все еще остается много непонятного. Очень тяжело одна общность — маленький альянс родственников и соратников — поддается превращению в другую, в огромное количество незаметных, схожих атомов, каждому из которых отведено свое непоколебимое место. Рабу предначертано остаться рабом, крестьянину — крестьянином, и даже самый мудрейший охотник никогда не станет царем, пусть он лучше хоть какого вельможи умеет отслеживать зверька в лесу и ловить рыбу в реке.

Археологические открытия последнего десятилетия ставят под колебание обычную модель формирования людской цивилизации. До недавнешних пор числилось, что возникновению монументальной архитектуры предшествуют переход людей к оседлому стилю жизни, развитие земледелия и животноводства, изобретение керамики. 1-ые архитекторы Старого Перу были не пахарями, а рыбаками, не сеятелями, а сборщиками травок, плодов и кореньев, не ремесленниками, а охотниками. Они не обладали искусством письма, не умели изготавливать глиняную посуду — они «лишь» строили храмы. Их опыт принуждает, вобщем, вспомнить другое достижение строителей каменного века, святилище, обнаруженное далековато от Перу — на земле Турции, в Гебекли-Тепе (см. «З-С», 9/06).

Мы не достаточно что знаем о обитателях Перу той дальной эры. Даже о четком предназначении построек, возведенных ими, можем тотчас только гадать. С некой толикой убежденности мы готовы сказать, что на этих площадях и дворах, в пирамидах и других постройках проводились какие-то общинные празднества и производились определенные ритуалы.

Еще не так давно, сначала 1990-х годов, древней цивилизацией Перу числилась культура Чавин, сформировавшаяся на севере страны около 1200—1100 годов до новейшей эпохи. «Происхождение» же самой «культуры Чавин пока неясно», констатировал «Археологический словарь» У. Брея и Д. Трампа, изданный на российском языке в 1990 году (1-ое оригинальное издание на британском — в 1970 году).

Но археологические раскопки, проводившиеся в — отдельных — речных равнинах Перу в последние 15 лет, позволяют нам покинуть «горизонт культуры Чавин» и отойти в прошедшее на целых две тыщи лет, чтоб… узреть и там самобытные культуры, сложившиеся еще в позднем каменном веке. Это было время не только лишь охоты и собирательства, да и монументального строительства.

Не только лишь в равнине Касма, да и в других речных равнинах Перу — оазисах в этой пустынной стране — археологи обнаруживают руины старых зданий.

Около 5 тыщ годов назад в разных областях Перу начинает формироваться иерархическое общество. Их население живет уже не одной только рыбной ловлей, да и занимается возделыванием культурных растений — маиса, арахиса, маниока, тыквы. Создаются системы искусственного орошения, дозволяющие использовать под плантации необъятные участки пустынных земель. Жизнь общества приметно усложняется, что предполагает и разделение труда, и возникновение жесткой централизованной системы управления обществом, а это, в свою очередь, позволяет отвлечь часть работников для строительства больших сооружений, к примеру пирамид.

Совместное роль в культовых церемониях, проводившихся под управлением шаманов либо жрецов, также работа по строительству пирамид, что в Перу, что на другом конце света, в Египте, позволяли людям ощутить себя единой общиной. Главное отличие меж культурами Старого Египта и Перу заключалось в том, что обитатели Нильской равнины изобрели иероглифическую письменность, оказавшую большущее воздействие на развитие общества. Знаки, начертанные на папирусе, заполнялись духом эры и хранили огромное количество смыслов. Они могли запечатлеть религиозные мнения и подвиги воителей, глухой ропот бедняков и жалобы влюбленных, нормы поведения и надежды предсказаний.

Общины Старого Перу оказались обществом мертворожденных слов. Все произнесенное исчезало навеки, забывалось от поколения к поколению. Оставались только пирамиды, каналы, граффити, жилые дома, узелки на шнурках… Много ли могли сохранить последние? Археологи не берутся сказать.

Письменность сплачивала обитателей Нильской равнины. Многие тыщи людей в протяжении веков поклонялись общим богам, жили по единым законам, в то время как обитатели речных долин Перу оставались глубоко разобщены. Каждый оазис был отдельным мирком, который роковым образом оказывался разделен от других таких же мирков, затаившихся за горным отрогом, за далью пустыни. Отдельные общины жили изолированно друг от друга, не обменивались своими изобретениями и культурными достижениями. Это затрудняло развитие древнеперуанской цивилизации. Из разрозненных осколков так и не склеивалось единое целое

Когда кайман показывает путь

Руины Перу хранят еще много загадок. Так, только в марте 2007 года археологи обосновали, что отлично популярная им монументальная крепость, построенная около 2300 годов назад, по сути является солнечным календарем, по которому древнейшие обитатели Перу отсчитывали течение времени. Только пятнадцать годов назад был найден самый старый город Америки.

Так довольно ли отлично мы знаем раннюю историю Перуанской цивилизации? Так ли уж основательны наши суждения о ней? При раскопках в равнине Касма найдены граффити, на которых встречается изображение существа, наделенного чертами человека и каймана. Подобные изображения получили распространение несколько веков спустя, в эру культуры Чавин. Поражает, вобщем, другое. В реках к западу от Анд, другими словами на побережье Перу, кайманы никогда не водились и не водятся.

Но пару лет вспять в тропических лесах Эквадора, к востоку от Анд, французские археологи нашли необыкновенно кропотливо отполированные и увенчанные каменные сосуды, также святилища и захоронения, которые также напоминали надлежащие монументы культуры Чавин. Но главное: они датированы серединой XXV века до новейшей эпохи, другими словами были на тыщу лет старше этой культуры.

Может быть, 1-ые обитатели речных оазисов Перу пришли сюда не с северного побережья, а с востока — из тропических лесов, лежавших на той стороне Анд, миновав, казалось бы, неодолимые горные хребты? Пришли из той страны, где практически 5 тыщ годов назад почитали божество в виде каймана? Не скрываются ли в густых тропических лесах к югу от Панамского перешейка следы древней цивилизации Южной Америки?

Может быть, в наиблежайшие годы в археологии Нового Света произойдут революционные открытия. Тем паче что в большинстве государств Латинской Америки наращивается энтузиазм к дальнему прошлому их культур и истокам их индейской самобытности.

Самые древнейшие фрески Америки

Осенью 2007 года на северо-западе Перу, в 650 километрах от Лимы, близ горы Вентаррон, при раскопках святилища площадью 2500 квадратных метров, воздвигнутого около 4 тыщ годов назад, обнаружены куски цветных фресок. На какой-то из них можно узреть оленя, попавшего в сети охотников. Это — древние фрески, отысканные пока на местности Америки. Ими покрыто несколько стенок. По словам управляющего раскопок Вальтера Альвы, живопись отличается «высоким художественным качеством».

На местности храмового комплекса увидены также кости амазонских попугаев и обезьян. Эта находка свидетельствует о том, что еще в те дальние времена обитатели северного побережья Перу торговали с племенами, населявшими бассейн

Амазонки. Горная система Анд, простиравшаяся неприступной стенкой, не была для их препятствием.

Источник: "Познание - Сила"

Александр ГОЛЯНДИН

Похожие статьи: