Взлётные полосы... инопланетян

Взлётные полосы... инопланетян

Взлётные полосы... инопланетян

Взлётные полосы... инопланетян

Взлётные полосы... инопланетян

Взлётные полосы... инопланетян

Фигуры общественной риторики

Вот уже четырнадцать веков, как на этой каменистой сцене воцарилось молчание. Пустыня Наска хранит непоколебимый покой.

Известность к этой глухой окраине Перу пришла в 1947 году, когда появилась 1-ая научная публикация, посвященная "линиям пустыни Наска". Когда же в 1968 году Эрих фон Деникен в собственной книжке "Мемуары о будущем" объявил таинственные картинки "взлетно-посадочными полосами инопланетян", эта мысль крепко засела в головах многих людей. Так родился миф.

Десятилетиями ученые и дилетанты пробуют разъяснить загадку этих геометрических орнаментов, протянувшихся на километры и занимающих площадь около 500 квадратных км. В общих чертах история их появления понятна. В протяжении нескольких веков обитатели Южного Перу декорировали пустынные районы близ побережья загадочными знаками, прочерченными на земле. Поверхность пустыни покрыта темными камнями, но стоит убрать их в сторону, как обнажаются светлые осадочные породы, находящиеся под ними. Конкретно этот резкий цветовой контраст использовали древнейшие краснокожие, чтоб создавать свои картинки - геоглифы. Черный грунт служил фоном для большенных фигур, образов животных, и сначала трапеций, спиралей, прямых линий.

Но зачем они тут?

Эти знаки так значительны, что, считается, осознать, что они изображают, можно, только поднявшись в небо на самолете. Таинственные полосы пустыни Наска, включенные в 1994 году в перечень памятников Глобального культурного наследства, издавна завлекают внимание любителей эзотерики. Для кого предназначалась эта загадочная галерея? Для богов, привыкших; пребывая на небеси, читать в душах людей и взирать на творения рук их? А может быть, это разметка допотопного космодрома, сооруженного инопланетянами в этой дальной стране? Либо доисторический календарь, и лучи солнца, падая на землю в полуденный час в денек какого-либо равноденствия, обязательно освещали одну из линий на удовлетворенность жрецам и их единоплеменникам? Либо это был реальный учебник астрономии, где крыло какой-либо птицы олицетворяло ход планетки Венера? А может, это "родовые знаки", при помощи которых тот либо другой клан отмечал занятые им земли? Либо, вычерчивая полосы на грунте, дикари-индейцы задумывались не о небесном и даже не о поднебесном, а о подземном, и эти прямые, уходящие вдаль пустыни, по сути отмечали ток подземных ручьев, секретную карту источников воды, явленную с таковой дерзкой открытостью, что научные разумы и сейчас не могут додуматься о смысле начертанного.

Гипотез было огромное количество, но к ним не спешили подбирать факты. Чуть ли не вся история научного исследования таинственных рисунков сводилась к работе германского математика Марии Райхе, которая начиная с 1946 года фактически в одиночку изучала их, фиксировала их размеры и координаты. Она же и защитила этот старый монумент, когда в 1955 году плато Наска было решено перевоплотить в хлопковую плантацию, проложив систему искусственного орошения. Это загубило бы изумительную галерею под открытым небом (вобщем, часть рисунков и так была уничтожена при прокладке авто дорог).

С течением времени благодаря различным искателям следов "галлактических вторженцев" к этой пустыне пришла глобальная известность. Но, как ни удивительно, полный научный анализ самих рисунков и истории их появления не проводился. Не исследовалось и как изменялся климат пустыни за последние тысячелетия. Умопомрачительно, но практически все гипотезы, о происхождении потаенных символов, разукрасивших дальнее плато, строились умозрительно. Не достаточно кто торопился приехать в эту неимоверную даль, чтоб спуститься на почву фактов. А ведь это могло бы, наверняка, почти все прояснить в истории так именуемой культуры Наска (200 г. до н. э. - 600 г. н. э.) - по признанию профессионалов, "одной из самых увлекательных и почти во всем таинственных культур доколумбовой Америки".

