Рентгеновская буря, возможно, спасла Землю от поглощения Солнцем

Большое скопление молодых звезд в туманности Ориона, за которым в течение 13 дней непрерывно наблюдал рентгеновский телескоп Chandra (снимок Chandra). Фото с сайта chandra.harvard.edu

У американских астрономов возникло подозрение, что Земля и ее соседки по Солнечной системе обязаны своим рождением мощной рентгеновской буре, бушевавшей в окрестностях молодого Солнца миллиарды лет назад.

Большое скопление молодых звезд в туманности Ориона, за которым в течение 13 дней наблюдал рентгеновский телескоп Chandra (снимок Chandra). Все три фото с сайта chandra.harvard.edu. На всех трех фото расстояние в поперечнике соответствует 2,5 световых лет.

Наблюдения за удаленными звездными системами позволяют предположить, что радиационные бури в окрестностях молодых звезд — скорее нормальное явление, чем редкость. Возникающая во время такой бури гигантская зона турбулентности не позволяет едва родившимся звездам засасывать кружащиеся вокруг них пылевые диски, из которых впоследствии формируются планеты и другие объекты данной солнечной системы.

Исследователи, работающие в рамках программы Chandra Orion Ultradeep Project, пришли к этому выводу, осмотрев с помощью орбитального телескопа Chandra X-ray Observatory 1400 молодых (1-10 миллионов лет от роду) звезд, расположенных в туманности Ориона. 28 звезд по своим размерам соответствуют габаритам молодого Солнца, и половина из них, возможно, окружены пылевыми дисками. Многие из обследованных звезд регулярно выбрасывают в окружающее пространство не только внушительные объемы раскаленного вещества (иногда длина такого «языка» может превышать десяток радиусов звезды), но и «освещают» его рентгеновскими вспышками.

Инфракрасный снимок туманности Ориона, полученный с помощью инструмента ISAAC на Очень большом телескопе (VLT). Фото с сайта chandra.harvard.edu

По мнению астрофизика Скотта Уолка (Scott Wolk) из Смитсонианской астрофизической лаборатории в Кембридже, рентгеновские вспышки — следствие «коротких замыканий» в магнитных полях юных звезд, за молодостью лет не успевших еще сформировать полноценное ядро и, соответственно, обладающих крайне нестабильным магнитным полем. Возможно, что именно эти «короткие замыкания» и являются главным фактором, удерживающим протопланетную массу от преждевременного падения на звезду и именно благодаря им пылевые диски успевают превратиться в нормальные планеты, пишет New Scientist.

Оптический снимок туманности Ориона, полученный с помощью космического телескопа Hubble в 1995 году. Фото с сайта chandra.harvard.edu

Оптический снимок туманности Ориона, полученный с помощью телескопа Hubble в 1995 году. Видны облака газа в звездном скоплении (красный цвет — излучение азота, зеленый — водорода, голубой — кислорода). Снимок содержит более ста протопланетных дисков

Ожидается, что результаты исследования будут опубликованы в одном из следующих номеров бюллетеня Astrophysical Journal Supplement.