Оборотень - одна из центральных фигур древнейших суеверий. Вместе с вампирами, ведьмами, призраками и прочими мифическими персонажами они существуют уже тысячи лет, наводя ужас на людей. Чаще всего оборотень - это "волко-человек" (от греческого Lykantropia). Бывают и люди-леопарды, люди-лисы и даже люди-предметы... В общем, оборотень - это наличие двух форм тела в одном.
До сих пор не утихают споры: были ли оборотни на самом деле?В Александрии еще в седьмом веке ликантропия уже была описана. Книга содержит анализ болезни, причинами которой называются умственные расстройства, гуморальная патология и галлюциногенные вещества. Перечислены и симптомы - бледность, ослабленное зрение, отсутствие слез и слюны, чрезмерная жажда, ноги, покрытые незаживающими ранами (от ходьбы на четвереньках).
В конце двадцатого века далекий от мистики английский доктор Ли Иллис также обратился к загадке оборотничества. Он представил королевскому медицинскому обществу свою работу, где утверждал, что в большинстве случаев вервольфы (человеко-волки) страдают от редкой формы врожденной болезни, вызываемой генетическими нарушениями, - ликантропии. Действия и облик такого больного соответствуют всем признакам "оборотня". Больной предпочитает ночное время суток, тем самым пытаясь скрыть свое уродство. Цвет зубов изменяется у него до коричнево-красного. Возникает характерная пигментация кожи. Плюс психические изменения. Человек начинает думать, что он зверь, и ведет себя соответственно.
Тематически к ликантропии примыкает и гипертрихоз, когда тело человека покрывается густой шерстью.
Оборотни в нашем мире содержатся в психиатрических клиниках в качестве пациентов. Об этих людях, воображающих и ощущающих себя оборотнями, врачи говорят как о ликантропах.
Психиатры объясняют ликантропию как следствие шизофрении и других психических расстройств. Аутизм тоже может вызвать признаки одичания у людей.
Для того чтобы попытаться раскрыть тайну оборотней в современном обществе, корреспондент "ВН" встретилась с заведующей седьмым отделением муниципальной психиатрической больницы N3, психиатром с тридцатилетним стажем Любовью Поповой.
- Сегодня термин "ликантропия" включает в себя разные группы психических заболеваний. Это могут быть и истерические состояния, при которых люди начинают гавкать, мяукать, пищать, как животные. Как ни странно, иногда они "превращаются" в животных на сеансах так называемых целителей - вертят головами, думают, что они звери, "плавают"... И в итоге становятся нашими пациентами. Самое печальное, что такие сеансы запретить нельзя.
- Насколько современная ликантропия отличается от древнего "оборотничества"?
- В прежние времена люди чаще всего "обращались" в животных. Теперь в инопланетян. Общаются с космосом, "улетают" в иные миры, считают, что в Академгородке существуют приборы, которые ими управляют. Эдакий "оборотень-инопланетянин". Часто "превращаются" в детей. #Обычно "превращение" - это стремление спрятаться от действительности#. Взрослый человек ведет себя, как маленький ребенок двух-трех лет. Начинает картавить, шепелявить, играть в кораблики. Представьте, сидит дяденька и играет в машинки. Человеческий мозг уходит в более ранний период своего развития. Такое состояние помогает психике приспособиться к осознанию реальной ситуации, которая ждет человека в дальнейшем. Эти явления достаточно распространены в психиатрической практике - так называемый уход от реальности; люди живут в виртуальном мире... Впрочем, мы все живем в таких мирах. Это определенный способ выживания. Когда у человека проблемы, он придумывает себе мир, где он значим, где его любят, иногда преследуют - отсюда и всевозможные мании. Если он опасен - его, как правило, изолируют. Есть очень тяжелые психические заболевания, но случаев с "Наполеонами" я не видела уже несколько лет.
- Сколько может длиться "ликантропное" расстройство?
- Как правило, такие состояния кратковременны.
- Как же быть с историческими записями об оборотнях и свидетельствами очевидцев?
- Они лишь видели одичавших и истерзанных людей, однако подобные существуют и сегодня. В прошлом году в нашу психиатрическую лечебницу был помещен восьмилетний мальчик из области. Длина его ногтей была около двадцати сантиметров, длинные спутанные волосы придавали голове звериный образ, он издавал нечленораздельные звуки и по облику скорее напоминал некое животное. Оказалось, что приблизительно около двух лет назад он был брошен родителями и, оставшись на улице, сумел выжить, при этом превратившись в того, кого в древние времена назвали бы оборотнем и подвергли казни.
Безусловно, с психиатрами не поспоришь. Они все смогут объяснить с научной точки зрения. Потому сегодня мало кто верит в возможность физического превращения человека в волка. Однако переубедить всех в полном отсутствии оборотней невозможно. Никакие научные труды не заставят поверить человека в отсутствие потустороннего мира с его злыми и добрыми магами, колдунами, ведьмами, вампирами и оборотнями. Да и надо ли? Ведь, как считают некоторые, сумасшествие - это и есть реальный мир.
Клеймо зверя
Упоминания об оборотнях встречаются в Южной и Северной Америке, Африке, Китае, в Европе - практически во всем мире. Во Франции это чудовище было известно под названием лу-гару, в других частях Европы - вервольф или верман, в Трансильвании - волкодлак или волколок, в Болгарии - полтеник.
Образ оборотня овладевал умами таких знаменитых людей, как Жан-Жак Руссо, Карл Линней и Джонатан Свифт. Многие талантливые писатели, такие как Редьярд Киплинг, Гай Эндон и другие, запечатлели этот образ в своих произведениях.
Как повествуют древние трактаты, истинный ликантроп не только изменялся физически, но также менялся его разум и поведение. В отличие от вампира он не ограничивался ночными действиями, встреча с ним грозила бедой и в солнечный день. Но все же лунный свет всегда способствовал оборотням. Как это происходит? Начало превращения часто сопровождается ощущением легкого озноба, который затем сменяется лихорадкой. Человек испытывает головную боль и страдает от сильнейшей жажды. Руки начинают пухнуть и удлиняться, кожа лица и конечностей грубеет. Испарина и затрудненное дыхание тоже часто сопутствуют превращению. Ногам начинает мешать обувь, и оборотень ее сбрасывает, пальцы ног искривляютя и делаются более цепкими. Рассудок тоже меняется: становится неуютно и тесно в доме, хочется выбраться наружу. Вместе с тошнотой и спазмами приходит помутнение рассудка, в груди начинается жжение. Язык отказывается повиноваться, вместо членораздельной речи существо издает гортанное бормотание. Ликантроп сбрасывает одежду и встает на четвереньки, туловище его темнеет, покрывается матовой шерстью.
Ликантропом всецело овладевает жажда крови, подавляя все остальные чувства. И он убегает в ночь, воя на луну и убивая всех - животного или человека, - кто попался ему на пути. Обычно он убивает, прокусывая шейные артерии.
Удовлетворив свою кровожадность, ликантроп падал в лесу на землю и засыпал. К утру человек-волк снова становился человеком. Убийства ночью, раскаяние днем - такова была ужасная участь душегуба-оборотня.
Что об этом думают ученые?
Историки, медики и психологи на протяжении многих лет вели споры о том, были ли оборотни на самом деле. Общее мнение таково: человек не может в считанные часы обрасти шерстью и обзавестись клыками, а затем вернуться в прежнее состояние. В 125 году до нашей эры римский поэт Марцелл Сидет описывал такие случаи, указывая, что пораженного человека охватывала мания, сопровождающаяся зверским аппетитом и звериной свирепостью. Жертвы этой болезни, как правило, в конце концов удалялись в леса, на заброшенные кладбища, сбиваясь там в стаи, подобные волчьим.
В 1963 году доктор Ли Иллис из Хемпшира представил в британское Королевское медицинское общество работу под названием "О порфирии и этимологии оборотней". В ней на основании неопровержимых документов и глубоких научных исследований он доказывал, что вспышки оборотничества имеют достоверное медицинское обоснование. Речь действительно идет о тяжелой болезни, в результате которой люди теряют человеческий облик и нередко лишаются рассудка. В своей работе Ли Иллис привел около восьмидесяти случаев подобных заболеваний, описанных и изученных дипломированными врачами.
Конечно, человек в этом случае не превращается в волка, но становится существом, весьма далеким от человека в его физическом и психическом понимании. То, что болезнь передается через укусы, доктор Иллис считает чепухой. Другое дело - наследственность. Этот вариант не исключен, в некоторых случаях - закономерен. Отнюдь не случайно в Западной Европе оборотничество иногда охватывало целые селения, наиболее частыми такие случаи были в Швеции и Швейцарии, а, например, Цейлон вообще не знаком с подобной бедой, и о вервольфах здесь никто ничего и никогда не слышал. Однако загадка человека-волка до сегодняшнего времени до конца не раскрыта.
