Птерозавры не могли летать

Такую спорную теорию, бросающую вызов существующим у палеонтологов представлениям о древних ящерах, выстроил Кацуфуми Сато (Katsufumi Sato) из университета Токио (University of Tokyo).

Некоторые «драконы» вырастали в "целые самолёты" (иллюстрация с сайта livingdinos.com).

Учёный предположил, что большинство птерозавров, во всяком случае крупные виды, не могли держаться в воздухе. Эта версия противоречит едва ли не всему, что исследователи знают о птерозаврах (и потому уже встречена в штыки). Однако Кацуфуми выдвинул свою теорию не на пустом месте.

Недавно он присоединил миниатюрные акселерометры к 28 морским птицам пяти видов, в том числе — к альбатросам, крупнейшим современным летающим птицам (с размахом крыльев до 3,5 метров).

Экспериментатор, что логично, выяснил, что когда нет порывов ветра, птица может оставаться на постоянной высоте, только хлопая крыльями. Далее учёный доказал, что крупные морские птицы на взлёте машут крыльями часто, а для поддержания крейсерской скорости — заметно реже.

И главное, японец установил зависимость между частотой взмахов и весом птицы. По мере роста размаха крыльев и веса скорость движения крыльев становится всё меньше, наконец, наступает предел, ограниченный силой мышц.

Основываясь на полученных опытным путём закономерностях, Сато вычислил, что животное весом 40 килограммов уже не сможет махать крыльями достаточно интенсивно, чтобы поддерживать себя в воздухе при нулевом ветре. И если для альбатросов это не проблема — самые крупные из них весят «только» 22 кг, для птерозавров это плохие новости. К примеру, один из самых больших летающих ящеров — Quetzalcoatlus northropi — имел размах крыльев примерно 12 метров, а весил порядка центнера.

Ряд предыдущих работ, например вот эта, говорили о том, что птерозавры всё же были способны на длительный машущий полёт с активным набором высоты.

К тому же, как отметили некоторые коллеги Сато по палеонтологическому цеху, в его работе не учитываются анатомические особенности птерозавров, их физиология и существовавшие в эпоху динозавров условия окружающей среды.

Тем не менее «энергетический» подход японца поднимает непростые вопросы относительно образа жизни крупных видов птерозавров.

Кстати, работа Кацуфуми перекликается с недавним исследованием британцев, показавших, что очень тяжёлые птерозавры-аждархиды, хотя и умели летать, большую часть времени предпочитали ходить по земле.

И ещё одно примечательное пересечение: крупнейшая летающая птица в истории — Argentavis magnificens (размах крыльев 7 метров, вес 70 килограммов) — хотя и превышает вычисленный Сато предел, действительно летала, как доказали исследователи ранее.

Но в то же время, как вычислили палеонтологи в США, этой птице было очень нелегко стартовать. Фактически ей нужен был разбег с горы или высокий обрыв для прыжка, а также — восходящие тёплые потоки для набора высоты.

Может, птерозавры решали проблему своего избыточного «взлётного веса» аналогичным образом?

Похожие статьи: