Они принадлежат к маленькому роду штейнернема (Steinernema), все виды которого живут в поверхностном органическом слое земной коры. Размеры этих нематод ничтожны — они не добиваются в длину и 1-го мм, потому узреть их обычным глазом очень трудно. Конкретно в почве можно повстречать только их личинок (стадий, не достигших половой зрелости), которые, невзирая на свои маленькие размеры, все же, являются опасными и кровожадными убийцами насекомых.
Версия для печати Шрифт Отправить другуКрошечная прозрачная личинка, обычно, не очень и подвижна. Ползать ей, фактически говоря, и незачем — насекомое само придет в то место, где его поджидает "киллер". Так как штейнернемы прозрачны, не испускают резких запахов и не гремят, то жертва никак не может найти место засады. А вот сами личинки прекрасно знают о том, что к ним приближается объект для атаки, так как чуют запах насекомого на расстоянии нескольких см.
Когда какой-либо растяпа-жук либо гусеница оказываются рядом с личинкой, штейнернема, не теряя времени, просачивается вовнутрь жертвы. Тут ей очень помогают маленькие размеры — с таковой "узкой талией" можно пролезть в всякую дыру в панцире насекомого. Обычно, за секунду вовнутрь жертвы успевает "иммигрировать" несколько 10-ов личинок.
Оказавшись снутри, штейнернема приступает к убийству собственного невольного "квартировладельца". Она открывает рот и выпускает в тело жертвы огромное количество микробов рода Xenorhabdus. Эти мельчайшие организмы, попав в питательную среду, начинают выделять токсины, от которых злосчастное насекомое гибнет через 1-3 суток. При этом никакого противоядия от этих токсинов у жертвы нет, приспособиться к их действию она не может. Для нематод же они совсем безобидны.
После того, как "киллеры" убеждаются в том, что "пациент быстрее мертв, чем живой", они начинают интенсивно питаться разлагающимся телом насекомого. При всем этом они стремительно набирают вес, взрослеют и преобразуются в самцов и самок. Те, в свою очередь, не прекращая питания, спариваются и создают на свет новых личинок, которые также взрослеют и… все повторяется до того времени, пока не становится понятно, что труп насекомого скоро будет совсем съеден.
Конкретно перед этим возникают непитающиеся самцы и самки, которые порождают новое поколение "киллеров". Будущие убийцы, перед тем, как покинуть останки жертвы и затаиться в почве, набирают для себя полный рот бактерий-помощников. Изо рта мельчайшие организмы передвигаются в особенный карманчик, расположенный в задней части глотки. Там они перебегают в неактивное состояние и расслабленно ожидают того момента, когда их вновь выпустят порезвиться в теле еще одного насекомого.
Появляется закономерный вопрос — а для чего штейнернеме необходимо непременно убивать свою добычу? Неуж-то нельзя питаться живыми тканями насекомого, как это делают многие паразиты? Нельзя, так как живую органику эти нематоды просто не сумеют переварить. Они могут есть только вещества разлагающихся трупов.
Но маленькие размеры и неповоротливость не дают штейнернемам возможность отыскать в почве уже готовое мертвое тело (проще говоря, пока она будет находить пищу, то сама умрет от голода). Означает, необходимо поначалу перевоплотить невкусное насекомое в питательный труп, а позже вволю пообедать. Конкретно для этой цели нематоды и запасаются смертоносным биологическим орудием, так как ни клыков, ни когтей у их нет.
Насекомые штейнернем побаиваются и стараются их избегать. А вот люди, оценив их возможности, уже издавна сдружились с этими малеханькими "киллерами". В почти всех странах этих нематод употребляют в рамках био способов борьбы с вредителями. В особенности популярны червяки-убийцы в США и КНР, где на их разведение и содержание тратятся большие суммы средств.
Штейнернемы комфортны тем, что их просто разводить в неволе. Получив достаточное количество молодых "киллеров", ученые добавляют их в особый раствор, который разбрызгивают над полями. Крохотные убийцы, прибыв к месту службы, сначала набрасываются на прячущихся в почве личинок вредных насекомых, которых найти обыкновенными способами довольно трудно. В конечном итоге эти нематоды в течение нескольких десяток лет предупредили огромное количество массовых вспышек численности разных прожорливых шестиногих вредителей, таких как, к примеру, огуречный комарик либо свекольный долгоносик.
К огорчению, в нашей стране внедрение штейнернем пока не очень развито, и для борьбы с вредителями как и раньше употребляют ядохимикаты. Их создание, безусловно, обходится дешевле, но эффективность куда ниже, так как к ним вредители через некое время привыкают. А к био оружию, применяемому штейнернемами, как мы помним, привыкнуть нереально. Не считая того, в отличие от инсектицидов, эти нематоды не делают сельскохозяйственные продукты небезопасными для людей.
Не считая штейнернем, схожее био орудие употребляют схожие им нематоды из рода гетерорабдитис (Heterorhabditis). Их также давно используют в качестве убийц вредителей сельского хозяйства. При всем этом гетерорабдитисы обычно популярны в странах Европы и Близкого Востока.
Итак, первым до использования бактериологического орудия додумался совсем не человек. Это сделали круглые червяки, при этом, по расчетам ученых, около 250 млн лет тому вспять. Но человек смог использовать и это изобретение из мира природы для получения своей выгоды.
Антон Евсеев