У десятилетней немецкой девочки, которую медики называют АН, вообще нет правого полушария мозга - не развилось по какой-то непонятной причине. Сканирование показывает: на его месте в голове просто пустота. Тем не менее девочка нормально развивается, умна, общительна, весела, катается на роликах.
«Для нас было невероятным увидеть и осознать, что нечто подобное вообще возможно», - говорит Ларс Мукли, невролог из университета Глазгоу в Великобритании.
Ее левый глаз передает информацию как с левой, так и правой частей поля зрения.
Доктора выявили то, что правая половина коры головного мозга у этой девочки отсутствует только после того, как в три года она начала страдать от непроизвольных подёргиваний мышц на левой стороне.
Отчет об этом исследовании был обнародован в Proceedings of the National Academy of Sciences [Newscientist.com].
Ученые изучили, каким образом 10-летняя девочка, родившаяся с половиной мозга способна видеть нормально одним глазом. Подросток из Германии, имеющая оба поля зрения в одном глазу - единственный известный подобного рода случай в мире, заявляют эксперты.
Исследователи использовали функциональную магнитно-резонансную томографию, чтобы показать, как мозг этой девочки компенсировал сам себя в процессе передачи информации от левых и правых зрительных областей, несмотря на отсутствие половины мозга. Правое полушарие головного мозга так и не смогло развиться у находившегося еще в утробе матери плода.
Наблюдения показали, что относящиеся к сетчатке глаза нервные волокна из назальной части сетчатки левого глаза уходят в левое полушарие, точно так же как и волокна от височной части сетчатки этого же глаза.
Специалисты заметили, что в зрительной коре левого полушария, которая создает внутреннюю карту (отображение) правого поля зрения, были сформированы «островки», занятые обработкой сигнала с левой половины зрительного поля.
Доктор Мукли из Центра когнитивной нейровизуализации в отделении психологии, который вел это исследование, сказал: «Нам удалось зафиксировать удивительную гибкость нашего мозга при самоорганизации механизмов, формирующих визуальные отображения (зрительные карты). Мы были поражены, как единственная половина приспособилась, чтобы функционально отвечать за недостающую правую часть мозга девочки».
Несмотря на недостающую половину мозга, девочка демонстрирует нормальные психологические функции и способность жить в нормальных условиях. Она остроумна, очаровательна и умна, констатируют медики.