Неясно даже, что таит больше загадок - люди либо большенные картинки, оставленные ими. В распоряжении антропологов, изучающих старых краснокожих, населявших эту область Перу, имеются только мумии, остатки поселений, эталоны керамики и тканей. Не считая того, недалеко от галереи под открытым небом, в местечке Кауачи, лежат руины большого поселения с пирамидами и платформами, возведенными из кирпича-сырца. Как считают исследователи, конкретно тут находилась столица культуры Наска. Оставленные ею эталоны керамики отличаются особенным изяществом. Для их свойственна различная цветовая палитра: сосуды покрашены в красноватые, темные, карие и белоснежные цвета. Эти расписные сосуды числились самыми прекрасными во всем Старом Перу. Их блестящие стены покрыты изображениями отрубленных человечьих голов, демонических созданий, одичавших кошек, плотоядных рыб, многоножек и птиц. Разумеется, эти росписи отражают сказочные представления старых обитателей страны, но историкам остается об этом только гадать. Ведь никаких письменных свидетельств не сохранилось.

Тыщи лет Наска

Тем больше поводов гласить о тщательном исследовании, проведенном в этой пустыне в 1997 -2006 годах спецами самых различных научных дисциплин. Собранные факты развенчивают пользующиеся популярностью разъяснения эзотериков. Никаких галлактических загадок! Геоглифы Наска - это земное, очень земное.

В 1997 году экспедиция, организованная Германским археологическим институтом при поддержке швейцарско-лихтенштейнского фонда забугорных археологических исследовательских работ, приступила к исследованию геоглифов и поселений культуры Наска в районе местечка Пальпа, в сорока километрах к северу от города Наска. Место было выбрано не случаем, ведь тут знаки, начертанные старыми индейцами, находились в конкретной близости от их поселений. Управляющий группы, германский историк Маркус Райндель, был убежден: "Если мы желаем осознать геоглифы, необходимо всмотреться в людей, создававших их".

Близ Пальпы археологи отыскали бессчетные остатки поселений, относящихся к разным эрам, в том числе руины каменных домов и ухоженные гробницы, вобщем, издавна разграбленные. Все это свидетельствовало о сложной иерархии, установившейся в обществе, которое принадлежало к культуре Наска. Роскошная керамика и золотые цепочки с фигурами рыб и китов, отысканные в захоронениях, опровергали обычное представление о крестьянском нраве этой культуры. Тут уже сложилась своя элита, знать. Без ее роли не могли быть сооружены геоглифы.

Во время раскопок Райндель и его перуанский сотрудник Джони Исла повсевременно встречали монументы так именуемой культуры Паракас. Она датируется 800 - 200 годами до новейшей эпохи. Эта культура стала известна в 1927 году, когда перуанский археолог Хулио Тельо нашел на пустынном, лишенном растительности полуострове Паракас 423 мумии, отлично сохранившиеся в местном климате.

Числилось, что на местности Наска была представлена только поздняя фаза данной культуры. Но это оказалось заблуждением. Во время раскопок обнаружились поселения и могильники, относящиеся ко всем фазам культуры Паракас. Более того, сходство керамики и текстильных тканей, традиции захоронений и строительства жилищ совершенно точно обосновывают, что культура Наска является ее прямой наследницей. Таким макаром, цивилизация на юге Перу появилась на много веков ранее, чем принято было считать. Может быть, одним из ее центров и был оазис Пальпа.

Вблизи, в местечке Пернил-Альто, на берегу реки РиоТранде, германский археолог отыскал монументы "ранешнего Паракаса" и вместе с этим керамику, "которую мы еще пока не могли отнести к какой то эре". По-видимому, эта глиняная традиция предшествовала культуре Паракас. Она датирована очень примерно - 1800 - 800 годами до новейшей эпохи (по данным радиоуглеродного анализа, 1400 -860 годы до новейшей эпохи).

