Отпечатки рук живописцы оставляли рядом со своими творениями, как в пещере Пеш-Мерль.
Фото: Gianni Orti (The Picture Desk AFP East News)
Живописцы делали из отпечатков рук целые композиции.
Фото: Pierre Vauthey (CORBIS SYGMA FOTOSA.RU)
Фото: Annebicque Bernard (CORBIS SYGMA FOTOSA.RU)
Современные живописцы Педро Саруа и Матильда Мускис признаются, что, копируя стенные картинки из испанской пещеры Альтамиры, испытывали глубочайшее почтение к их неведомому создателю. Его сравнили с Веласкесом - а это высшая похвала, которую можно услышать от испанских живописцев. Супруги были убеждены, что древнейшие фризы отрисовывал мужик - об этом гласили размах линий, плотность наполнения места... Ну и как они могли мыслить по другому, если официальная наука держится представления, что пещерную живопись делали только мужчины. Творческие возможности дам тех дальних времен историки ограничивают только созданием одежки из шкур и вязанием.Но южноамериканский антрополог доктор Дин Сноу пошатнул закоренелую версию о мужской роли в разработке старых красочных шедевров. Он посчитал нечестным переносить на общество времен палеолита устои последних 2-ух тыщ лет, когда, слыша слово "живописец", человек практически всегда представляет для себя мужчину с кистью.
Южноамериканский исследователь направил внимание на бессчетные отпечатки рук, оставленные живописцами по соседству с другими рисунками во французских пещерах Гаргас и Пеш-Мерль, также испанской Куэвас-эль-Кастильо. Сноу измерил их повдоль и поперек и сообразил, что большая часть отпечатанных на стенках рук принадлежало дамам. Миф об только мужской роли в творчестве упал. Но как антрополог пришел к такому выводу?
Он длительное время изучал руки современных европейцев. Каждый желающий мог позволить янки отсканировать свои кисти для опыта. А таких, по заверению ученого, нашлось много. Собрав довольно материала, доктор стал выявлять соответствующие пропорции меж размерами пальцев и основными точками на ладонях. В конечном итоге он выделил ряд тривиальных признаков, по которым безошибочно можно различать руки современных парней и дам. Правда, идет речь только о европейцах, так как антропологические закономерности в пропорциях у обитателей различных регионов могут очень различаться. Но ведь и для собственного исследования Дин Сноу взял тоже европейские пещеры. Дальше оставалось только применить приобретенные данные к отпечаткам рук людей из каменного века.
Естественно, с Дином Сноу можно спорить в том, что измерения старых отпечатков рук нельзя использовать для сурового исследования, так как живописцы тех времен не отличались особенной точностью проигрывания действительности. Довольно поглядеть хотя бы на наскальные картинки животных. Мягко говоря, они не достаточно похожи на реальных лошадок либо быков. Но все дело в том, что техника изображения рук в корне отличалась от выполнения других рисунков. Чтоб бросить отпечаток, палеолитический творец прикладывал к горе раскрытую за ранее окрашенную ладонь. Другой метод, применявшийся, к примеру, в пещере Гаргас, - обведение приложенной к стенке руки за ранее смоченным в краске пальцем, кистью либо меховой лапкой. При таковой технике получаются равномерные изображения с верно очерченным контуром. Некие живописцы использовали нечто наподобие современных пульверизаторов. Они прикладывали руку к стенке и через костяную трубочку либо прямо изо рта выдували на нее краску. Ошибиться при таких способах рисования было трудно, так как сама рука всякий раз делала роль трафарета. Уж куда поточнее! Это и уверило Дина Сноу в корректности избранного им способа исследования.
Если с принадлежностью рук вопрос более либо наименее прояснился, то оставалось непонятным, для чего вообщем древнейшие люди оставляли отпечатки на стенках. Дин Сноу представил, что схожим образом художницы подписывали плоды собственного творчества, делали нечто наподобие автографов. Хотя в эру палеолита понятия авторства не было. И изображения делали не для самовыражения, как это принято на данный момент. Быстрее, выражалась некоторая мысль, а картинки служили проявлением коллективного разума методом персональной даровитости. Если так, тогда следует ставить вопрос о более сложной, чем принято считать, ритуальной жизни в эру палеолита. Отпечатки дамских рук возможно окажутся в одном ряду с обширно известным нюансом изобразительной деятельности людей эры палеолита - скульптурными изображениями дам с утрированными признаками пола, так именуемыми палеолитическими Венерами. "Не исключено, - считает ученый секретарь Института археологии РАН доктор исторических наук Екатерина Дэвлет, - что отпечатки рук на стенках пещер служили доказательством особенного энтузиазма к самой "телесности" человека, и если Сноу прав, особенным статусом в воплощении подобного энтузиазма обладали конкретно дамы". Следует добавить, что в сознании архаического человека рука имела огромное значение, ее изображение олицетворяло человека в целом. Тогда и, может быть, древнейшие художницы оставили на память потомкам о собственном времени закодированные изображения тела женщины, дамского присутствия и идеи плодородия.
Посреди рядовых членов первобытной общины живописцы, непременно, выделялись. И по сю пору историки как-то не представляли для себя в роли особенного человека в племени даму. "Наверное, как и сейчас, только в немногих людях незаурядные проявления творческого созидательного начала сочетались с талантом, наблюдательностью, жесткой рукою, - подразумевает Екатерина Дэвлет. - И, возможно, эти люди, как и сказители в обычных обществах, числились наделенными особенным даром. Им причисляли сверхъестественные возможности просачиваться в другой мир, с течением времени ставшие преимуществом шаманов".
Это вправду совсем новое представление о роли дам в старом обществе. Исследователям прошедшего по сю пору и в голову не могла придти такая как бы обычная идея, что 30 тыщ годов назад дамы не считая воспитания малышей и готовки еды были бы причастны к тому же к настолько принципиальному и сакральному для человека эры палеолита процессу, как рисование.
Хотя официальная наука просит больше доказательств сенсационного заявления, изготовленного антропологом-американцем, тот уже призвал ученых с других материков поддержать его начинание и провести исследования наскальных рисунков по всему миру. Кто знает, может быть, если археологи копнут поглубже, то упадут и другие стереотипы о разделении ролей в обществе. Любопытно, что на очереди - охота, вышивание либо кулинария?
Владимир Крючков
Представления
Склонны к измене
Мария Медникова, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН, доктор исторических наук:
- Спецам по морфологии современного населения отлично известна высочайшая изменчивость характеристик строения кисти, соответствующая для популяций человека. Даже сейчас можно отыскать группы близких по происхождению и соседствующих территориально людей, которые отличаются короткопалостью либо, напротив, удлинением пальцев и кисти в целом. Не считая того, размеры ладоней у юношей либо мальчишек тоже могут быть очень похожи на дамские, и возможность ошибки тут не исключается. С учетом этих данных исследование Сноу пока только прекрасная, но догадка.
Игорь Спиридонов, спец по дерматоглифике:
- Различия в пропорциях всего тела и, а именно, кистей рук у парней и дам известны, но есть момент, связанный с генезисом. Человек изменяется. На данный момент он другой, не тот, что был в эру палеолита. За последние 20 тыщ лет люди благопристойно эволюционировали. Соответственно могли поменяться и главные антропологические свойства.
Константин Корганов, старший лаборант отдела древнего мира Муниципального исторического музея:
- На очень многих старых наскальных рисунках изображены животные. На их охотились в главном мужчины. Они лучше знали повадки и намного более четко представляли для себя образ животных, соответственно и отрисовывать должны были тоже мужчины. Что все-таки касается отпечатков рук, мужчине было проще макнуть в краску руку дамы и приложить ее к стенке, чем даме делать это самой.