15 апреля 2010 года НАСА получило долгожданный приказ на марш от президента Обамы. Агентство отправит людей на Марс, набираясь опыту в миссиях за пределами низкой земной орбиты: точки Лагранжа, околоземные астероиды, спутники Марса. План президента почти полностью повторяет программу, предложенную в 2004 году президентом Планетарного общества Весли Хантрессом [Wesley Huntress]. После выступления президента Хантресс дал интервью журналу IEEE Spectrum.
Spectrum: Что вы думаете о новых планах НАСА?
Весли Хантресс: Я восхищен новым курсом НАСА. Своим визитом в Космический центр имени Кеннеди 15 апреля президент Обама продемонстрировал, что полностью включен в это.Spectrum: Насколько важно внимание президента?
Весли Хантресс: Впервые со времен программы «Аполлон» НАСА пользуется полной поддержкой администрации [президента] и это имеет решающее значение для устойчивости программы. Мне нравится то, что он сказал: «[Принимая эту стратегию,] мы больше не будем полагаться на достижения нашего прошлого, а выберем смелый курс инноваций и открытий». Это то воодушевление, которое космонавтика может принести всей стране.
Spectrum: Почему пришлось закрыть программу «Созвездие» по возвращению на Луну
Весли Хантресс: Программа «Созвездие» состояла в том, чтобы вернуться туда, где мы однажды были, чтобы сделать что-то незначительно лучше, чем мы сделали это 40 лет назад. В этом не было ни вызова, ни вдохновения для космонавтики.
Spectrum: Означает ли это конец мечтаний об исследовании Луны человеком?
Весли Хантресс: Другие [страны] могут отправиться туда по нашим старым следам. Пожелаем им удачи.
Spectrum: Что вы видите основной темой стратегии американской космонавтики?
Весли Хантресс: Мы хотим остаться лидерами. Мы хотим быть дальше, чем другие отваживаются отправиться, расчищая путь за пределы Луны и продвигаясь к Марсу. Марс это то место, куда американская общественность действительно хочет, чтобы мы отправились. И мы можем показать хорошую игру, как мы сделали это в 60-е, отправившись на Луну.
Spectrum: Как новый план это осуществит?
Весли Хантресс: Новый план шаг за шагом движет нас к Марсу, осуществляя все более дальние космические миссии с ростом технологических возможностей: от [пилотируемых] полетов на орбиту вокруг Луны, в солнечно-земные точки Лагранжа, к околоземным астероидам, и далее миссии на спутники Марса, предшествующие высадке на поверхность Красной Планеты.
Spectrum: Какова ваша роль в разработке этой стратегии?
Весли Хантресс: Эта концепция пилотируемых исследований, предложенная моей командой по результатам 4-х летнего работы при Международная академия астронавтики [IAA, International Academy of Astronautics] и получившая название «Следующий шаг в исследовании глубокого космоса» [«The Next Steps in Exploring Deep Space»]. Она была опубликована в начале 2004 года. Эта же стратегия была вновь озвучена в конце 2008 года в работе Планетарного общества [Planetary Society] «За пределы Луны: новая дорожная карта пилотируемого исследования космоса в 21 веке» [«Beyond the Moon: A New Roadmap for Human Space Exploration in the 21st Century», pdf – 2,63 Мб].
Spectrum: Что вы почувствовали, когда услышали политику в интерпретации [представителей] Белого дома?
Весли Хантресс: Те из нас, кто выступал за этот план, были удовлетворены. Мы действительно ощутили, что это доступный по цене долгосрочный план, который по здравому смыслу должен прийти на смену программе «Аполлон» и космической станции.
Spectrum: Вы были удивленны тем, насколько это походит на ваш план или вы были в курсе о происходящей в НАСА политической дискуссии?
Весли Хантресс: Нет, мне ничего не было известно о дискуссиях внутри НАСА. После отчета комиссии Огустина [the ”Review of U.S. Human Spaceflight Plans Committee,” October 2009, pdf – 7,7 Мб], показавшего, что программа «Созвездие» непосильна [в финансовом плане], нерациональна и необходимо рассмотреть более смелые и широкие перспективы, я надеялся, что администрация прибегнет к варианту «гибкого подхода».
Spectrum: Почему вы думаете, что правительство может пойти в этом направлении?
Весли Хантресс: Это представляется наиболее разумным вариантом, хотя определенно это не самый легкий политический выбор, с учетом окапавшегося «Созвездия». Но политика не всегда разумна. Я думаю, что было сделано верное решение и рад видеть, что администрация готова побороться за новый план.
Spectrum: Каковы основные сильные стороны политики?
Весли Хантресс: Во-первых, она предлагает более высокие, представляющие вызов и привлекательные для американской общественности цели. Во-вторых, она предполагает продвижение шаг за шагом по принципу «go-as-you-pay» [вперед по мере инвестиций], это долгосрочный план, который продвигается по мере развития технологий, а не программу срочных разработок из рода «добраться сюда к вот этой дате». В-третьих, она имеет интересные промежуточные цели, которые могут быть достигнуты в разумные сроки по отношению к ожиданиям общественности и политическим циклам [смена администраций]. В-четвертых, она восстанавливает НАСА, которое должно было быть не транспортным, а исследовательским агентством, развивающим новые технологии в поисках тех, что могут запустить двигатель экономики страны. В-пятых, она сподвигнет американских подростков пойти в науку и технику, чтобы делать то, что никогда раньше не делалось.
Spectrum: Что из ваших рекомендаций было отвергнуто в новом плане?
Весли Хантресс: В значительной степени то, что мы рекомендовали, вошло в новый план. Основные беспокойства у меня вызывало отсутствие конкретной директивы на строительство ракеты-носителя тяжелого класса, без которой мы никуда не сможем отправиться. Теперь у нас есть конкретный план. Я надеюсь, что ракета-носитель будет спроектирована быстрее, чем за пять лет.
Spectrum: Что вы думаете о плане президента по доставке экипажей коммерческими компаниями?
Весли Хантресс: Меня мало интересует кто [правительство или коммерческие структуры] создают транспортные системы по доставке грузов и экипажей на низкую земную орбиту до тех пор, пока такие системы есть. Для пилотируемых полетов, вероятно, государственные структуры предпочтительней коммерческих для снижения рисков и наличия резервных вариантов [выхода на орбиту], что касается грузов, то НАСА больше не должно заниматься коммерческими грузоперевозками.
Spectrum: Эволюционировала ли стратегия пошагового развития за последние два года и если да, то в каком направлении?
Весли Хантресс: Я не знаю, что претерпело изменения со времен нашего плана IAA. Промежуточные цели по существу одинаковые, а последовательность всегда гибкая.
Spectrum: Какие вызовы, по вашему мнению, ждут космическую промышленность [НАСА, подрядчики, министерство обороны, университеты] в соответствии с предлагаемой стратегией? Существует ли вероятность потери лидерства, сползания на уровень посредственностей?
Весли Хантресс: Да, есть вероятность скатиться до уровня посредственностей, потерять лидерство. Это вызов для Конгресса, центров пилотируемых исследований НАСА, подрядчиков, окапавшихся в «Созвездии», чтобы быть более гибкими, подвижными и повернуться лицом к принципиально новой программе, которая в долгосрочной перспективе более захватывающая и надежная, чем та, что мы имеем сейчас. Если эти вызовы не встретят понимания в Конгрессе в сессию этого года, то потом мы можем обнаружить себя отставшими на старой дороге.
Spectrum: Какую роль мог бы сыграть альянс стран участниц проекта МКС?
Весли Хантресс: Это замечательный и уникальный альянс. Для его создания потребовались большие дипломатические усилия и теперь это плацдарм отработки международного сотрудничества для продвижения дальше в космос. Я бы хотел надеяться, что мы можем расширить партнерство МКС, чтобы включить всех основных игроков, а затем повторить этот опыт за пределами низкой земной орбиты.
Spectrum: Хотя Луна не имеет критического значения в плане вашей команды, предполагает ли он какие либо ответвления по расширению исследований автоматическими и, в конечном счете, пилотируемыми миссиями там?
Весли Хантресс: Да. Луна на самом деле на пути, но деятельность на ее поверхности – это не критически важная опция. Миссии на лунной поверхности следует рассмотреть при наличии соответствующих ресурсов. Они не должны отвлекать от главной цели – миссии на Марс.
Spectrum: Что важного в деятельности на поверхности Луны?
Весли Хантресс: Луна может стать тренировочным полигоном Марса для астронавтов и есть много разработок, которые могут быть осуществлены на ее поверхности. Это важный шаг для космических держав, которые там никогда не были и реальная возможность для США по партнерству с теми из них, кто хочет туда отправиться.
Spectrum: Каким образом сохранение разработки командного модуля «Орион» поможет требованиям к инфраструктуре при пошаговом подходе?
Весли Хантресс: Обитаемый отсек необходим независимо от места назначения. Сохранение «Ориона» принесет скорейшее развитие технологий, даже если будет использован лишь в качестве возвращаемой капсулы [спасательная шлюпка, возвращение грузов с МКС]. В конечном счете, нам потребуется версия корабля «Орион» для глубокого космоса с долгосрочным обитаемым отсеком. Если орбита вокруг Земли будет использована в качестве верфи и гавани для миссий глубокого космоса, то возвращающимся на Землю астронавтам понадобится версия «Ориона».
Spectrum: Какую роль в этом плане играет продление срока службы МКС?
Весли Хантресс: МКС – исследовательская лаборатория для решения последствий длительных космических полетов на человека, тренажерный зал для обучения астронавтов к миссиям глубокого космоса, полигон для испытания технологий и систем полета, которые потребуются для этих миссий.
Spectrum: Что вы считаете наибольшим прорывом в этом одобрении [президентом]?
Весли Хантресс: В политике отражены: Марс, как конечная цель, и пошаговый подход, как путь туда добраться.