Это самые ранешние эталоны обожженной керамики, обнаруженные во всем Андском регионе. Они оставлены неведомой цивилизацией, которая была на юге Перу во II 1000-летий до новейшей эпохи. Конкретно к ней всходит искусство сотворения геоглифов.

"Среда заела"

В рамках этого проекта была в первый раз изучена история местного ландшафта. Это занесло ясность в происхождение "символов пустыни Наска". Тут, в отличие от других прибрежных районов Перу, меж западным хребтом Анд и береговой линией пролегает еще одна горная цепь - Береговая Кордильера. Котловина шириной 40 км, разделяющая эту горную цепь и Анды, в эру плейстоцена была заполнена галечником и осадочными породами. Образовался ровненький степной участок - безупречный "холст" для нанесения разных рисунков.

Несколько 1000-летий вспять у подножия Анд, на плато Наска, росла травка, паслись ламы. В этом климате люди жили, как "в райском саду" (М. Райндель). Археолог нашел даже следы потопа вблизи. Там, где сейчас простирается пустыня, когда-то, после сильных ливней, обрушивались грязевые лавины.

Но около 1800 года до новейшей эпохи климат стал приметно суше. Начавшаяся засуха выжгла травяную степь, и люди были обязаны расселиться в естественных оазисах - равнинах рек. Кстати, практически в одно время с этим в пустыне Наска возникают 1-ые эталоны керамики.

В предстоящем пустыня продолжила свое пришествие, подобравшись впритирку к горным хребтам. Ее восточный край двинулся на 20 км в сторону Анд. Людям пришлось переселиться в горные равнины, лежавшие на высоте от 400 до 800 метров над уровнем моря.

Когда же около 600 года новейшей эпохи климат вновь поменялся и стал еще засушливее, культура Наска вообщем пропала. От нее остались только загадочные знаки, начертанные на земле, - знаки, которые уже некоторому было убить. В очень сухом климате они сохранялись тысячелетиями.

История освоения пустыни Наска еще раз свидетельствует о том, какую грозную силу представляет собой пустыня в собственном вековечном противостоянии с человеком. Довольно некого конфигурации климата, маленького сокращения нормы осадков, которое остается незамеченным для обитателей умеренных зон, тогда и в пустыне, как подчеркивает участник экспедиции, географ Бернхард Айтель, "произойдут разительные конфигурации экосистемы, которые окажут большущее воздействие на жизнь населяющих ее людей".

Культура Наска погибла не в итоге моментальной катастрофы, к примеру войны, а была подобно культуре майя, равномерно "задушена" ввиду изменившихся экологических критерий. Ее уничтожила долгая засуха.

Счастье - это когда ворачивается спондилус

Сейчас же, исследовав саму среду, в какой жили творцы таинственных геоглифов, исследователи могли приступить к их толкованию.

Самые ранешние полосы и картинки появились около 3800 годов назад, когда в округи Пальпы появились 1-ые поселения. Эту галерею на открытом воздухе обитатели Южного Перу сделали посреди скал. На коричнево-красных камнях они процарапывали и высекали разные геометрические узоры, изображения людей и животных, химер и мифологических созданий. Археологи нашли в этом районе тыщи наскальных рисунков размером от нескольких см до нескольких метров. Эту потрясающую выставку петроглифов начали изучить только в последние 10 лет. Предположительно, они все сделаны во II тысячелетии до новейшей эпохи, "но с достоверной точностью утверждать этого нельзя" (М. Райндель).

Не позже 700 года до новейшей эпохи совершается принципиальное событие. На замену петроглифам приходят картинки, нанесенные уже не на горах, а на земле. Счищая верхний слой галечника, неведомые живописцы культуры Паракас делают на склонах речных долин "граффити" размером от 10 до 30 метров - приемущественно, изображения людей и животных, время от времени звезд. Для тех пор эти картины были грандиозны. Но это только начало. Пройдет еще много веков, до того как появятся именитые "взлетные полосы инопланетян".

Предположительно около 200 года до новейшей эпохи в пустыне Наска происходит реальная "революция в искусстве". Живописцы, до этого покрывавшие картинами только горы и склоны, берутся разукрашивать самое огромное "полотно", дарованное им природой, -простертое перед ними плато. "Некоторый творец вычерчивал контуры будущей фигуры, а его ассистенты удаляли камешки с поверхности" - так представляет для себя ход работ Маркус Райндель.

Для мастеров монументальной графики, имевших за плечами тысячелетнюю традицию, здесь было где развернуться. Правда, сейчас заместо фигуративных композиций они отдают предпочтение работам а-ля Мондриан: геометрическим фигурам и линиям. Те добиваются циклопических размеров, но, в сути, в их нет ничего экстравагантного, "галлактического". Пара прямых линий, как ни продлевай их, остается только парой прямых линий, и для того чтоб осознать это, не надо садиться в кабину спортивного самолета. Естественно, в пустыне Наска встречаются и большенные изображения животных (мортышка, паук, кит), наслаждаться которыми лучше откуда-то с возвышения, но эти картинки редки.

"Везде, в том числе в археологической литературе, обязательно говорится о том, что разглядеть геоглифы можно, в наилучшем случае, с высоты птичьего полета, - гласит участница экспедиции археолог Карстен Ламберс. - Это не так! Довольно побывать в данной местности, чтоб убедиться, что эти знаки отлично видны и с земли".

Приблизительно две третьих геоглифов ясно различимы из хоть какой точки окружающей местности. "Вообщем же они создавались не для того, чтоб их рассматривать", - подчеркивает Райндель. Быстрее, они были частью "святилища" под открытым небом. Их можно именовать "церемониальными фигурами". Археологические исследования проявили, что эти полосы имеют чисто практическое (поточнее уж, магическое) предназначение.

По углам и оконечностям рисунков высились сооружения из камня, глины и кирпича-сырца (всего исследователи высчитали около сотки схожих руин). В их обнаружены остатки текстильных тканей, растений, раков, морских свинок и раковин спондилуса - предположительно жертвенные дары. Археологи интерпретировали эти находки как алтари либо маленькие храмы, которые использовались в определенных обрядах. Каких?

Повышенное внимание завлекли раковины спондилуса. Во всем Андском регионе эти прекрасные раковины числились знаками воды и плодородия. Но данный моллюск обитает в тропических водах - практически в 2000 километрах к северу от пустыни Наска - и просачивается к ее берегам, только когда приходит Эль-Ниньо. Тогда теплое морское течение отклоняется далековато на юг, и на побережье Перу выпадают обильные осадки. Разумеется, с древних времен люди связывали возникновение спондилуса с приближающимися ливнями. Необыкновенная раковина приносила воду на поля и счастье в семьи. Жертвуя ее - на алтарь, обитатели пустыни возлагали надежды вымолить у неба дождик.

Рядом с рисунками исследователи отыскали огромное количество сосудов, зарытых в землю, разумеется, при выполнении каких-либо обрядов. Увидены были и отверстия, в которые - судя по их поперечнику и глубине - водружали мачты высотой до 10 метров; на их, должно быть, развевались полотнища (на глиняних сосудах уже встречали изображения схожих мачт, увенчанных флагами).

По данным геофизических исследовательских работ, почва повдоль линий (их глубина добивается практически 30 см) очень очень уплотнена. В особенности вытоптано 70 рисунков, изображающих животных и некоторых созданий (они составляют приблизительно десятую часть всех наземных "граффити"). Похоже, тут веками шествовали толпы людей! Вся эта территория была местом проведения разных празднеств, связанных с культами воды и плодородия. "Тут устраивались какие-то процессии, может быть, с музыкой и танцами, как свидетельствуют картинки, оставленные на глиняних сосудах", - считает Райндель. Эти изображения напоминают о том, как проводились те празднества (либо "дискуссии с богами"?). Мы лицезреем на их людей, которые пьют маисовое пиво либо играют на дудочке, маршируют либо пляшут, приносят жертвы и молят богов о том, чтоб те дарили им дождик. Такие процессии и сейчас еще можно узреть в Андах.

