В поисках сокровищ Петры
Около 2 500 лет назад в Иордании был построен красивейший город, наречённый Петрой. Это была столица Набатейского царства, процветающего 200 лет и завоёванного римлянами, после чего город канул в лету. Цивилизация пропала, а сокровища набатеев найдены
Около 2 500 лет назад в Иордании был построен красивейший город, наречённый Петрой. Это была столица Набатейского царства, процветающего 200 лет и завоёванного римлянами, после чего город канул в лету. Цивилизация пропала, а сокровища набатеев найдены не были. Куда же они пропали?
Своей столицей они сделали Петру, расположенную на скрещении трёх главных торговых путей, где и хранят, по преданию, несметные богатства
Набатеи выстроили загадочною Петру, и на данный момент туристы восхищённо замирают при встрече с городом в горе. Сведения о Набатейском государстве дошли через труды Диодора, Страбона и Иосифа Флавия, упоминаются в древнекитайских источниках о Великом Шёлковом Пути. Но сведений о происхождении самих набатеев нет. Оставлены только догадки. Они могут быть потомками Измаила (у него был потомок Набайот), потомка Авраама, или потерянным Израилевым коленом со времён разрушения Первого Храма. А может, они — секта (набатеян, основавших после Потопа город Вавилон, или, по мнению Е.Блаватской, — волшебная каста, посвящённая богу Затаенной Мудрости?
У ранних набатеев правил языческий культ. Главными божествами их пантеона были Душара и его женская параллель Аллат, мать всех богов. Конец надгробной надписи, дошедшей до нас, гласит: «и будет мавзолей этот священным и заповедным в согласовании с обычаем о священном и заповедном, которое посвящается Душаре и объявляется заповедным у набатеев и саламиев». Во времена римского господства Аллат отождествлялась с Афиной, Венерой, Душара — с Зевсом и Дионисом. А позднегреческое повествование Епифания проводит аналогию рождества Христова и Душары, празднующихся в один и тот же день.
Будущее Набатейское правительство обхватило центральную и южную части современной Иордании, южную и юго-восточную часть Израиля (Аравийская впадина), центральный и южный Негев, вплотную прилегавший к Иудейскому царству. Во II веке до н.э. в истории набатеев происходит мощный скачок. В течение столетия этот народ из кочевого преобразуется в оседлый.
Набатеи прославились как высококачественные зодчие. Не считая того, они лучше других народов освоили ирригационную науку. Аравийская пустыня цвела садами только при набатеях. Большая часть жителей царства становились торговцами. На данный момент они сами назначали цены, взимали пошлину. Своей столицей они сделали Петру, расположенную на скрещении трёх главных торговых путей, где и хранят, по преданию, несметные богатства.
Разговаривая на проарабском языке, набатеи делают письменность на арамейском, которая позже значительно повлияет на арабскую. Сами набатеи к концу царства переходят на греческий язык.
Царствующих поначалу шейхов сменяют цари, которые стремятся к полной обожествлённой власти. Арета IV титулует себя как «тот, кто возлюбил свой народ». Набатейская элита роднится с иудейской. Мать царя Ирода — набатейская царица.
Столица царства Петра была основным транзитным узлом, в каком сходились все караванные пути старенького мира. Египтяне везли свой продукт в Римскую империю и Аравию. Аравийцы распространяли через Петру ладан и мирру по всему свету. А они в те времена ценились выше выше золота.
Набатейский город был не просто караван-сараем на пути купцов. Он исполнял роль биржи. Многие купцы не решались идти дальше через пустыни и сдавали продукт жителям Петры, а те позднее его продавали. Здесь ходили монеты собственной чеканки.
Двести лет расцветала Набатея. В 106 году н.э. наступает конец независимого страны. Нелёгкой победы добился римский правитель Троян. С IV века н.э. Набатея умеренно растворяется в христианской Византии и бесследно исчезает в Средневековье.
Затаенна СВЯЩЕННОГО ГРААЛЯ
Уже 18 месяцев в жаркой Иордании, в старом городе Петра работает экспедиция российских археологов. Наши спецы изучат подземелья известного города. Непосредственно в их, согласно некоторым источникам, могут скрываться несметные богатства набатеев.
Город построен на высоком строительном уровне: вызывает восхищение мастерство старенькых инженеров, которые смогли выдолбить в песочных горах пещеры так, чтобы они не засыпались и не вымывались. Арабские искусствоведы до сих пор не верят, что Петру вообще могли выстроить люди. Им непонятно, какие методы были использованы набатеями-кочевниками при таком высокотехнологичном строительстве. Город был построен очень быстро и также быстро заселился. Его расцвет пришёлся на I век до нашей эры, а последнее упоминание датируется VII веком после Рождества Христова.
В горах встречаются жилые апартаменты и квартиры. Фактически везде есть места для молитв: с одной стороны в камне выемки, чтобы удобнее было стоять, а напротив — иконы. Имеется потрясающий амфитеатр, вмещающий около 3 000 человек и служивший местом для пышных похорон.
По одной из версий, в Петре хранится часть сокровищ фараонов. По другой — там спрятано духовное сокровище — священный Грааль, в поисках которого сюда приходили крестоносцы. Историки молвят, что набатеи и сами стопроцентно могли накопить достаточно золота и драгоценностей.
На данный момент основное занятие местных жителей-бедуинов — торговля. Они торгуют в основном кустарными сувенирами для туристов, не представляющими художественной или другой ценности. А их предки не разменивались на торговлю безделушками и самодельным ширпотребом, предпочитая продукты из золота, серебра, драгоценных камешков.
В городе то тут, то там откапывают мелкие кувшины с сокровищами. В сувенирных лавках можно приобрести декорации — браслеты, колье — со стилизованными под старину монетами. Ну и туристы постоянно находят в песках что-нибудь древнее — осколки глиняной посуды, погребальных урн. Тех, кто серьёзно интересуется нумизматикой, отправляют к чёрным археологам, несмотря на то, что нелегальная археология в Иордании сурово наказывается. Но тяжело удержаться, когда где-то рядом прячутся тайники, и никто не вожделеет верить, что в таком богатом городе не осталось реальных сокровищ.
ГОРОД МЁРТВЫХ
Основное место, давно облюбованное кладоискателями, — Аль Хазне. В переводе с арабского — казна или сокровищница. В поисках золота бедуины даже расстреляли из ружей фасад строения. Интересно, что верхушку этого строения венчает большой каменный горшок. Местные жители не могут понять, зачем понадобилось украшать великое здание обыденным горшком, место которому в гончарной мастерской. Среди бедуинов ходит легенда, что в нём как раз спрятаны древние сокровища. Молвят, что в горшок стоит удачно попасть, и тогда меткого стрелка фактически осыплет золотом и драгоценными камнями. Но это только легенда.
Но где же тогда сокровища, которые, несмотря на все пробы, так и не удаётся найти, и были ли они вообще? Заместитель директора Института востоковедения РАН по научной части доктор экономических наук Владимир Исаев считает, что с учётом положения Петры в древнем мире в ней по определению должны были храниться несметные богатства. Но учёный представил, что их давно разграбили. Той же версии держится и искусствовед Лев Масиель Санчес. Он уверен, что ценности умеренно уносили с собой сами жители Петры, покидающие вымирающий город, после того как в III веке главные торговые пути стали смещаться на север, в Пальмиру.
Основное место, давно облюбованное кладоискателями, - Аль Хазне
Иорданские же гиды молвят, что наследие великих набатеев никуда не делось из Петры. Они молвят о том, что под видимой частью города есть целый комплекс пещер, в каком как раз и спрятана казна набатеев.
К настоящему времени учёные исследовали только малую часть каменного города. Раскопаны те строения, что находятся близко от поверхности земли. Только не так издавна, фактически в последние годы, археологи начали пробираться вглубь. И сходу были вознаграждены: заложив раскоп перед Аль Хазне, учёные нашли неизвестные до сих пор захоронения. Похоже, Петра лишь на данный момент начинает открывать свои главные затаенны.
Марина Никитина
Оставить комментарий