В 1591 году Царь и Великий Князь Федор Иванович, всей Руси Самодержец и т.д. и т.п. даровал Соловецкому монастырю Отчинную грамоту, в которой перечислялись все земли и угодья, передаваемые монастырю государством...
«…И яз Царь и Великий Князь Феодор Ивановичь всеа Русии, выслушав их челобитья, Соловецкого монастыря игумена Иакова с братьею, или кто по нем иный игумен в том монастыре будет, пожаловал волостью Кемью всею, и Пудожемскою, и Пебоозером, и Маслоозером, в вотчину впрок со крестьяны, и с дворовыми месты, и с соляными варницами, и с рыбными и зверовыми ловлями, и с лесы, и с пожнями, и с морскими тонями, и с лешими озеры, и со всякими угодьи, и с тамгою, и с рыбною десятиною…»Любопытно, как по описи возвращалось переданное имущество, особенно «с лешими озеры». Так и представляется принимающий чиновник, который грозно хмурит брови: «Что значит, леших не существует? Вот же, русским по белому написано! Царь подписал, не кто-нибудь! Брали озера с лешими, так будьте добры – верните в том же виде! Согласно описи».
В леших верили всегда. Знали, что там, в лесной чаще, проживают некие дивные существа, не всегда, кстати, доброжелательно относящиеся к людям. Леший мог завести в топь, заставить плутать («леший водит»), погубить в лесу неопытного человека. Даже опытного мог обмануть, глаза отвести, прикинуться пнем бесчувственным, мохом поросшим, а на самом деле, если присмотреться, так не пень это, а лешак!
Фактически только при советской власти вера в леших начала сходить на нет. Да и в самом-то деле, какие могут быть лешие, если в стране – поголовный атеизм, а все остальное объявляется бабушкиными сказками и суевериями. И кто их видел, леших этих? Ну, молоко, выставленное для лесного человека, оказывается выпитым, так это ж и соседская кошка могла постараться. А если не кошка, так мало ли в лесу зверья. Наука, опять же… В технологичный век смешно верить в сказки.
Но все же находились сказочники-любители, которые утверждали: лешие существуют. Правда, называли их не лешими, а снежным человеком. И всегда находились очевидцы, которые этих снежных человеков видели. Этакие здоровенные обезьяноподобные твари, сплошь в шерсти. Стараются держаться подальше от людей и лишь в трудные времена показываются – например, в снежные голодные зимы или в засушливое лето, когда лес прокормить не в состоянии.
Как ни странно, стоило только от развитого социализма перейти к развивающемуся капитализму, как немедленно увеличилось количество очевидцев, наблюдавших снежного человека. Возможно, дело в том, что таких очевидцев перестали рассматривать как непременных кандидатов в психиатрическую лечебницу. А может, просто людям нравится верить в сказки.
Но сказка или нет, а в 1989 году на Карельском перешейке вроде бы объявилось аж целых два снежных человека. И вроде бы их видело множество людей. Под три метра, все в шерсти… Было объявлено, что это – реликтовый вид, человек пещерный, именно то, что и называют снежным человеком. Или лешим.
Собственно говоря, а почему бы и нет? Почему бы и не существовать снежному человеку где-то там, в лесной глуши? Там, где не ступала нога гомо сапиенса. В той самой глуши, между прочим, которая описана в Отчинной грамоте Соловецкого монастыря, как «с лешими озера». Может, это описание полностью соответствовало действительности? И в самом деле имелись в виду лешие (Снежный человек, человек пещерный, реликтовый осколок давно прошедших времен), только не сказочные, а настоящие. Такие же настоящие, как «рыбные и зверовые ловли». И почему бы этой популяции «леших» не дожить до наших дней…
В начале 90-х годов была даже организована экспедиция для поисков снежного человека в Карелии. Правда, самих «леших» членам экспедиции увидеть не удалось, зато находили следы, которые вполне соответствовали описанию «пещерного человека» и совершенно не были похожи на следы каких-либо известных животных. Увы, планомерные и научные поиски снежного человека затухли в буйные 90-е – как-то не до реликтов было, финансирования не было, а любая экспедиция требует денег. Так что вопрос остался открытым: сильные подозрения, подкрепленные кое-какими (к сожалению, недостаточными) доказательствами, что снежный человек действительно существует, и не просто существует, а имеется в наличии самоподдерживающаяся популяция в Карелии, есть. Но подозрения – не доказательства, не уверенность. Это пока теория. И точно неизвестно: были ли лешие, или это все же бабушкины сказки, наряду со смертью Кощея на кончике иглы…
Кстати, существует еще одна версия о снежном человеке. Говорят, что в 1928 году в Ведлозеро, что в Карелии, упало некое небесное тело довольно солидных размеров. Некоторые уфологи утверждают, что это был космический корабль, то, что принято называть НЛО. И поэтому в той местности происходят различные необычные явления. В том числе и «явление» снежного человека. То есть, может быть, снежный человек Карелии – это не леший из бабушкиных сказок, не реликтовый человек или человек пещерный, а инопланетяне, застрявшие на Земле в результате аварии своего транспортного средства.
Версия любопытная, но неподтвержденная. Остатков НЛО не нашли, а различные аномалии случаются не только в Карелии, и при этом никакого снежного человека рядом не наблюдается. То есть НЛО = снежный человек – это гипотеза, которая, скорее всего, сваливает в одну кучу как мух, так и котлеты. К тому же, если появление снежного человека связано с падением НЛО, то как же быть с той же Отчинной грамотой Соловецкого монастыря? С теми самыми пресловутыми «с лешими озера»? Со всеми сказками, байками и былинами, в которых фигурируют лешие?
Как-то больше верится в старорежимных леших, чем в лохматых инопланетян. И представляется, что когда-то, в незапамятные времена, лешие (или снежный человек) действительно существовали повсеместно – лесов было полным-полно, дичи-грибов-ягод (то есть разнообразного пропитания) хватало выше головы, экологическая обстановка благоприятствовала, так почему бы и не жить и размножаться? Однако с развитием техники леса проредили, с пропитанием стало гораздо напряженнее, и лешие начали вымирать – как и многие другие животные. И осталось их, может, всего ничего, несколько небольших популяций, разбросанных в самых глухих лесных уголках. Ну и сказки, конечно, сохранившиеся с тех времен, когда лешего можно было встретить, просто выйдя в ближайший лесок по грибы или за малиной.
Неплохо бы организовать серьезную научную экспедицию для поисков снежного человека. И совсем было бы здорово, если бы этих «леших» отыскали и помогли бы им выжить в нашем негостеприимном мире. Уж очень хочется верить в сказки. В то, что где-то там, может, в Карелии, а может, в Гималаях, есть и «с лешими озера», и с чудищами горы, и русалки, и водяные, и прочие чудеса…