Подобные церемонии имели принципиальное символическое значение. Когда какой-либо клан создавал либо изменял геоглифы, он открыто показывал соседям: тут живем мы! Это действо было воистину религиозным актом. "Вот почему мы не находим в поселениях краснокожих никаких святилищ - даже в Кауачи. Для их вся природа была храмом", - считает Райндель.

Создание большенных рисунков, как и, к примеру, строительство пирамид в других частях Америки, добивалось совместных усилий огромного числа людей. Снова же недавнешние исследования проявили, что эти картинки не появились раз и навечно в том виде, в каком их нашли ученые и энтузиасты "галлактических посланий". Геоглифы не один раз переделывались, расширялись, трансформировались.

Засушливый климат преобразовал обитателей пустыни Наска в прекрасных живописцев и инженеров. Еще Мария Райхе, описывая картинки; отысканные в пустыне, отмечала: "Длина и направление каждого отрезка были кропотливо промерены и зафиксированы. Ориентировочных промеров было бы недостаточно, чтоб воспроизвести такие совершенные очертания, которые мы лицезреем благодаря аэрофотосъемке; отклонение всего на несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка".

Уже в первом тысячелетии до новейшей эпохи древнейшие перуанцы научились по трубам, проложенным под землей, перекачивать в цистерны грунтовые воды, создавая припасы животворной воды. Сооруженная ими хитроумная система каналов, в том числе подземных, употребляется местными жителями и сейчас.

Когда-то при помощи этой сети каналов древнейшие краснокожие орошали поля, на которых выращивали бобы и картофель, тыкву и маниок, авокадо и арахис. Основными материалами, которые использовались ими в хозяйстве, были хлопок и тростник. Рыбу они ловили сетями, охотились и на тюленей. Изготавливали тонкостенную керамику, которую расписывали колоритными, яркими сценками.

Эталоном красы у местных обитателей, кстати, числилась продолговатая голова, а поэтому малышам привязывали ко лбу доски, чтоб деформировать череп, пока тот вырастает. Практиковали они и трепанацию черепа, при этом некие из оперированных прожили после этой процедуры довольно длительно.

Но срок, отведенный культуре Наска, уже исходил.

Чем суше становилось на плато, тем почаще жрецам приходилось совершать волшебные церемонии, чтоб призвать дождик. Девять из 10 линий и трапеций обращены в сторону гор, откуда приходили, спасительные дождики. Длительное время чудо помогало, и тучи, приносившие воду, ворачивались, пока около 600 года новейшей эпохи боги совсем не разгневались на людей, поселившихся в этом краю.

Наибольшие картинки, показавшиеся в пустыне Наска, относятся к тому времени, когда дождики тут фактически закончились. В воображении так и рисуется последующая картина. Люди практически умоляют грозного бога дождика внять их страданиям. Они уповают, что хоть эти сигналы, поданные ему, он увидит. Так, полярники, затерянные во льдах, выкрашивают палатку в красноватый цвет, чтоб кто-то, парящий по небу, увидел символ их неудачи. Но индейский бог оставался, как свидетельствуют со--временные географы, слеп и к этим мольбам, впечатанным в плоть земли. Дождики не шли: Вера была бессильна.

В конце концов краснокожие покинули собственный родной, но грозный край и направились на поиски расцветающей страны. Когда же через несколько веков климат стал более мягеньким и на плато Наска вновь поселились люди, они ничего не знали о тех, кто когда-то жил тут. Только полосы на земле, уходившие вдаль либо пересекавшиеся, напоминали о том, что или боги спускались тут на землю, или люди пробовали гласить с богами. Но смысл рисунков был уже забыт. Только сейчас ученые осознают, почему появились эти письмена - эти большенные "иероглифы", кажется, готовые пережить вечность.

