Почему предания о людях, умеющих превращаться в других существ, распространены практически у всех народов? Казалось бы, все эти вервольфы и волкодлаки не могут быть ничем, кроме фольклорного вымысла. Ну кто в здравом уме поверит, что человек может «перекинуться» в волка или медведя, ведь это совсем разные биологические виды! Однако, как известно, дыма без огня не бывает…
Оборотни делятся на «врожденных» и «обратимых». «Люди-звери» в фольклоре
В русских преданиях в разных существ умеет превращаться Кощей Бессмертный. Змей Горыныч легко принимает облик красивого юноши, герой былин Вольга Святославич способен оборачиваться «львом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога».
У скандинавов были воины-берсеркеры, которые, по поверьям, могли превращаться в медведей и волков. У тюркских народов, в свою очередь, бытовало поверье насчет гульябани – оборотней, обитающих в безлюдных местах и подстерегающих одиноких путников на дорогах. Североамериканские индейцы верили, что можно превратиться в тотемное животное и таким образом слиться с духом предка.
Есть две мифологические разновидности оборотней: обычные живые люди, обладающие способностью «перекидываться», и некие сверхъестественные сущности. На Руси, например, верили, что в оборотня может превратиться умершее некрещеным дитя или вероотступник, душа которого после кончины не может обрести покоя.
Представители этой последней категории якобы могли превращаться не только в живых существ, но и в неодушевленные предметы – скажем, в камень, деревяшку, клубок или копну сена.
Оборотней также делили на «врожденных» и «обратимых».
Врожденными называли тех, кто родился в определенное время, способствующее появлению у них свойства обращаться, либо тех, на ком лежало родовое проклятие. Бытовало также поверье, что, если беременная женщина увидит волка или съест мясо животного, убитого волком, то она произведет на свет оборотня.
Врожденные оборотни в течение дня вели обычную человеческую жизнь, а по ночам превращались в животных и душили скот, а также могли нападать и на людей.
Что же касается «обратимых», чаще всего ставших таковыми в результате какого-нибудь заклятия, то они обитали в лесах, жили в берлогах, но, находясь в облике зверя, сознавали свою принадлежность к человеческому роду.
Они могли превратиться обратно в человека, когда кончится срок заклятия. Кроме того, можно было вернуть оборотню человеческий образ, надев на него пояс, на котором завязаны узлы. Завязывая их, следовало каждый раз произносить: «Господи, помилуй!» Едва оборотень надевал такой пояс, как шкура с него слетала - и он становился человеком.
Также существовала вера в то, что одни оборотни могут «перекидываться» по своему желанию, например, в результате каких-то колдовских обрядов и заклинаний, а другие помимо своей воли, допустим, в полнолуние. При этом первые в облике зверя сохраняют человеческое сознание, а вторые впоследствии не помнят, что с ними происходило.
Зачем сознательно превращаться в оборотня? Дело в том, что оборотни, по поверьям, обретали в зверином облике сверхъестественную силу, ловкость, быстроту реакции, а также острое зрение. Будучи по виду зверем, оборотень также мог безнаказанно совершать различные неблаговидные поступки. Вспомним «Майскую ночь» Гоголя и мачеху, превратившуюся в кошку, чтобы убить панночку…
Считалось, что рана, нанесенная оборотню в обличье животного, сохранится у него и в облике человека. Таким образом якобы и выявляли оборотней.
Уничтожить оборотня, по преданию, можно, выстрелив в него серебряной пулей. Кроме того, верили в старину, если убить оборотня, который своими укусами превращал в оборотней других людей, то после его смерти они станут нормальными.
Есть много причин избыточного оволосения.Не колдовство, а болезнь
Проследим корни легенд об оборотнях. Так, при отклонении под названием «гипертрихоз» на лице и верхней части туловища человека вырастает густой волосяной покров.
Причиной избыточного оволосения могут являться: врожденная генетическая аномалия; нарушение секреции яичников, надпочечников или гипофиза; поликистоз яичников; гормональные нарушения; нарушение функций щитовидной железы и эпифиза; заболевания нервной системы; инфекции; опухоли; нарушение обмена веществ в организме.
В 1984 году группа специалистов из Университета Гвадалахары во главе с Хосе Мария Канту обследовала целую мексиканскую семью, страдавшую этой патологией.
В прошлом люди, страдающие гипертрихозом, часто устраивались на работу в цирк, где развлекали публику своим видом. Взять хотя бы «бородатую женщину» Юлию Пастрану, которая в середине 50-х годов XIX столетия гастролировала по Европе. Вот какое описание дает ей один из зрителей:
«Щеки, подбородок ее покрыты густыми волосами. Усы до-вольно редкие. На ушах - темные клочья волос. Затылок, грудь, руки также покрыты волосами».
Приобретенный гипертрихоз лечится путем устранения причины его возникновения. Врожденный же практически никак не лечится. Попытки эпиляции зоны оволосения, как правило, вызывают еще более интенсивный рост волос.
