Отправляясь к району Вентаррон (Ventarrón), находящемуся в 800 километрах от перуанской столицы Лимы, Вальтер Альва (Walter Alva Alva) управлялся, пожалуй, не столько вспыхнувшим энтузиазмом, сколько обыденным энтузиазмом. Ведь издавна понятно, что это место, где под землёй засыпаны какие-то древности, не один раз грабили бессчетные любители халявного антиквариата.
Но Вальтер туда всё же поехал — он, как-никак, проф археолог. Альва даже участвовал в разработке музея гробниц в Перу (Museo Tumbas Reales de Sipán). Словом, к виду разграбленной старины и иных бесчинств ему не привыкать.Руины храма, запечатлённые 10 ноября 2007 года (фото Reuters/Ignacio Alva).
Это место любопытно тем, что находится неподалёку от Сипана (Sipán) — религиозного и политического центра, процветавшего в I-VIII веках нашей эпохи. Кстати, Сипан — это тоже открытие Вальтера, но изготовленное уже издавна — в 1980-х.
В Вентарроне ожидалось отыскать древний храм, ибо часть "раскопок" уже была изготовлена — лет пятнадцать вспять туда несколько раз уже наведывались воры. Вобщем, или обстоятельности им не хватило, или их кто-то спугивал, но ничего такого особенного они там так и не смогли отыскать.
Та лестница, которую так и не отыскали похитители. На данный момент они, наверняка, очень опешили, узнав, что лестница здесь есть, хотя её не должно было быть. Да уж… (фото Reuters/Ignacio Alva).
Оно и ясно — древнее здание оказалось ну совершенно необычным.
Оно сложено из блоков, которые смотрятся достаточно неказисто. Но внутренняя планировка совсем не примитивная. Кстати, любопытно, что в качестве стройматериала использовались речные осадочные породы, а не камень либо глиняные кирпичи (куда более обычные и лучше подходящие для культовых сооружений).
Раскопав часть конструкции, археологи нашли стенки, на которые нанесены очень выразительные изображения. Одна стенка выкрашена красноватой и белоснежной красками (для чего — ещё непонятно), а на другой — кропотливо вырисован олень, пойманный в сеть.
Археологи докладывают, что конкретно здесь и нарисован олень, запутавшийся в сетке охотников. Как рассмотрите его — срочно сообщите нам (фото Reuters/Ignacio Alva).
Всё это вправду смотрится впечатляюще, но реальный подарочек преподнесли результаты радиоуглеродного анализа предметов, отысканных снутри храма. Как выяснилось, он был построен за два тысячелетия до Сипана, а означает, возраст святилища — около четырёх тыщ лет! Как следует, это одно из самых старенькых построек на местности Перу и уж точно — самое древнее с стенной росписью, причём как в Северной, так и в Южной Америке.
Спецы как-то уже узнали, что в Перу было развитое общество более 5 тыщ годов назад. Но чудо из Вентаррона по строительным и художественным показателям очень "продвинутое" для собственного возраста.
Такая раскраска смотрится достаточно удивительно. Вобщем, самая древняя роспись поражает ещё больше (фото Reuters/Ignacio Alva).
Кстати, благодаря усилиям бригады Альва удалось добраться до алтаря, исследовав который, археологи пришли к выводу о том, что храм был связан с некоторым культом поклонения огню.
Район, где находилось это святилище, по предположению учёного, был местом "культурного обмена" меж жителями прибрежной зоны и других территорий Перу. К этому выводу подтолкнули находки остатков жертвоприношений в храме — скелетов попугая и мортышки, которые, вероятнее всего, были привезены из лесистых регионов, отдалёких от Вентаррона.
Не считая этого, нашлись скорлупки моллюсков, которые вообщем как-то прибыли с побережья Эквадора.
Площадь участка, которую занимает храм, составляет 2,5 тыщи квадратных метров. К слову, части строения фактически не повреждены незадачливыми похитителями, зато малость разрушены местными жителями, разбиравшими непонятные камешки на постройку жилищ и хозяйственных сооружений неподалёку. Так (фото Reuters/Ignacio Alva).
Одна из самых не нормальных частей храма — это лестница. По словам Альва, этот элемент нетипичен для зданий тех пор в этом районе. Нужно отметить и то, что она размещена очень особенно: похитители, пытавшиеся залезть в храм в 1990-м и в 1992-м годах, даже не смогли её отыскать, потому и не повредили неоценимому памятнику.
Да уж, древнейшие зодчие будто бы знали, что эта странноватая особенность выручилёт и сооружение, и его внутренне убранство… А может, и правда, знали?