Вобщем, именовать единственными зрителями этих рисунков каких-либо богов, погруженных или в нирвану, или во вселенскую лень, было бы ошибочно. Эти полосы быстрее "сцена, а не картина", считает Райндель. Правда, сам он не берется судить, почему полосы размещены так, а не по другому, почему они образуют тот либо другой набросок.

Разумеется, это имело религиозную подоплеку, но ввиду недочета собранных фактов ученые продолжают спорить о религии, которую исповедовали люди, населявшие пустыню Наска в протяжении 2-ух 1000-летий, спорить о нраве их общества и его политическом устройстве. Эта пустыня хранит еще много загадок. Но решать их придется без роли эзотериков. Уж очень много земного, ежедневного, суетного в этих "тайнах пустыни Наска".

В мире живописцев не жилось без рудокопов

В 2007 году южноамериканские и перуанские археологи нашли в районе пустыни Наска рудник, в каком практически две тыщи годов назад, за длительное время до прихода испанских завоевателей, добывали руду железа - гематит. Позже этот минерал растирали в порошок, приготавливая ярко-красную охру, считает южноамериканский исследователь Кевин Воэн.

"Археологи знают, что народы Нового и Старенького Света еще тыщи годов назад добывали металлическую руду, - объясняет Воэн. - В Древнем Свете, а конкретно в Африке, этим начали заниматься около 40 тыщ годов назад. Понятно, что народы, населявшие в древности Мексику, Центральную и Северную Америку, также добывали минералы, содержавшие железо". Но археологам длительно не удавалось отыскать ни 1-го старого рудника, пока пару лет вспять их внимание не завлекла пещера на юге Перу. Ее площадь составляла около 500 квадратных метров.

При раскопках тут нашли каменные орудия, осколки посуды, ткани из хлопка и шерсти, раковины, сосуды, выдолбленные из тыкв, и маисовые початки. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст органических материалов составляет от 500 до 1960 лет. Как подсчитали археологи, за этот период времени из горы было извлечено порядка 700 кубических метров породы общей массой около 3700 тонн - и все для того, чтоб добыть вожделенную охру, в какой нуждались обитатели близлежащих районов. Ее использовали для раскрашивания глиняних сосудов и тканей; краснокожие разрисовывали ею свои тела и глиняные стенки домов. Металлический же век в этом краю живописцев так и не начался.

"В Древнем Свете металлы использовали для производства разных орудий либо орудия, - отмечает Воэн. - В Америке же они были только предметом престижа, украшением знати".

Кто наказал пирамиду?

Осенью 2008 года благодаря фотоснимкам, приобретенным из космоса, итальянские исследователи нашли в пустыне Наска пирамиду, засыпанную много веков вспять. Площадь ее основания составляла практически 10 тыщ квадратных метров. Пирамида была построена в полутора километрах от Кауачи людьми, принадлежавшими к культуре Наска. Предположительно она состояла из 4 расположенных друг над другом террас. "На фото, изготовленных со спутника, в особенности отлично видна структура местности, так как высушенные на солнце глиняные кирпичи очень отличаются по собственной плотности от примыкающих участков грунта", - объясняет управляющий исследовательских работ Никола Мазини.

Обитатели Кауачи погребли эту пирамиду, как и многие другие постройки, под толщей песка после того, как в округи одна за другой разразились две катастрофы: наводнение, а потом и сильное землетрясение. Разумеется, считают археологи, после этих бедствий местные жрецы утратили веру в волшебную силу пирамиды и... похоронили ее. Так поступили и с остальными сооружениями. Вобщем, эта гипотеза достаточно спекулятивна. Никто не знает, что случилось тогда по сути.

Создатель: А.Голяндин

Источник: "Увлекательная газета. Неописуемое" №24 2009 г.

Похожие статьи: