В настоящее время в эксплуатации, кроме РН 11А511У и её модификаций (11А511У-2, 11А511У-ПВБ), находится также комплекс ракеты-носителя «Молния» (8К78М). До недавнего времени использовалась ещё одна модификация ракет-носителей семейства Р-7А — 8А92М.
Решением совместного НТС ВКС МО РФ, РКА и Госкомоборонпром РФ по вопросу «Рассмотрение эскизного проекта на модернизацию комплекса РН типа Р-7А и определение порядка дальнейших работ по ОКР »Русь« от 14.12.1993 г. предусмотрена модернизация в объёме, предусматривающем создание новой системы управления с БЦВМ, а также повышение энергетических характеристик и высокочастотной устойчивости ДУ 1 и 2 ступеней за счёт применения форсуночных головок с улучшенным смесеобразованием.
В дальнейшем, согласно решению МО РФ и Госкомоборонпрома от 12.4.1994 г. о порядке создания космических систем и комплексов связи, навигации и геодезии, было признано необходимым проводить разработку ряда космических комплексов с учетом выведения КА с помощью РН «Союз-2» и РБ «Фрегат». Для обеспечения необходимого уровня энергетических характеристик РН предусмотрено создание блока «И« (3-й ступени РН) с двигателем 11Д451М разработки КБХА.
Целями модернизации комплекса РН 11А511У являются:
— продление жизненного цикла КРН и расширение номенклатуры запускаемых КА с полигона «Плесецк»;
— снижение потребностей в использовании космодрома «Байконур»;
— последовательное снижение потребностей в использовании РН на высокотоксичных компонентах топлива;
— сокращение номенклатуры изготавливаемых ракетных блоков.
На совместном совещании РКА и ВКС от 17.03.1995 г. было принято решение о поэтапном проведении работ в рамках ОКР «Русь» с соответствующей динамикой наращивания энергетических возможностей РН, а именно:
— совершенствование конструкции ДУ I-й и II-й ступеней на основе создания новой форсуночной головки с целью исключения горючего «циклин»;
— создание СУ на современной отечественной элементной базе, новой цифровой радиотелеметрической системы (этап 1а);
— оснащение 3-й ступени новым двигателем с более высокими удельными характеристиками (этап 1б);
— глубокая модернизация РН путём замены двигателей I-й и II-й ступеней на модифицированный вариант двигателя 11Д123 (этап 2).
При этом принято решение о проведении ЛИ РН «Союз-2» этапа 1а в 1997 году. Начало ЛИ РН «Союз-2» этапа 1б уточняется по результатам работ 1995 года, а порядок создания РН «Союз-2« 2 этапа определяется по результатам рассмотрения технических предложений ЦСКБ в IV квартале 1995 года.
Проведение указанной модернизации, по материалам эскизного проекта, позволит:
— полностью расширить задачи обеспечения запусков требуемой номенклатуры существующих и перспективных КА с космодрома «Плесецк»;
— увеличить массу выводимого полезного груза на 1150–1250 кг, включая 850…950 кг за счёт нового блока «И» (III ступень), и создать условия для перевода запусков пилотируемых и грузовых кораблей «Союз» и «Прогресс« с космодрома »Байконур« на космодром »Плесецк« с одновременным переходом на орбиты с наклонением до 64,8 и с увеличением массы этих кораблей до 7760 и 8020 кг соответственно;
— увеличить габариты выводимых КА за счёт применения головного обтекателя диаметром 3,7 м.
— организовать изготовление РН «Союз-2» на заводе «Прогресс» (г.Самара) в технологическом процессе производства РН типа Р-7А с минимальными объёмами дооснащения.
В общем виде ракета-носитель «Союз-2» представляется как унифицированная трёхступенчатая для выведения на рабочие орбиты низко- и среднеорбитальных КА, а также на промежуточные орбиты космических головных частей с разгонным блоком «Фрегат» разработки НПО им. С.А.Лавочкина, обеспечивающего дальнейшее выведение КА на высокие орбиты или отлётные траектории.