Из древнейшей росписи выглянул авангардный художник

Из древней росписи выглянул авангардный живописец

Джаде аль-Мухара (Djade al-Mughara) — одно из мест, издавна интересующих археологов. Здесь, у левого берега Евфрата, некогда находилось поселение эры неолита, располагавшееся к северо-востоку от исторического городка Халеба (Aleppo).

Постоянные раскопки ведутся тут с начала 1990-х сирийско-французской группой археологов под управлением Эрика Кокеньо (Éric Coqueugniot), исследователя из института Востока и Средиземноморья (Maison de l'Orient et de la Méditerranée).

Из древней росписи выглянул авангардный живописец

Сходство с полотнами Клее стало проявляться сходу, как археологи начали старательно очищать изображения (фото E. Coqueugniot/CNRS Photothèque).

Приблизительно годом ранее археологи поведали миру о собственной внезапной удаче: в итоге долгой работы они смогли найти в Джаде аль-Мухара древнее культовое сооружение.

От него остались только высочайшие стенки, также огромное количество различных маленьких предметов, которые, видимо, имели отношение к обрядам, совершавшимся в здании. А именно, там обнаружилось огромное количество фрагментов охотничьих орудий, наконечников стрел — в главном кремнёвых и обсидиановых.

В том, что это помещение было как-то связано с религией, колебаний нет. Судя по размерам, здание предназначалось для огромных собраний.

Из древней росписи выглянул авангардный живописец

Опубликовав в прошедшем году статью в Science, исследователи опешили древности находки, но никаких сравнений на разум им тогда ещё не приходило (фото Éric Coqueugniot).

Любопытно и то, что возраст строения, согласно данным учёных, немаленький — оно было выстроено около 8,8 тыщи лет до нашей эпохи.

Точно непонятно, какие действа отчаливали в храме. Насчёт этого вопроса пока есть только одна догадка.

Из древней росписи выглянул авангардный живописец

Больше всего учёных заинтриговала эта стенка размерами 2x2 метра (фото Reuters).

На расчищенных стенках исследователи нашли роспись, сделанную красноватой, чёрной и белоснежной красками, на которой есть изображение головы быка. Не считая этого, часть "планировки" строения имеет форму черепа этого животного.

Всё это внушительно свидетельствует о том, что обитатели старого Джаде аль-Мухара исповедовали некий "бычий культ". О том, что это был за культ и какова была его роль в культуре, говорится не достаточно. Но скоро после того как находку кинули огласке, министр культуры Сирии Рияд Насан Ага (Riyad Nasan Agha) произнес, что "это уникальное открытие, которое может привести к пересмотру культуры".

Из древней росписи выглянул авангардный живописец

Эрик Кокеньо, запечатлённый в позе археолога, изучит древне-современные изображения (фото Reuters/Khaled al-Hariri).

Министр гласил, конечно, про культуру собственной страны.

Из древней росписи выглянул авангардный живописец

Вот так смотрится сверху загадочный храм — самый старый на Ближнем Востоке с самой старенькой в этом регионе живописью. Заметим на всякий случай, что вымершие скотины с египетской росписи древнее. И всё же он старше древнего убийства, колеса и уж тем паче письма Нового Света (фото Reuters/Khaled al-Hariri).

Но вот археологи ещё малость расчистили место раскопок и внезапно сообразили, что "это уникальное открытие" принудит задуматься о его месте не только лишь в сирийской, да и вообщем в мировой культуре. А то и не только лишь в ней

Трудности появились сходу, как археологи занялись кропотливой обработкой стенок.

Как мы произнесли, храм украшен трёхцветной росписью. Но когда рабочие стали к ней прицениваться, они увидели нечто внезапное.

Живопись на стенках выполнена в виде необычного беспорядочного орнамента, состоящего в главном из четырёхугольников. Причём эти фигуры не ровненькие, и закрашены они также не в определённой последовательности, как как будто произвольным образом. Одним словом, изображения эти очень нетипичны для старого Востока.

Из древней росписи выглянул авангардный живописец

Вверху слева: отысканные куски инструментов в руках у Кокеньо. Вверху справа: обнаруженная там же женская статуэтка в руках у студентки из археологической экспедиции. Понизу — бычий череп, применявшийся в обрядах (фото Reuters/Khaled al-Hariri и с веб-сайта terraeantiqvae.blogia.com).

Зато схожий изобразительный порядок характерен для Пауля Клее… Как, вы не понимаете, кто таковой Пауль Клее? На данный момент поведаем.

Из древней росписи выглянул авангардный живописец

Вид места раскопок, находящегося в 450 километрах от Дамаска. Кокеньо гласит, что работа тут продвигается очень медлительно. Но результаты впечатляют! (фото с веб-сайта flickr.com).

Пауль Клее (Paul Klee) — швейцарский живописец, по большей части работавший в жанре экспрессионизма. Вообщем, его творчество трудно совершенно точно отнести к какому-либо течению в искусстве, но оно оказалось настолько выразительным и впечатляющим, что значительно воздействовало на предстоящее развитие экспрессионизма, кубизма и сюрреализма.

Для экспрессионистского творчества типично рвение создателя выразить свои эмоции либо изобразить чьи-нибудь. Естественно, показать эмоции при помощи обыденных предметов, обыкновенной графики нереально, потому экспрессионистское изображение нередко не имеет ничего общего с реальным миром. Такие картины полностью могут состоять из обычных либо сложных фигур самых неописуемых форм и расцветок.

Из древней росписи выглянул авангардный живописец

Пауль Клее. "Сицилийский пейзаж". 1924 год (иллюстрация с веб-сайта news.aol.com).

Приметная часть картин Клее будто бы бы составлена из различных геометрических кусочков, близких по форме к четырёхугольным фигурам, заполняющих собой всё полотно либо основную его часть. Как вы уже додумались, эта особенность один в один подходит к описанию и того, что нарисовано в том самом сирийском храме.

Само собой, Клее этих росписей не лицезрел — сделаны они были, выходит, приблизительно 11 тыщ годов назад. А при его жизни они находились глубоко под землёй. Так что этот странноватый орнамент никак не мог оказать на него хоть какое-то воздействие.

Из древней росписи выглянул авангардный живописец

Пауль Клее. "Старый звук". 1924 год. Заглавие картины наталкивает на подозрения в том, что мысль этой картины как-то связана с старым искусством. Не считая того, налицо сходство этого произведения с изображениями в старом сирийском храме (иллюстрация с веб-сайта humanitiesweb.org).

Естественно, можно сказать, что сходство очень формальное. Но эти сомнения оказываются ни к чему: довольно поглядеть на фото росписи и на картины величавого художника. Сходство такое явное, оно так оказывается на виду, что мгновенно становится понятно — эта старая живопись как-то повлияла на современную.

Но как? Ведь тех старых сирийских живописцев и современного швейцарского делят и место, и время. Они жили на Востоке, он — на Западе. Они в неолите, он — в XX веке. Всё что остаётся использовать в таковой ситуации — это истолкования исходя из убеждений паранормальных способностей: мощной интуиции, телепатии либо даже магических тестов.

Из древней росписи выглянул авангардный живописец

Пауль Клее. "Памятник в злачной стране". 1929 год (иллюстрация с веб-сайта abcgallery.com).

По-другому связать Клее и этот эталон искусства из седоватый старины пока нереально.

Единственное рациональное разъяснение, которое могло бы что-то прояснить, отдал Мустафа Али (Mustafa Ali) — известный современный живописец из Сирии. Он увидел, что схожий геометрический "дизайн" можно отыскать в узорах на килимах — коврах ручной работы, которые с давнешних времён до настоящего времени делают в Ливане и Персии.

Из древней росписи выглянул авангардный живописец

Мустафа Али (на снимке слева) считает, что живопись, раскопанная в Джаде аль-Мухара, похожа на орнаменты на восточных ковриках (на снимке справа — ковры из иранского магазина килимов). Это утверждение, видите ли, мягко говоря, неочевидное (фото с веб-сайтов mostafali.com и imx.ir).

Вот только с Клее такое разъяснение, извините, не клеится. Ну, не занимался коврами известный экспрессионист, не занимался… К тому же довольно поглядеть на эти килимы, чтоб осознать главное отличие: узоры на их более-менее симметричные, и, если честно, на картины швейцарца и на картинки из Джаде аль-Мухара они непохожи.

Из древней росписи выглянул авангардный живописец

Пауль Клее, родившийся в 1879 году и скончавшийся в 1940-м, продолжает поражать своим творчеством до сего времени (фото Aufnahme Fotopress).

Вприбавок ко всему Мустафа Али совсем запутал журналистов, добавив ещё один комментарий к той храмовой росписи, из-за которого дело становится ещё более замутнённым. "Мы не должны терять из виду то, что эта живопись археологическая, но в то же время она и современная", — произнес он.

Не считая того, Клее был экспериментатором, для него несколько беспорядочное творчество — в порядке вещей. Но вот в старом мире схожее могло бы просто вызвать возмущение и наверное числилось кое-чем совсем ненормальным.

Из этой загадочной находки навязываются вывод о том, что связь меж культурами различных уголков Земли намного прочнее, чем можно для себя представить, и даже может тянуться через тысячелетия. Но как работает эта связь — загадка.

Похожие статьи: