«Полученные нами результаты в значительной степени подтверждают точку зрения о том, что системы органов, обеспечивающие неосознанное обучение, локализованные в головном мозге, имеют более простое строение и являются более древними (в эволюционном смысле)» - говорит Фредрик Уллен (Fredrik Ull?n, доцент Королевского Каролинского института и Стокгольмского института мозга).
Напомним, сложные движения, которые человек выполняет ежедневно, например, когда одевается или играет на каком-либо музыкальном инструменте, состоят из большого количества дискретных движений, которые должны быть выполнены в правильном порядке. Учёным давно известно, что существуют две системы (стратегии) обучения, которые задействованы при реализации указанных выше дискретных движений. С помощью стратегии неосознанного обучения мы учимся выполнять какие-либо действия, не осознавая этого. К тому же, в данном случае, мы не прилагаем сознательных усилий в ходе процесса обучения. В то время, как система осознанного обучения позволяет сознательно изучать какие-либо действия. То есть, люди полностью осознают то, что они делают.
Структура мозга, которая вовлечена в обучение и процесс регуляции двигательных функций, называется базальные ганглии. Данная структура залегает глубоко в полушариях головного мозга. Важную роль при функционировании базальных ганглиев и обучении играет нейромедиатор дофамин. В ходе проведения научной работы авторы анализировали то, как работают системы осознанного и неосознанного обучения при формировании определённых последовательностей движений в зависимости от количества дофаминовых D2-рецепторов, расположенных в базальных ганглиях. Интересно отметить, что учёные обнаружили взаимосвязь между количеством дофаминовых D2-рецепторов и обеими системами органов, обеспечивающих работу указанных выше стратегий обучения, но при этом авторы исследований подчёркивают, что только эволюционно более древняя часть базальных ганглиев (лимбический стриатум) вовлечена в процесс неосознанного обучения.