Скелет неандертальца (на фронтальном плане) и современного человека (на заднем) стоят плечо о плечо в Музее естественной истории в Нью-Йорке (American Museum of Natural History) – они уже издавна числятся наиблежайшими "родственничками" (фото с веб-сайта foxnews.com/AP).
Итальянский антрополог Давид Карамелли (David Caramelli) из института Флоренции (Università degli Studi di Firenze) и его коллеги говорят, что им удалось удачно секвенировать митохондриальную ДНК, извлечённую из останков 28-тысячелетнего "пещерного человека".
То был кроманьонец – один из ранешних представителей вида Человек разумный.
Выделенные генетические композиции в значимой степени совпадают с оными у современных европейцев, но отличны у тех, что принадлежат неандертальцам. По воззрению учёных, это может пролить свет на предпосылки исчезновения данного вида людей.
Осколки кости 28-тысячелетнего "пещерного человека", из которых удалось извлечь ДНК (фото Guido Barbujani).
Отчёт об исследовании размещен в PLoS ONE.
Согласно одной из главных гипотез, известной как "Мы из Африки" (Out of Africa), праотцы современного человека расселились с местности Чёрного материка относительно не так давно – не позже 50 000 годов назад. Когда они добрались до Европы, неандертальцы были обречены пасть в силовых столкновениях, от заболеваний и вообщем в виду наименее продвинутых умственных возможностей.
Другая популярная точка зрения, "догадка смешения", заключается в том, что неандертальцы — не независящий вид, а продукт межвидового скрещивания. В том числе с старыми людьми. Соответственно, какая-то часть генома у их должна быть общей с Человек разумный.
Аргументы в поддержку "африканской" версии появились ещё в 1997 году, когда шведский генетик Сванте Пяябо (Svante Pääbo) из института эволюционной антропологии Макса Планка (Max-Planck-Instituts für evolutionäre Anthropologie) секвенировал ДНК 30-тысячелетнего неандертальца и нашел у него настолько маленькое число композиций, присущих современному человеку, что это было сразу истолковано как итог контаминации – привнесения биочастичек снаружи.
Обозначенная неувязка, кстати, является одной из более актуальных при генетическом анализе всех останков. Описанию способов анализа учёные уделяют в собственных работах первейшую роль.
Многие ложили огромные надежды на то, что получится отыскать кроманьонца, сделать анализ его ДНК, а позже уже сконструировать более четкие выводы.
Поразмыслить только, ещё каких-либо 30 000 годов назад наши праотцы с каменными топорами по пещерам бегали. Вверху: два изображения реконструированного вида неандертальца. Они условно соответствуют двум главным рассматриваемым догадкам: слева – мужик, не достаточно схожий на современного человека (его вытеснили "люди из Африки"), а справа – мальчишка, которого если остричь, можно смело в школу найти (продукт смешения, видимо). Понизу: одна реконструкция и одна стилизация под кроманьонцев – это уже полностью современные люди. Если и отличались, то совершенно немножко (иллюстрации с веб-сайтов wordpress.com, leseyzies.info, abc.net.au, truthspeaksout.com).
Карамелли и его коллеги решили заняться конкретно этим. Они в первый раз попробовали расшифровать генетическую последовательность праевропейцев ещё в 2003 году, когда удалось извлечь биоматериал из костей 25-тысячелетнего мальчугана и 23-тысячелетней особи дамского пола.
Исследователи сосредоточили своё внимание на митохондриальной ДНК, так как она сохраняется лучше и в бóльших количествах, чем ядерная. Приобретенные композиции не совпадали с "неандертальскими", зато, по словам учёных, свидетельствовали о фактически полной их идентичности с современным человеком.
Бессчетные скептики, вобщем, сразу заявили, что и в сей раз вышло смешение.
Но напористый Карамелли в своём последнем исследовании применил новейшую технологию сохранения первозданной чистоты ДНК: сейчас только семеро специально обученных людей имели доступ к останкам. Для большей достоверности секвенирование происходило сразу в 2-ух лабораториях – в Италии и Испании.
Во всех кусках костей, подвергшихся анализу, удалось выделить одни и те же мутации в гипервариабельных участках митохондриальной ДНК (HVR1). Они же находятся у современного человека (фото Guido Barbujani).
Приобретенные результаты снова подтвердили, что кроманьонцы – прямые праотцы современных людей. А вот совпадающих с неандертальцами последовательностей найдено не было.
"Догадка о межвидовом скрещивании не подтвердилась", — считает один из создателей исследования Гвидо Барбуяни (Guido Barbujani) из института Феррары (Università degli studi di Ferrara).
Все же некие учёные снова колеблются, что обошлось без привнесения современных частиц.
К примеру, Хендрик Пойнар (Hendrik Poinar) из института Макмастера (McMaster University) подразумевает, что выделенные последовательности могут в реальности и не относиться к кроманьонцу.
"Избежать контаминации очень тяжело, но я рад, что группа Карамелли изо всех сил пробует это сделать", — добавляет он.
С другой стороны, чистота опыта и возможности итальянских учёных на поприще анализа генетического материала не так важны. Смешивались они либо нет – факт остаётся фактом: кроманьонец одолел неандертальца.
У обоих видов были равные шансы, но одни оказались более способными – два медведя в одной берлоге не уживаются.