Судя по таким наблюдениям, "Снежные люди", вопреки традиционным представлениям о них, вовсе не избегают населенных мест.
1 7 ноября 2002 года я, двое детей и подруга поехали погулять в Лонгридж Фел (Великобритания). Было 3 или 4 часа пополудни. Оставив машину на стоянке, мы пошли по лесной дороге. Вокруг стояли вечнозеленые большие деревья, за которыми ничего не было видно. Дорожка шла извиваясь. Из леса изредка раздавались странные звуки, похожие на плачущего ребенка. Моя дочь прислушалась к ним и сказала: "Я слышу малыша!". Эти звуки мы слышали несколько раз. Потом дорога пошла прямо, а сбоку мы увидели проход в лес шириной метра два и прошли туда. Осмотревшись, я тут же увидела на расстоянии около 7 метров от себя что-то довольно странное. Сбоку за большим деревом стояла большая копна сена. Такое было мое первоначальное впечатление. Все тоже увидели ЭТО. К счастью, знакомство с предметом и с отчетами о встречах на вашем сайте помогло мне понять, что же мы видели. Это существо действительно стояло не шелохнувшись, чтобы слиться с окружением.Оно было как бы покрыто ворсом цвета грязного загара по всему телу. Мое внимание было приковано к нему, и я не могла отвести глаз. Моя пятилетняя малышка видела его, но приняла за дерево. Она позже сказала, что видела забавное дерево, а не поняла, на что смотрела. Однако, она увидела за другим деревом меньшее существо (ребенка), которое также замерло, изображая ствол дерева. Она сказала, что у него были маленькие черные волосатые ноги, их носки были направлены в ее сторону. Моя подруга также видела маленькое существо. Оно и могло издавать звуки плача, которые мы услышали ранее с дороги. Я подумала, что мы захватили эту семью врасплох и нам следует удалиться. Кроме того, я услышала бормотание в стороне от дороги. Я громко крикнула в ту сторону, и подобный крик вернулся в ответ. А затем - мертвая тишина.
Дело было под вечер, и мы решили повернуть назад к машине, поскольку минут через 25 стало бы совсем темно. Мы уже почти подошли к ней, как вдруг услышали звук сильного удара по близкому дереву. Как будто кто-то попал в его ствол камнем. Моя подруга хотела поднять что-то с земли, но следующий брошенный кем-то камень попал сзади ей в плечо. Она позже сказала мне, что, обернувшись, успела увидеть убегающего большого черноволосого бигфута. (В.Макаров, "Атлас Снежного человека")
Были и подмосковные наблюдения:
Е.Ф. Берёзкина рассказывала, что в 1957 году во время сенокоса её отец и сестра видели пробежавшего мимо них высокого обнажённого "человека", заросшего длинными волосами. Произошло это в Подольском районе, недалеко от села Михайловского.
В 1980 году студенты МГУ во время уборки картофеля видели пробегавшего вдоль опушки леса рослого обнажённого "человека", тело которого было покрыто рыжими волосами. Это произошло под Серпуховом.
В 1989 году беженец из Азербайджана А.Добренко, работавший сторожем детского санатория, расположенного в дереве Семирядово, в семи километрах от станции Катуар. 5 ноября он рано утром вышел из дома с собакой и пошёл по тропинке, идущей вдоль забора санатория. Неожиданно собака встала и отказалась идти дальше - она чего-то явно испугалась. Посмотрев в направлении её взгляда, сторож увидел удаляющуюся от него сутулую фигуру какого-то существа, шедшего на двух ногах. Рост этого существа был не меньше двух метров. Голова была наклонена вниз, и её сторож не видел. Широкие плечи, массивная спина и ноги этого существа были покрыты бурыми волосами. Если бы не широкие плечи и спина, то его можно было бы принять за медведя. Потом сын сторожа с приятелем на лыжах осмотрели окрестности санатория и обнаружили следы, похожие на следы человека, шедшего босиком, но слишком большие для человека - 45 х 25 см. Кроме больших следов, рядом с ними были следы поменьше - 38 х 18 см.
Особенно много следов было около небольшого водоёма. Побродив возле этого водоёма, гоминоиды направились в юго-западном направлении и углубились в густой ельник, где не было снега, и там следы потерялись. (В.Макаров, "Атлас Снежного человека")
Удивительное наблюдение сделано в Тамбовской области:
Москвичка В.Симонян видела "дикого человека" в 1937 году. Она тогда жила в селе Кличевка Знаменского района. Как-то раз весной она с группой ребят отправились в расположенный неподалёку овраг за песком. Обычно туда не ходят, но там чистый и очень красивого красного цвета песок, которым посыпали перед праздниками дорожки. Вошли в овраг. Там был крутой поворот. Подошли к повороту и вдруг из-за него, не торопясь, вышло огромное человекоподобное существо. Оно шло на двух ногах, как человек. Ростом оно было около двух метров, широкоплечее, с вытянутыми вперёд руками, с которых свисала длинная тёмно-коричневая шерсть. Такая же шерсть покрывала и всё его тело. На голове волосы были прямые и длинные. Особенно запомнились ей глаза этого существа - они были круглые, блестящие, чёрного цвета.
Детвора с криком и плачем бросилась бежать. Симонян вспоминает, что у неё осталось впечатление будто этот "человек" был огорчён испугом детей и всем своим видом как бы хотел сказать: "Почему вы меня боитесь?" Трудно поверить в такое в центре России, но ...
В 1981 году в редакцию газеты "Комсомольская правда" пришло письмо от бывшего сержанта К.Ильеня. Во время его военной службы в воинской части, расположенной в Знаменском районе Тамбовской области, у них произошёл такой случай: В январе 1981 года часовой, дежуривший на вышке, ночью при свете прожекторов увидел, как к проволочному заграждению подбежал огромный волосатый человек, перепрыгнул через проволоку (высота проволоки около двух метров), пробежал 15-метровую полосу перед вторым ограждением, перепрыгнул через него и крылся в темноте. Проволока ограждений была под высоким напряжением. Часовой вызвал начальника караула.
Прибежавший наряд обнаружил только следы огромных босых ног, оставленные этим "человеком" на снегу. Cледы пересекали охранную зону и уходили в лес. Они были примерно 50 - 60 сантиметров длиной.
Заметим, что в данном случае "волосатый человек" появился практически в том же районе, что и 44 года назад. Было ли это то же самое существо или другая особь, мы не знаем. (В.Макаров, "Атлас Снежного человека")
Может быть, самое поразительное сообщение найдено в гостевой книге одного из криптозоологических порталов. Кто автор сообщения и как с ним связаться - неизвестно:
Это было в 1976 или 1977 году, т.е. мне было 4 года или 5 лет. Скорее всего, в августе. Это самый теплый месяц на Чукотке, ФОРТОЧКИ НА ОКНАХ БЫВАЮТ ПОДОЛГУ ОТКРЫТЫ. Сразу же скажу, что двери и в любое время года там тогда редко запирались.
Мы тогда жили в населенном пункте Урелики, на противоположном от поселка Проведения берегу бухты Всадника ("отросток" от бухты Проведения), в новой "аэропортовской" пятиэтажке (аэропорт для своих работников построил). Потом, в середине 1990-х, слышал, пятиэтажки в Уреликах опустели, народ разъехался (наша семья уже через пару лет после описываемой истории переехала в посёлок Провидения, а в самом начале 80-х вообще покинула Чукотку).
Почему я уделяю этому особое внимание? Потому что, может быть, самое необычное в моём рассказе - место, где произошла встреча. Сейчас бы, когда дома стоят заброшенные, там встретить реликтового палеоантропа, может быть, и не было бы ТАК необычно (хотя его всегда и везде встретить необычно), но тогда это были самые современные дома, квартиры со всеми удобствами... Не какая-нибудь таёжная избушка...
Впрочем, учитывая бескрайность необжитых просторов ВОКРУГ, от таежной избушки наш дом не слишком и отличался. Всего в Уреликах тогда жило несколько сот человек. Помню три пятиэтажки (по 40 квартир), несколько четырехквартирных деревянных домов и, может быть, пару десятков совсем маленьких домиков и вагончиков-балков. Населенный пункт вытянулся между берегом бухты и грунтовой дорогой ведущей из поселка Проведения вокруг бухты в аэропорт. В основном в Уреликах и жили работники аэропорта, в их числе - мой отец, и ещё, кажется, заготовители. От Провидения до Уреликов по дороге вокруг бухты - 13 км. Следующий ближайший к райцентру населенный пункт - в 25 км, до наиболее отдаленного - 220 км. Всего в районе, по площади сопоставимом с территорией Бельгии, было 8 населенных пунктов, в которых в сумме проживало чуть более 8 тыс. чел., из них не менее 2 тыс. чел. - в райцентре. В общем, местность довольно безлюдная.
Вокруг покрытые тундрой сопки. Летом ОБИЛИЕ ЯГОД, ДИКОГО ЩАВЕЛЯ, ГРИБЫ. МНОГО ЕВРАЖЕК (местные суслики). Всё это в непосредственной близости от людей, ходить особо никуда не надо, даже я, тогда дошкольник, к этому приобщен был. Чуть подалее же и другого разного полярного зверья навалом было, не считая перелетных птиц (у многих дома на стене висели охотничьи ружья). А еще летом в бухту приплывали моржи (иногда и киты заплывали). Моржи устраивали лежбища, и тогда РЕЗКИЙ ЗАПАХ ОТ НИХ РАЗНОСИЛСЯ ОЧЕНЬ ДАЛЕКО. Если их тревожили, они устремлялись к воде и в суматохе иногда даже давили друг друга, или по другим причинам умирали здесь, и их туши разлагались на берегу.