Но все же своим возникновением слухи об оборотнях обязаны скорее клинической ликантропии – психическому заболеванию, при котором человек начинает считать себя каким-либо животным, чаще всего – волком, реже – например, кошкой, собакой, лошадью. В фазе болезни пациент может вести себя по-звериному: выть, лаять, ползать на четвереньках. В этом состоянии больные теряют контроль над собой.
Вот как описывает свои ощущения 28-летний мужчина, арестованный за убийство и страдавший, как выяснилось, одновременно паранойей, шизофренией и ликантропией:
«Когда я расстроен, я чувствую, как будто превращаюсь в кого-то другого; у меня цепенеют пальцы, словно булавки и иглы воткнуты мне в ладонь; я теряю контроль над собой... Я чувствую, что превращаюсь в волка. Я смотрю на себя в зеркало и вижу процесс превращения. Мое лицо теперь не мое, оно совершенно преображается. Я пристально всматриваюсь, мои зрачки расширяются, и я ощущаю, как будто у меня вырастает шерсть по всему телу, а зубы становятся длиннее».
Жертвами Жеводанского зверя стали около 230 человек.Зверь, а не человек!
Наконец, порой за оборотней принимали животных, которые выглядели не совсем обычно. Одно из них – это пресловутый Жеводанский зверь, терроризировавший население провинции Жеводан на юге Франции. С 1764 по 1767 год жертвами этого загадочного существа стали около 230 человек, из которых 123 были им убиты и съедены.
Очевидцы описывали Жеводанского зверя как существо, похожее на волка, но размером с корову. У него была очень широкая грудная клетка, длинный гибкий хвост с кисточкой на конце, как у льва.
Зверь обладал вытянутой мордой и небольшими заостренными ушами, а из пасти торчали огромные клыки. Шерсть существа была желтовато-рыжей, но на спине вдоль хребта пролегала полоска темной шерсти. Некоторые свидетели рассказывали о больших темных пятнах на спине и боках хищника.
Интересно, что Жеводанский зверь практически никогда не нападал на животных – только на людей, как правило, женщин и детей, и при нападении всегда метил в голову – раздирал лицо и даже обезглавливал свои жертвы, тогда как обычные волки стараются перегрызть горло. Кроме того, людоед не попадался в расставленные на него капканы и ловушки, не брал отравленных приманок и успешно избегал облав…
Все это заставило местных крестьян думать о том, что речь идет не о волке, а о человеке-оборотне. Тем более, хищник подходил совсем близко к человеческому жилью.
Король Людовик XV назначил награду за поимку людоеда. В октябре 1764 года охотникам едва не удалось убить Жеводанского зверя, но, смертельно раненный несколькими пулями, он ушел в чащу. Вскоре нападения снова возобновились.
19 июня 1767 года во время очередной облавы Жеводанский зверь был убит охотником Жаном Шастелем. Тот зарядил ружье двумя серебряными пулями.
Легенда гласит, что Шастель взял с собой Библию, раскрыл ее и стал читать молитву. В этот момент из чащи выскочил огромный волк, остановился прямо перед ним и внимательно посмотрел на него. Тогда Шастель выстрелил в него серебряной пулей. Затем перезарядил ружье и выстрелил еще раз, убив зверя наповал.
Тушу убитого волка возили по всему Жеводану, чтобы убедить его жителей в том, что страшный зверь истреблен. Осматривая тушу, придворные врачи обратили внимание не только на очень крупные размеры и другие странности, ранее отмеченные очевидцами, но и на то, что глаза зверя были снабжены так называемым третьим веком - тонкой мембраной, которая могла прикрывать глазное яблоко. Шерсть у волка оказалась серо-рыжеватой с несколькими черными полосами.
Из волка сделали чучело и поставили в королевском дворце. Однако оказалось, что чучело сделано некачественно и вскоре начало разлагаться. Тогда король распорядился выбросить его на свалку.
Впоследствии выдвигались многочисленные версии о природе Жеводанского зверя. Предполагалось, что на самом деле волков-убийц было несколько; что это был гибрид волка и собаки, потому он и не испытывал страха перед людьми; что это была гиена или леопард (есть и признаки, указывающие на это).
Поговаривали также, что Жеводанский зверь имел отношение к семье своего убийцы Жана Шастеля. Якобы возле зверя изредка видели какого-то человека. Незадолго до убийства монстра без вести пропал старший сын Жана - Антуан. Известно, что Жан Шастель и его сыновья много путешествовали, в том числе побывали в африканских странах. Не исключено, что они вывезли оттуда какое-то экзотическое животное, которое Антуан Шастель затем выдрессировал и приучил к охоте на людей.
Зачем это ему было нужно и куда он исчез – отдельные вопросы. Но абсолютно ясно, что Жеводанский зверь не был оборотнем, иначе он после гибели, согласно поверью, должен был вернуться в человеческое обличье.
***
Так что корни рассказов об оборотнях следует искать в первую очередь в области медицины и генетики, а также различных заблуждений и древних культурных верований, тесно связывающих человека с другими представителями живой природы.