Долгое время археологи были убеждены, что на раскопках невозможно применение машин. Перелом произошел в 1947 г., когда Новгородская экспедиция для выброса земли использовала 15-метровые транспортеры с электрическими моторами, а потом — скипы, т. е. ящики, двигающиеся по эстакаде. Перемещение машинами уже просмотренного грунта не вызвало возражений. Однако использование машин при раскопках курганных насыпей и тем более культурного слоя было принято с сомнениями.
В настоящее время нередки случаи применения техники при раскопках курганов . В соответствии с условиями, обеспечивающими полное исследование курганов,
критериями возможности использования землеройных машин на памятниках этого типа являются: 1) выявление стратиграфии, в том числе и сложной, а, следовательно, должно быть обеспечено снятие насыпи пластами малой толщины и хорошая горизонтальная и вертикальная зачистка; 2) своевременное выявление вещи и зачистка пятен ям и древесного тлена ; 3) обеспечена сохранность костяков, кострищ и т. п. Если при раскопках землеройными машинами эти условия будут соблюдены, то применение их возможно.
Использование машин для отвоза отработанной земли возможно почти всегда. Исключение составляют курганные группы с тесно расположенными насыпями, где машины могут засыпать соседние курганы , исказить их форму или повредить их. В случае когда маневрирование машин не затруднено, они могут отвозить землю на значительное расстояние, что обеспечит свободу применения надлежащих приемов раскопок.
При раскопках машинами курганных насыпей надо ясно представлять возможности обоих видов употребляемых для этого землеройных машин. Одна из них — скрепер, впервые примененный М. И. Артамоновым в работах Волго-Донской экспедиции в начале 50-х годов. Он представляет собой прицепной агрегат со стальным ножом и ковшом для погрузки срезанной земли. Ширина ножа 165 — 315 см , глубина снятия слоя 7 — 30 см. Ввиду того что колеса скрепера идут впереди землеройного агрегата, зачищенная поверхность ими не портится. Скрепер с боковыми ножами хорошо зачищает не только подошву пласта, но и боковые поверхности .
У бульдозера нож укреплен перед движущим его трактором, поэтому наблюдение зачищенной поверхности возможно только в коротком пространстве между ножом и гусеницами. При работе бульдозера сотруднику экспедиции приходится ходить рядом с машиной и улавливать изменение грунта буквально на ходу, а уловив, останавливать машину. Поэтому бульдозер должен работать на малой скорости.
По сравнению со скрепером бульдозер более манев рен и более производителен для перемещения грунта на расстояние до 50 м. При перевозке земли на 100 и более
метров выгоднее применять скрепер. Таким образом, скрепер — машина более пригодная для археологических целей, чем бульдозер. Но бульдозер имеется в каждом колхозе, поэтому он более доступен, чем сравнительно редко встречающийся скрепер.
Ни бульдозер, ни скрепер не могут быть использованы на малых и крутых курганах, а также на курганах с насыпью из сыпучего песка. В случае крутых насыпей эти машины не могут въехать на их вершины, а для малых и песчаных курганов оба механизма слишком грубы. Таким образом, все славянские курганы исключаются из числа объектов, где возможно применение землеройных машин. Нельзя также использовать эти машины при раскопках курганов, насыпь которых состоит из культурного слоя, как это бывает в некрополях античных городов. Насыпь, сооруженная из культурных наслоений, изобилует находками, которые нужно учесть для датировки погребального сооружения, а такой учет при механизации раскопок невозможен. Невозможно употребление машин при раскопках курганных ровиков, при рытье траншей для исследования таких ровиков. Эти работы надо выполнять вручную.
На пологих курганах с большим поперечником, как показал опыт, оба механизма могут работать с соблюдением всех условий, о которых говорилось выше. Имеются в виду курганы поперечником 30 — 80 м и высотой от 0,75 м .
Приступая к раскопкам кургана землеройными машинами, следует учитывать имеющийся у археолога опыт раскопок археологических памятников в данной местности без применения машин. В таком случае археолог представляет особенности строения насыпи и расположения погребений. При использовании машин приходится отказаться от взаимно перпендикулярных бровок. Обычно оставляют одну бровку, идущую через большую ось кургана, но можно оставить три и даже пять, но параллельных бровок. При разбивке бровки ее, как обычно, обозначают колышками, шнуром и окапывают лопатой. Толщина бровки предпочтительно наименьшая, т. е. такая, при которой бровка может выстоять до конца раскопок. Опыт показал, что наилучшая толщина таких стенок 75 см.
Курган раскапывается от центра к краям. Раскопки начинаются созданием горизонтальных площадок на вершине кургана по обе стороны бровки. При этом колышки или зарубки, обозначающие бровку, служат направляющей линией для скрепера . В дальнейшем при снятии каждого пласта эти горизонтальные площадки расширяются к краям и охватывают все большую площадь. Земля отодвигается за пределы насыпи и окружающих ее ровиков, а еще лучше если она отвозится скрепером. Бровки зачищаются вертикальными ножами скрепера, а при работе бульдозером их зачищают вручную. Определенный сотрудник экспедиции следит за возможными находками, просматривает зачищенные поверхности, идя рядом с бульдозером или вслед за скрепером. При появлении земляных пятен, следов ям или других объектов, требующих ручного обследования1, машина переводится на вторую половину насыпи или на другие курганы.
Если предполагается проследить профиль кургана на нескольких бровках, то работы производятся в коридорах, образуемых ими. Прослеживать бровки по очереди нельзя, так как при этом создавались бы отвесные стенки, на которых машина не смогла бы работать из-за угрозы обвала.
Рационально использовать землеройную машину, особенно скрепер, при раскопках нескольких курганов одновременно, когда рейс в одном направлении обеспечивает снятие грунта и его отвоз по очереди с нескольких курганов, а количество медленно выполняемых разворотов сокращается.
В случае раскопок высоких крутых курганов рационально применить землеройную машину в сочетании с транспортером. . При раскопках верхней половины насыпи транспортер удаляет отработанную землю с верхней площадки кургана к его подножию, а бульдозер отодвигает ее на определенное место. После снятия половины насыпи бульдозер может подняться на оставшуюся часть и работа продолжается так, как на обычных степных расплывшихся курганах.