Вообще, БУХТА - ЕСТЕСТВЕННЫЙ СБОРНИК ПАДАЛИ морских животных и рыбы. На зиму она, правда, замерзает, но зато летом там из-за этого собирается много чаек, хотя, вообще, главный падальщик в тех краях - ворон. Он не улетает, и его там чрезвычайно много. Он там главная птица, его первого замечаешь уже по дороге из аэропорта. По скоплению воронов легко определяются помойки.
В общем, появление реликтового палеоантропа в районе бухты Провидения, к тому же с ее менее заселенной стороны - в Уреликах, судя по всему тому, что о нем известно, можно признать даже естественным. Хотя, конечно, очень необычны обстоятельства конкретно моей встречи с ним. Дело в том, что она случилась дома, в квартире аж на 4-ом этаже пятиэтажки. Но, когда, уже много позже, наша семья жила в Магадане, одного мальчика из школы, где я учился, судили за кражу японского магнитофона, так он для совершения преступления проник в чужую квартиру НА 5-ом ЭТАЖЕ ЧЕРЕЗ ФОРТОЧКУ. А если это оказалось по силам даже подростку-человеку, то, думаю, не должно было составить особого труда для палеоантропа.
Разумеется, это должна была быть не слишком крупная особь, как я, впрочем, её и запомнил. Хотя тогда я сам был маленьким и палеоантроп казался мне "взрослым", сейчас я думаю, что его рост был где-то 150 см. Он был сутулым, ступал мягко, на цыпочках, очень ловок в движениях, двигался стремительно, но вдруг замирал без движения. Самое главное - он мог необъяснимым образом "исчезать". Только прочитав (а потом и несколько раз перечитав) книгу Поршнева "О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии)" и узнав из неё, что такое ИНТЕРДИКЦИЯ, а потом также прочитав другие книги этого же автора (здесь имеются в виду - посвященные реликтовому палеоантропу), я избавился от потаённого детского страха, связанного с той встречей - одним из ярчайших впечатлений моего детства, память о котором я сохранил на всю жизнь. А до этого много лет я (материалист и атеист) просто... не нахожу слов как описать это состояние, когда знаешь, что есть то, чего быть не может. В общем, я пытался придумывать себе объяснения, что на самом деле я этого не видел, но при этом ТВЁРДО ЗНАЛ, что ВИДЕЛ.
Это было вечером, в районе, скорее всего, 9-10 часов. Взрослые отправили меня спать, а сами в другой комнате смотрели телевизор. В одной комнате со мной спала моя бабушка, но, уложив меня, она отправилась досматривать программу в комнату моих родителей, из чего я и сужу, что еще было не слишком поздно, однако, и меня загнать в кровать раньше 9 было бы не возможно. Перед тем в комнате, где мне предстояло спать, долго никого не было (ужинали на кухне, потом все собрались вокруг телевизора в другой комнате). Комнаты не смежные, между ними коридор, откуда можно было пройти и на кухню, а можно - выйти на лестничную площадку.
Итак, я лежал в своей кровати, обиженный на взрослых, и по этой причине спать не собирался (помню очень отчетливо своё внутреннее состояние). В комнате свет, понятное дело, был потушен, но глаза уже начали привыкать к темноте, чтобы отчетливо различать силуэты находящихся здесь предметов. И вдруг, прямо передо мной, ИЗ-ЗА КОВРА, висевшего на стене, возле которой стояла моя кровать, со стены в комнату соскочила ТЕНЬ, "человеческий" силуэт, как я уже сказал - сутулый, руки согнуты в локтях, как у "зайчиков" на детских утренниках, и быстро-быстро на цыпочках засеменил мимо моей кровати в сторону окна. Но всё же я его НЕ ТОЛЬКО ВИДЕЛ, НО И СЛЫШАЛ: тень двигалась хоть и очень тихо, но не бесшумно, я помню мягкий звук его семенящих шагов. Я тут же приподнялся и сел в кровати, уставившись на него. Он повернулся ко мне и замер на месте. Если бы я протянул руку, я бы его коснулся.
С боку он выглядел худым, но, когда повернулся, стал широким. С минуту или две, а может больше, я его разглядывал, но из-за темноты ничего разглядеть не мог, для меня это была тень, которая только что на моих глазах сошла со стены и была живой, а теперь замерла. Я не знал, бояться мне или нет. И тут он опустил руки (до этого согнутые в локтях), и я, почему-то решив, что у него в руке нож, заорал, что было мочи. (До того, как я понял, КОГО я видел, и уверял себя, что это всё мне только привиделось, я считал, что нож был. Но теперь понимаю, что привиделся мне только нож.) Тень метнулась в ту же сторону, откуда появилась, т.е. не к окну, куда она направлялась перед этим, а в сторону входной двери в комнату, и ИСЧЕЗЛА. На крик пришла моя бабушка, зажгла свет, ДВЕРЬ В КОМНАТУ С ЭТОГО МОМЕНТА ОСТАВАЛАСЬ ОТКРЫТОЙ. Между тем, существо "растворилось" именно на том квадратном метре с небольшим, который был между кроватью и дверью.
Хорошо запомнилось поведение бабушки. Она вообще-то была даже очень смелой женщиной, тому масса примеров, но тут явно было видно, что она напугана и лишь изо всех сил пытается скрывать это (видимо, чтобы меня маленького не напугать еще больше). Голос у нее был спокойный, она меня успокаивала, говорила, что мне показалось, но УПОРНО ГЛЯДЕЛА ВОВСЕ НЕ ТУДА, КУДА Я ЕЙ ПОКАЗЫВАЛ и где надо было "его" искать, осматривая комнату и демонстрируя мне, что, "вот, смотри, никого здесь нет", везде, кроме именно ТОГО угла. Она словно специально давала возможность ему уйти. Теперь я понимаю, что это было действие интердикции - троглодит "запретил" на себя смотреть (а значит и себя видеть). Только в самую последнюю очередь она подошла к тому месту, и мы с ней вместе убедились, что и там тоже никого нет, и даже отогнули ковер от стены и за ковром тоже никого не обнаружили. (Кстати, потом в детстве я не раз "экспериментировал", можно ли спрятаться за висящим на стене ковром так, чтобы не было видно. Естественно, что у меня не могло этого получиться.)
Позже, когда через много-много лет, уже взрослым, я решился как-то вслух при ней вспомнить про этот случай (поскольку он выходил за пределы моего понимания, то я за всю жизнь всего-то пару раз решался его обсуждать), она призналась, что очень сильно тогда испугалась. Тогда же она поведала мне ещё одну подробность, на которую я сам не обратил внимание (хватило мне, видимо, и без того впечатлений) - запах "псины". Этот запах, по её словам, заметил в тот вечер и мой отец, хотя он ко мне в комнату не заходил, т.е. запах был и в коридоре. И дверь на лестничную площадку тоже оказалась открыта. (В те времена было в порядке вещей забыть запереть входную дверь на ночь, а днём их и вообще не запирали.)
Сама бабушка, когда я с ней разговаривал, была уверена, что "что-то тогда было". Правда, я тогда, как на наиболее правдоподобной, настаивал на версии с бомжом ("бичём"), но, если разобраться, то это в 90-х годах, когда шёл этот разговор, она выглядела правдоподобной, а в 70-е годы на Чукотке никаких бомжей не было и быть не могло (хотя бы потому, что погранзона). Бабушка, мудрая женщина, со мной во всём соглашалась, но и поведала пару историй из своей жизни. Во-первых, она сама, когда сильно болела в молодости, один раз видела "чёрта" ("он - человек, только весь покрыт волосами").
К сожалению, не помню, относился этот рассказ к тому времени, когда она жила в Крыму (до 1944 г.), или в Сибири, под Прокопьевском (после 1944 г.), но зато из этого её рассказа можно предположить, что на сильно ослабленный человеческий организм интердикция не действует. А во-вторых, старшая сестра моей бабушки умерла совсем ещё юной девушкой, испугавшись "чёрта", - это точно было в Крыму (Сакский район) в начале прошлого века. И ещё помню, как в детстве бабушка брала меня в гости к своему брату, и как взрослые (у брата была большая семья) отправляли меня гулять на улицу, когда заходил разговор про эти два случая и, как я полагаю, ещё многие другие аналогичные. К сожалению, теперь уже никого из этих людей в живых нет, и расспросить их я не могу.
Последний элемент загадки, который мы рассмотрим, будет биологическая близость "Снежного человека" к людям.
Мы считаем одним биологическим видом существ, способных давать между собой полноценное (то есть способное к размножению) потомство. Разумеется, будь "Снежный человек" разновидностью обезьяны, это было бы совершенно невозможно: человек и обезьяна не скрещиваются. А вот ближайшие к нам ископаемые существа, например неандертальцы, возможно, могли давать с человеком жизнеспособное потомство (хотя, конечно, это только не противоречащее сегодняшним представлениям предположение). Ну а "Снежные люди"?
Образцы ДНК этих существ удавалось получить довольно давно - из помета существа, волос и следов крови. До сих пор все исследованные образцы кроме одного демонстрировали полное сходство с ДНК человека. Единственный случай, когда удалось найти отличие - и то ничтожно малое - сам по себе довольно спорен, поскольку доска с шурупами, на которую наступил бигфут, несколько лет лежала на открытом воздухе. Хотя, конечно, необходимо еще много раз проверить клетки существа на схожесть с человеком, чтобы прийти к каким-то определенным выводам.
Мифологическая традиция, однако, не сомневается: жизнеспособное потомство у людей и "Снежных людей" может быть, более того, иногда они похищают людей для размножения. Случалось и наоборот:
Зана - это пойманная и прирученная женщина-гоминоид, которая жила, умерла и похоронена в селении Тхина Очамчирского района на памяти некоторого числа живых людей. (Речь идет о первой половине шестидесятых годов XIX века).
Похоронили ее в 80-90-х годах XIX века, но среди жителей селения и окрестностей более десятка были при этом, а иные, те, кому свыше восьмидесяти, тем более - за сто, знали Зану, долго и много могли извлечь из своей памяти. Особенно подробно описал Зану Ламшацв Сабекиа (около 105 лет), а также его сестра Дигва Сабекиа (около 120 лет), Куона Кукунаа (около 120 лет), Алыкса Цвижба (около 130 лет), Шамба (около 100 лет). "Пожалуй, нет в окрестностях дома, - писал Б.Ф.Поршнев, - где не сохранились бы семейные воспоминания о Зане".
Вот выжимка из всех сведенных вместе записей.
Дата и место поимки Заны темны. Согласно одному варианту, ее поймали в горных лесах Заадан, согласно другому - близ морского побережья нынешнего Очамчирского района или еще южнее - в нынешней Аджарии. В пользу Аджарии говорит кличка "Зана", что схоже с грузинским "занги" - темнокожий, негр. Настигли ее не случайно, а ловцы, знавшие стародавний прием. Когда ее связывали, Зана яростно сопротивлялась, ее колотили дубинками, забили рот войлоком, надели на ноги бревно-колоду. Возможно, ее перепродавали, прежде чем она оказалась в собственности владетельного князя Д.М. Ачба в Зааданских лесах. Потом пленница попала к его вассалу Х. Челокуа. Еще позже ее получил в подарок приезжавший в гости дворянин Эдги Генаба, который отвез ее, связанную, в свою усадьбу в селении Тхина, что на реке Мокви в 78 км от Сухуми. Дата неизвестна. Но с этого рубежа сведения местных информаторов становятся конкретными.
Сначала Генаба поместил Зану в очень крепкий загон из вертикальных бревен. Пищу ей спускали, туда не входя, так как она вела себя как дикий зверь. Зана вырыла себе в полу яму и в ней спала. В таком совершенно диком состоянии она оставалась первые три года. Но понемногу приручалась, и ее перевели в плетеную ограду под навесом в стороне от дома, где сперва содержали на привязи, позже отпускали уже и на волю. Она не уходила далеко от мест, где приучилась получать пищу. В теплом помещении жить не могла, круглый год оставалась в любую погоду во дворе под навесом, где снова вырыла себе яму или нору для спанья. Любопытные селяне подходили к ограде, тормошили ее палками, которые она иногда с яростью вырывала. Детей и домашних животных гоняла от себя, бросая в них камни и палки.
Кожа абнауаю была черной или темно-серой, все тело ее с головы до ног и особенно в нижней части было покрыто черно-рыжеватыми волосами, они были местами длиной в ширину ладони, но не очень густы. У ступней волосы почти исчезали. Ладони были вовсе без волос. На лице они были совсем редкие, небольшие. Зато на голове, как папаха, возвышалась беспорядочная, свалявшаяся копна совершенно черных жестких, блестящих волос, гривой спускавшихся на плечи и спину.
Как все гоминоиды, Зана не обладала человеческой речью. За десятки прожитых тут лет не научилась произносить и одного абхазского слова. Могла лишь бормотать, издавать нечленораздельные звуки, а в раздражении - непонятные выкрики. Слух у нее был острый. Она шла на свое имя, выполняла кое-какие команды хозяина, побаивалась его окриков.
Она была очень рослая, массивная, широкая. Непомерно большие груди, что вообще характерно для самок гоминоидов, свисали до живота. Высокий толстый зад. Мускулистые руки и ноги, но голень от колена до лодыжки была странной формы - без утолщения посередине. Пальцы на руках были толще и длиннее человеческих. На ногах обладали способностью широко раздвигаться. Когда она была раздражена, особенно отодвигался большой палец.
Удивительным было лицо Заны. Оно пугало. Широкое, скуластое, с крупными чертами. Плоский нос, со вздернутыми большими ноздрями. Выдвинутая вперед нижняя часть лица наподобие рыла. Широкий разрез рта, крупные зубы. Как-то неестественно выступающий затылок. На низком лбу волосы начинались от самых бровей - лохматых, густых. Глаза имели красноватый оттенок. Но что самое ужасное, выражение этого лица было не человеческим, а как у животного.
Иногда, хоть и редко, Зана рывком, неожиданно начинала смеяться, обнажая свои белые зубы. Никто не заметил, чтобы она улыбалась или плакала.
Прожив долгие годы - сперва у Ачбы, потом у Генабы - Зана удивительным образом до старости и смерти физически не менялась: не было у нее седины, не выпадали зубы. Она сохранила полную силу. А сила и выносливость ее были огромны. Зана могла бежать быстрее лошади. Она переплывала бурную реку Мокви даже в разлив, а в холодном роднике, который до сих пор носит ее имя, купалась летом и зимой. Свободно поднимала одной рукой и несла на голове в гору с мельницы пятипудовый мешок. Неуклюже, как медведь, но свободно влезала на деревья за фруктами, мощными челюстями легко грызла грецкие орехи.
Чтобы полакомиться виноградом, сдергивала на землю целую лозу. С буйволами ложилась прохладиться в воду источника. По ночам нередко уходила бродить по окрестным холмам. Против собак и при иной необходимости применяла огромные палки. Странно обращалась с камнями: стукала друг о друга, разбивала их. Уж не ею ли был обит остроконечник мустьерского типа, какие делали ископаемые неандертальцы, найденный в 1962 году А.А. Машковцевым как раз на холме, где бродила Зана?
У людей Зана смогла научиться очень немногому. Она осталась лишь полуприрученной. И зимой предпочитала оставаться голой, какой ее выловили в лесу. Надеваемое на нее платье рвала в лохмотья. Однако к набедренной повязке ее отчасти приручили. Кто-то из прежних владельцев сделал ей тавро на щеке и дыры в мочках. В дом иногда входила и даже к столу ее подзывали, но в общем слушалась она только хозяина - Эдги Генабу, а женщины ее боялись и приближались, только когда она была в хорошем настроении. В раздражении и ярости Зана была страшна, кусалась. Хозяин умел ее успокоить. На детей не нападала, но пугала, и детей в округе стращали Заной. Лошади ее боялись.
Ела Зана все, что давали, в том числе мамалыгу, мясо, и всегда только руками, с чудовищным обжорством. От вина приходила в хорошее настроение, затем засыпала обморочным сном.
Спала Зана всегда в яме, ничем не прикрывалась, но любила закапываться в теплую золу от потухшего костра. Самое главное, чему Зану удалось научить - она могла высекать огонь из кремня на трут-лишайник и раздувать - это было так похоже на врожденное стуканье камнем о камень. Но дальше этого ее трудовое воспитание, в сущности, не пошло. Ее лишь выдрессировали выполнять несложные приказы словом или жестом: вертеть ручные жернова, принести дрова или воду из источника в кувшине, снести на водяную мельницу к реке и доставить оттуда мешки, снять хозяину сапоги. Вот и все. Старались научить ее сажать овощи и другие растения, но она подражала действиям людей бессмысленно и сама портила все, что делала. В седле никак не могла удержаться. Как видно, Зана не стала человеком.
Но она стала матерью людей - и это удивительнейшая сторона ее истории. Важная для генетики.
Неоднократно неандерталка беременела от различных мужчин. Рожала без всякой помощи. Несла полоскать новорожденного в воде, хотя бы и ледяной. Но метисы не выдерживали этого лесного омовения и гибли. Позже люди начали вовремя отнимать у Заны новорожденных и выкармливать их.
И вот четырежды совершилось чудо: два сына и две дочери Заны выросли людьми - полноценными людьми с речью и разумом, правда, обладавшими физическими и душевными странностями, но вполне способными к труду и общественной жизни. Старший сын имел имя Джанда, старшая дочь - Коджанар, вторая дочь - Гамаса (умерла в двадцатых годах XX века), младший сын - Хвит (умер в 1954 году). Все они, в свою очередь, имели потомство, расселившееся по разным местам Абхазии. "Двоих из внуков Заны - сына и дочь Хвита от его второго брака с русской я, - пишет Борис Федорович, - навестил в 1964 г. в г. Ткварчели, где они работают на руднике. Молва утверждает, что отцом Гамасы и Хвита был сам Эдги Генаба. Но их записали при переписи под другой фамилией. Показательно, что Зану похоронили на родовом кладбище семьи Генаба, что этих двух младших детей растила жена Эдги Генаба".
Хвит, сын «снежной женщины», -
сохранилось единственное его фото.
Раиса Хвитовна, внучка Заны - дочка Хвита и
русской женщины по имени Мария.
Многие жители тех мест хорошо помнят и описывают Гамасу и Хвита. Оба они были люди могучего сложения, с темноватой кожей и некоторыми другими как бы негроидными признаками. Но они почти ничего не унаследовали от Заны из неандертальских черт: доминантным оказался комплекс человеческих признаков, он подавил другую линию наследственности. Это ни в коем случае не были гибриды. Хвита, умершего в возрасте 65-70 лет, односельчане описывают как человека лишь с небольшими отклонениями от нормы. При темной коже и больших губах, волосы, в отличие от негроидной расы, были прямые, жесткие. Голова мала по отношению к размерам тела. Хвит сверх всякой меры был наделен физической силой, но нравом несговорчивым, драчливым, буйным. В результате стычек с односельчанами у Хвита была отсечена правая рука. Однако и левой ему хватало, чтобы косить, справляться с колхозной работой, даже лазать по деревьям. Он обладал высоким голосом и хорошо пел. Дважды был женат, оставив троих детей. На старости переселился из сельской местности в Ткварчели, где и умер, а похоронить его привезли обратно в Тхину и погребли близ могилы матери - Заны.
Гамаса, по рассказам, тоже, как и брат, была намного сильнее окружающих людей. Кожа у нее была очень темная, тело волосатое. Лицо было безволосым, однако вокруг рта пробивалась растительность. Гамаса дожила лет до шестидесяти.
"С первого моего взгляда, - продолжает Борис Федорович свой рассказ, - на внука и внучку Заны - Шаликуа и Тайю, врезалось впечатление незначительной темноватости кожи, очень смягченной негроидности облика. У Шаликуа необычайно сильные челюстные мышцы, за ним слава: может держать в зубах стул с сидящим человеком и при этом танцевать. Шаликуа наделен даром подражать голосам всех диких и домашних животных".
Это все, что узнал Борис Федорович Поршнев о Зане - реликтовом гоминоиде, палеоантропе, неандерталке (в народе - снежном человеке). Больше, чем сделано в его исследовании (кстати, под градом ухмылок и порицаний) о жизни Заны и о ее потомстве, нам не удастся узнать. Из того, что узнали, отметим сверх всякой меры физическую силу и выносливость ее сына и намного большую, чем у людей, физическую силу дочери. Речь и психика - в общечеловеческой норме. Но у женщины, у дочери Заны, на всем теле волосатость.
У мужчин и до сих пор (а по официальной науке неандерталец наш далекий предок) сохранилась волосатость на теле, но у женщины... Повторим то, что Б.Ф. Поршнев написал о дочери Заны.
Гамаса, по рассказам, тоже, как и брат, была вдвое сильнее людей. Кожа у нее была очень темная, тело волосатое. Лицо было безволосым, однако вокруг рта пробивалась растительность. Гамаса дожила лет до шестидесяти.
Нам ничего не известно о ее жизни. Как она сложилась у обволошенной на всем теле современницы? Столько снадобья изобретено, чтобы легкие волосики на ноге у женщины уничтожить! Какова была личная жизнь у той женщины, полностью волосатой, которая в наше время, в девятнадцатом веке, повторила событие очень далекого прошлого? Имела родителями палеоантропа и неоантропа, неандертальца и гомо сапиенса. (Д.Виноградова, "Родич-бог-демон-снежный человек")
К сожалению, отыскать могилу Заны до сих пор не удалось. Рассказ о поисках подробно изложен в статье Игоря Бурцева "Неандертальцы среди нас" Результаты генетического исследования черепа Хвита тоже пока не опубликованы (думается, потому что ничего отличающегося от людей в нем не найдено).
Давайте рассмотрим гипотезы, которые выработаны в многочисленной литературе о Снежном человеке. Оговоримся сразу: среди них нет не только сколько-нибудь подтвержденной, но даже и сколько-нибудь описывающей наблюдаемое. Собственно, задача этой статьи и заключается в том, чтобы, во-первых, показать такое положение дел а во-вторых, объяснить его причину.
1. Снежный человек - это просто одичавший Homo Sapiens. Это может быть либо психически больной либо просто приспособившийся к существованию в дикой природе индивидуум или небольшая группа людей. Трудно усомниться, что часть наблюдений объясняется, скорее всего, именно таким образом. Однако, известных нам следов такой человек оставить не мог: нога Снежного человека примерно в полтора раза больше нашей. Наличие у существа шерсти также свидетельствует против такого предположения, как бы человек не мерз и сколько бы он не жил на дикой природе, волосы на его теле не вырастут. Кроме того, подавляющее большинство наблюдателей просто не приняло бы человека, пусть даже одетого в обрывки, за непонятное существо.
2. Генетическая аномалия, регресс. Можно предположить, что в определенных условиях люди могут обретать такие признаки как мощный волосяной покров и увеличивать массу тела. Правда, нет никаких данных, что подобное возможно, однако не подлежит сомнению, что Снежный человек больше всего похож именно на Homo Sapiens и можно предположить существование механизма, который это сходство реализует - несмотря на то, что пока пока наличие такого механизма ничем не подтверждается.
В пользу одной из этих двух точек зрения
3. Отличный от человека биологический вид. Различные исследователи предполагают либо человека, близкого к неандертальцам либо обезьяну, близкую к вымершим гигантопитекам - для нас внутреннее деление значения не имеет. Эта гипотеза сталкивается с большими трудностями при расчете популяции: как мы видели, эти существа встречаются в самых густонаселенных районах и трудно представить себе, как они могли остаться незамеченными, даже если вокруг достаточно глухих участков для поддержания популяции - скрытность этой популяции все равно поддержать невозможно.
4. Телепатические существа. Предполагается, что в ходе эволюции некоторые предки людей приобрели способности к внушению, которыми и пользуются, чтобы остаться незамеченными. Ряд наблюдений вроде бы подтверждает эту точку зрения - а вот многие прямо ей противоречат: например, охоту на себя такое существо во многих случаях сумело бы не допустить.
5. Высокоразвитые существа - можно допустить какую-то альтернативную нашей техники методику, которая налагает определенные ограничения: в частности, оказавшись за пределами ее действия, эти существа теряют все свои "сверхестественные" возможности, поскольку сами по себе, без среды, в которой обычно обитают, они ничем подобным не обладают. Тогда их "поражающий фактор" становится похожим на наше оружие - оно никак себя не проявляет, если его у человека нет; встретить же человека без ружья, даже в дикой местности, гораздо более вероятно, чем человека с ружьем. Однако эта точка зрения не имеет непосредственных подтверждений: хочется надеятся, пока не имеет.
Можно фантазировать, что хорошо известные нашим предкам "дикие люди" примерно века до пятнадцатого жили с ними бок о бок, а потом их развитие, начатое в незапамятные времена, как и наше, увело их в сторону. Возможно, они достигли власти над окружающим миром другими способами, минуя наши частоколы, рычаги и шалаши - сейчас нельзя сказать, что это было. Может быть, то, что мы называем телекинезом, в любом случае, наше предположение слишком антропоморфно, чтобы угадать такие детали.
Около пятисот лет назад наши пути разошлись. Эти существа не вымерли, они просто нашли способы отгородится от нас. Те, которых мы видим - скорее всего, просто больные, сумасшедшие или "дикари" даже в их понимании; того, что разделяет нас, "оружия" у них, разумеется, нет. Основная масса существ для нас недоступна: мы гордимся своими кораблями и самолетами - им, вероятно, тоже есть, чем гордиться.
Однако, хотя такая точка зрения и объясняет многое - даже "парность" следов, не стоит ею увлекаться - это всего лишь полет мысли, нуждающийся в дальнейшей разработке...
6. Аномальное явление. Мы уже пытались описывать наблюдения как "обыкновенные" аномальные явления. Получалось неплохо - во всяком случае, лучше чем неуловимое дикое существо, не боящееся самых населенных мест - однако, разброс наблюдений превышает все мыслимое даже для аномальных явлений.
Разумеется, АЯ могут оставлять следы, как круги на полях, могут "ускользать", прикрываясь разумными существами или животными - в чем же отличие "Снежного человека"? Представляется, что эти образы - очень, невероятно древние. Они оттачивались веками и тысячелетиями, гораздо дольше, чем известные нам литературные опыты. Поэтому такие АЯ "обрели плоть" в наибольшей мере - не в плане физической твердости, но в плане реалистичности и соответствия "прозаическим" предметам нашего мира. Они действительно в какой-то степени "хозяева" природы - мы их такими сделали. Это отражения тысячелетних страхов перед темнотой и неизвестностью, плюс констатация того, что самые страшные вещи в нашем мире человекообразны.
Трудно сказать, есть ли у явления "твердый носитель", какое-то животное, за которое "ускользает" АЯ - но, судя по ряду наблюдений, ничего такого нет. Даже не говоря о сложности скрытого существования популяций таких существ - ДНК-анализ шерсти и помета показывает человеческое их происхождение, и это великолепно укладывается в нашу концепцию АЯ - достаточно вспомнить земной происхождение вещества Дальнегорской катастрофы, например. Или блинчики Симонтона, которыми его угостили на летающей тарелке (Джон Киль, НЛО - операция "Троянский конь"). Если уж АЯ порождают материальные предметы, то они появляются в самом сердце аномалии как палеоартефакты или круги на полях - но вы никогда не найдете внеземного вещества из летающей тарелки, потому что воспроизводится только сущность а не форма.
Обратите внимание, что едва появляется что-то, конкретнее отпечатков следов, срабатывает типичный для АЯ механизм - артефакты теряются, очевидцы исчезают... мы уже встречались с подобным - и это лишнее свидетельство того, что речь идет об "обыкновенном" аномальном явлении.
Можно допустить, что вопрос (почему явление является аномальным) заключается в самом механизме встроенности АЯ в структуру нашего мира. Об этом, собственно, мы говорили с самого начала цикла статей - но только теперь, при взгляде на человекообразные аномалии становится ясным - нет, вовсе не механизм этого подключения - становится ясным, насколько это подключение необычно и непохоже на привычное нам. И в следующем нашем обзоре, котрорый называется "Цари и пирамиды" и посвящен погружению в аномалии истории, мы попробуем уточнить некоторые моменты изложенного выше.