Публикации в ХХ веке
В 1918 году случилось странное происшествие с капитаном Шоттом в Северной Нигерии. Попав со спутниками в одну из деревень, они услышали жалобы местных жителей на буйство гиен. Решили пойти по их следам, но следы неожиданно обрывались, переходя в человеческие. Капитану Шотту удалось увидеть крупную гиену и подстрелить ее. Пуля раздробила зверю челюсть. Кровавый след привел охотников в другую деревню, где в тот же день один крестьянин умер от никому не известной страшной раны. Оказалось, что у него была буквально снесена челюсть.
Один из самых знаменитых случаев обнаружения "диких детей" произошел в 1920 году в районе Годамури (Индия). Этот случай описан доктором Сингхом.
В октябре 1920 года, когда он читал проповеди в районе Годамури, к нему подошли несколько возбужденных местных жителей и рассказали о "фантастических существах", живущих в джунглях. Простые индийские крестьяне были напуганы "чудовищами" из пещеры. Доктор решил отправиться посмотреть на эти существа, и после наступления сумерек он и сопровождавшие его местные жители увидели семейство волков, появившееся из вырытой в склоне оврага норы. Впереди шли три взрослых волка, потом бежали два волчонка, а за ними двигались, по определению перепуганных крестьян, два "чудища". Это были диковинные животные, которых Сингх не смог классифицировать.
Решено было их поймать. Через неделю доктор вернулся к волчьему логову. Двух волков в нем не было, а волчицу, охранявшую вход, пришлось застрелить. Преподобный Сингх и его подручные были изумлены, обнаружив в логове двух волчат и двух человеческих детенышей - девочек. Последние были голыми, покрытыми болячками и синяками, но проявляли большую агрессивность, чем их товарищи-волчата, и были готовы энергично защищать свою территорию. Их забрали из берлоги и отдали местным жителям. Те при первой же возможности избавились от них, и через несколько дней доктор нашел девочек полумертвыми от голода. Он постарался выходить их, заставляя пить и есть.
Младшей, Амале, было около 18 месяцев, а старшей, Камале - так окрестил их доктор Сингх - около восьми лет. Кожа у обеих была изрядно поцарапана и покрыта мозолями, языки высовывались изо ртов, они скалили зубы и тяжело дышали, чтобы охладить себя. Дети были не способны видеть днем и спасались от солнечного света в темных углах. Ночью они выли и метались по комнате в поисках выхода. Спали они всего лишь пять-шесть часов в сутки, ели только сырое мясо и утоляли жажду, лакая жидкость. Девочки ползали на коленях и локтях, но на улице они довольно быстро бегали на четвереньках. Они рычали на людей, изгибали спины, подобно волкам, при приближении тех, кого считали опасными. "Охотились", преследуя цыплят и других домашних животных, рыскали по двору в поисках выброшенных потрохов и с жадностью пожирали их. Девочки прожили в неволе недолго: младшая умерла через год, а старшая прожила еще десять лет.
В 1960 году владелец зоопарка в городе Чилнгмай (Таиланд) Гарольд Янг охотился в горах и набрел на небольшую деревню. Неожиданно раздался крик, и Янг подбежал к хижине, где увидел, как страшный зверь впился зубами в шею женщины. Охотник поднял ружье и выстрелил чудовищу в грудь. Но тот скрылся в джунглях, оставив за собой кровавый след. Наутро Янг с жителями деревни отправились по этому следу. Вскоре они увидели, что следы поворачивают обратно в деревню, к одной хижине. Войдя в нее, люди обнаружили мужчину с пулевой раной в груди.
Оборотень ли ты?
Издавна существовал "безошибочный" способ, помогающий выявить оборотня. Во время превращения в волка возрастающая жажда крови соединялась у несчастного с неудержимым желанием сорвать с себя всю одежду, и, срывая, он, естественно, ранил себя. На коже появлялись ссадины и царапины и во время охоты в лесу. Охотники за оборотнями заставляли раздеться подозреваемого.
Гораздо более жестокий способ определения оборотня породило верование (широко распространенное в Германии, во Франции и в Восточной Европе), будто оборотень может поменять свою кожу, просто выворачивая ее наизнанку - если он появляется в человеческом облике, значит, просто вывернул наружу свою человеческую кожу.
Трудно поверить, но многие люди были буквально изрезаны на куски "правдоискателями", пытавшимися вывернуть их кожу "мехом наружу".