Джаде аль-Мухара (Djade al-Mughara) — одно из мест, издавна интересующих археологов. Здесь, у левого берега Евфрата, некогда находилось поселение эры неолита, располагавшееся к северо-востоку от исторического городка Халеба (Aleppo).
Постоянные раскопки ведутся тут с начала 1990-х сирийско-французской группой археологов под управлением Эрика Кокеньо (Éric Coqueugniot), исследователя из института Востока и Средиземноморья (Maison de l'Orient et de la Méditerranée).Сходство с полотнами Клее стало проявляться сходу, как археологи начали старательно очищать изображения (фото E. Coqueugniot/CNRS Photothèque).
Приблизительно годом ранее археологи поведали миру о собственной внезапной удаче: в итоге долгой работы они смогли найти в Джаде аль-Мухара древнее культовое сооружение.
От него остались только высочайшие стенки, также огромное количество различных маленьких предметов, которые, видимо, имели отношение к обрядам, совершавшимся в здании. А именно, там обнаружилось огромное количество фрагментов охотничьих орудий, наконечников стрел — в главном кремнёвых и обсидиановых.
В том, что это помещение было как-то связано с религией, колебаний нет. Судя по размерам, здание предназначалось для огромных собраний.
Опубликовав в прошедшем году статью в Science, исследователи опешили древности находки, но никаких сравнений на разум им тогда ещё не приходило (фото Éric Coqueugniot).
Любопытно и то, что возраст строения, согласно данным учёных, немаленький — оно было выстроено около 8,8 тыщи лет до нашей эпохи.
Точно непонятно, какие действа отчаливали в храме. Насчёт этого вопроса пока есть только одна догадка.
Больше всего учёных заинтриговала эта стенка размерами 2x2 метра (фото Reuters).
На расчищенных стенках исследователи нашли роспись, сделанную красноватой, чёрной и белоснежной красками, на которой есть изображение головы быка. Не считая этого, часть "планировки" строения имеет форму черепа этого животного.
Всё это внушительно свидетельствует о том, что обитатели старого Джаде аль-Мухара исповедовали некий "бычий культ". О том, что это был за культ и какова была его роль в культуре, говорится не достаточно. Но скоро после того как находку кинули огласке, министр культуры Сирии Рияд Насан Ага (Riyad Nasan Agha) произнес, что "это уникальное открытие, которое может привести к пересмотру культуры".
Эрик Кокеньо, запечатлённый в позе археолога, изучит древне-современные изображения (фото Reuters/Khaled al-Hariri).
Министр гласил, конечно, про культуру собственной страны.
Вот так смотрится сверху загадочный храм — самый старый на Ближнем Востоке с самой старенькой в этом регионе живописью. Заметим на всякий случай, что вымершие скотины с египетской росписи древнее. И всё же он старше древнего убийства, колеса и уж тем паче письма Нового Света (фото Reuters/Khaled al-Hariri).
Но вот археологи ещё малость расчистили место раскопок и внезапно сообразили, что "это уникальное открытие" принудит задуматься о его месте не только лишь в сирийской, да и вообщем в мировой культуре. А то и не только лишь в ней
Трудности появились сходу, как археологи занялись кропотливой обработкой стенок.
Как мы произнесли, храм украшен трёхцветной росписью. Но когда рабочие стали к ней прицениваться, они увидели нечто внезапное.
Живопись на стенках выполнена в виде необычного беспорядочного орнамента, состоящего в главном из четырёхугольников. Причём эти фигуры не ровненькие, и закрашены они также не в определённой последовательности, как как будто произвольным образом. Одним словом, изображения эти очень нетипичны для старого Востока.
Вверху слева: отысканные куски инструментов в руках у Кокеньо. Вверху справа: обнаруженная там же женская статуэтка в руках у студентки из археологической экспедиции. Понизу — бычий череп, применявшийся в обрядах (фото Reuters/Khaled al-Hariri и с веб-сайта terraeantiqvae.blogia.com).
Зато схожий изобразительный порядок характерен для Пауля Клее… Как, вы не понимаете, кто таковой Пауль Клее? На данный момент поведаем.
Вид места раскопок, находящегося в 450 километрах от Дамаска. Кокеньо гласит, что работа тут продвигается очень медлительно. Но результаты впечатляют! (фото с веб-сайта flickr.com).
Пауль Клее (Paul Klee) — швейцарский живописец, по большей части работавший в жанре экспрессионизма. Вообщем, его творчество трудно совершенно точно отнести к какому-либо течению в искусстве, но оно оказалось настолько выразительным и впечатляющим, что значительно воздействовало на предстоящее развитие экспрессионизма, кубизма и сюрреализма.
Для экспрессионистского творчества типично рвение создателя выразить свои эмоции либо изобразить чьи-нибудь. Естественно, показать эмоции при помощи обыденных предметов, обыкновенной графики нереально, потому экспрессионистское изображение нередко не имеет ничего общего с реальным миром. Такие картины полностью могут состоять из обычных либо сложных фигур самых неописуемых форм и расцветок.
Пауль Клее. "Сицилийский пейзаж". 1924 год (иллюстрация с веб-сайта news.aol.com).
Приметная часть картин Клее будто бы бы составлена из различных геометрических кусочков, близких по форме к четырёхугольным фигурам, заполняющих собой всё полотно либо основную его часть. Как вы уже додумались, эта особенность один в один подходит к описанию и того, что нарисовано в том самом сирийском храме.
Само собой, Клее этих росписей не лицезрел — сделаны они были, выходит, приблизительно 11 тыщ годов назад. А при его жизни они находились глубоко под землёй. Так что этот странноватый орнамент никак не мог оказать на него хоть какое-то воздействие.
Пауль Клее. "Старый звук". 1924 год. Заглавие картины наталкивает на подозрения в том, что мысль этой картины как-то связана с старым искусством. Не считая того, налицо сходство этого произведения с изображениями в старом сирийском храме (иллюстрация с веб-сайта humanitiesweb.org).
Естественно, можно сказать, что сходство очень формальное. Но эти сомнения оказываются ни к чему: довольно поглядеть на фото росписи и на картины величавого художника. Сходство такое явное, оно так оказывается на виду, что мгновенно становится понятно — эта старая живопись как-то повлияла на современную.
Но как? Ведь тех старых сирийских живописцев и современного швейцарского делят и место, и время. Они жили на Востоке, он — на Западе. Они в неолите, он — в XX веке. Всё что остаётся использовать в таковой ситуации — это истолкования исходя из убеждений паранормальных способностей: мощной интуиции, телепатии либо даже магических тестов.
Пауль Клее. "Памятник в злачной стране". 1929 год (иллюстрация с веб-сайта abcgallery.com).
По-другому связать Клее и этот эталон искусства из седоватый старины пока нереально.
Единственное рациональное разъяснение, которое могло бы что-то прояснить, отдал Мустафа Али (Mustafa Ali) — известный современный живописец из Сирии. Он увидел, что схожий геометрический "дизайн" можно отыскать в узорах на килимах — коврах ручной работы, которые с давнешних времён до настоящего времени делают в Ливане и Персии.
Мустафа Али (на снимке слева) считает, что живопись, раскопанная в Джаде аль-Мухара, похожа на орнаменты на восточных ковриках (на снимке справа — ковры из иранского магазина килимов). Это утверждение, видите ли, мягко говоря, неочевидное (фото с веб-сайтов mostafali.com и imx.ir).
Вот только с Клее такое разъяснение, извините, не клеится. Ну, не занимался коврами известный экспрессионист, не занимался… К тому же довольно поглядеть на эти килимы, чтоб осознать главное отличие: узоры на их более-менее симметричные, и, если честно, на картины швейцарца и на картинки из Джаде аль-Мухара они непохожи.
Пауль Клее, родившийся в 1879 году и скончавшийся в 1940-м, продолжает поражать своим творчеством до сего времени (фото Aufnahme Fotopress).
Вприбавок ко всему Мустафа Али совсем запутал журналистов, добавив ещё один комментарий к той храмовой росписи, из-за которого дело становится ещё более замутнённым. "Мы не должны терять из виду то, что эта живопись археологическая, но в то же время она и современная", — произнес он.
Не считая того, Клее был экспериментатором, для него несколько беспорядочное творчество — в порядке вещей. Но вот в старом мире схожее могло бы просто вызвать возмущение и наверное числилось кое-чем совсем ненормальным.
Из этой загадочной находки навязываются вывод о том, что связь меж культурами различных уголков Земли намного прочнее, чем можно для себя представить, и даже может тянуться через тысячелетия. Но как работает эта связь — загадка.