В пещере Холе-Фельс (Hohle Fels, «Полые скалы») на юго-западе Германии найдена древнейшая в мире статуэтка. Женская фигурка с гротескно преувеличенными половыми признаками была вырезана из бивня мамонта в самом начале эпохи ориньяк. Наиболее вероятный возраст скульптуры — 40 000 лет, минимально возможный — 35 000 лет. Таким образом, она как минимум на 5000 лет старше всемирно известных палеолитических «венер» граветтской эпохи.
|
Сенсационная находка, о которой сообщил археолог Николас Конард (Nicholas J. Conard) из Тюбингенского университета, происходит из самого нижнего слоя ориньякской эпохи. Непосредственно под этим слоем идут уже среднепалеолитические неандертальские слои, отделенные от верхнепалеолитических отложений тонким прослоем «стерильной» глины.
В 2003 году Конард нашел двумя слоями выше — в третьем снизу ориньякском слое — три костяные фигурки: лошадиную голову, водоплавающую птицу и «териантропа» с признаками человека и кошки (см.: Conard, 2003. Palaeolithic ivory sculptures from southwestern Germany and the origins of figurative art, полный текст — PDF, 500 Кб). Они считались одними из самых древних — а возможно, и самыми древними произведениями искусства, однако ясно, что новая находка еще древнее.
Точный возраст статуэтки и вмещающих отложений попытались определить радиоуглеродным методом. Анализировались в основном фрагменты костей животных, найденные в непосредственной близости от статуэтки. В этих костях сохранилось довольно много коллагена, который и использовался для анализов, проводившихся независимо в нескольких лабораториях. Однако результаты получились не совсем однозначные. «Исправленные» (откалиброванные) радиоуглеродные датировки варьируют примерно от 35–36 до 44 тысяч лет назад. Такой разброс может быть связан со множеством причин: с циркуляцией грунтовых вод, случайным загрязнением проб посторонними примесями и др. (см.: «Хронология далекого прошлого»).
По мнению автора, наиболее вероятный возраст статуэтки — около 40 000 лет, что соответствует самому началу эпохи ориньяк (см.: Уточнение радиоуглеродных датировок заставляет пересмотреть историю оккупации Европы людьми современного типа, «Элементы», 06.03.2006). Этот вывод основан на том, что находка сделана в самой нижней части метровой толщи ориньякских отложений. При этом нужно иметь в виду, что пещера Холе-Фельс — чуть ли не самая большая и удобная в этом районе, и к тому же хорошо заметна, поэтому пришедшие сюда сапиенсы должны были заселить ее одной из первых.
|
Статуэтка была расколота на шесть кусков, которые все были найдены в пределах одного квадрата 25 ? 25 см. У склеенной скульптуры недостает левой руки и плеча, но Конард надеется, что они со временем найдутся — ведь находка была сделана на самом краю раскопа, рядом с его вертикальной глиняной стенкой, в толще которой, возможно, и скрываются недостающие части древнейшей скульптуры. Длина статуэтки 59,7 мм, ширина — 34,6 мм, толщина — 31,3 мм, вес — 33,3 г.
Статуэтка довольно реалистична с точки зрения анатомии, но кое в чём древний скульптор дал волю фантазии — иначе какое же это искусство? Гипертрофированные женские половые признаки роднят ее со знаменитыми «палеолитическими венерами» более поздней граветтской эпохи (начавшейся около 30 000 лет назад). Еще одной интересной особенностью статуэтки является полное отсутствие головы. Видимо, древний скульптор считал эту часть женского тела наименее существенной. Вместо головы он вырезал аккуратное колечко, чтобы можно было носить фигурку на шнурке. Колечко слегка отполировано изнутри: вероятно, кто-то ее действительно носил — может быть, в качестве амулета.
Талия «холе-фельсской Венеры» лишь ненамного уже широких плеч и бедер. Живот разукрашен горизонтальными линиями, которые, возможно, символизируют какое-то одеяние. Линии были процарапаны острыми каменными орудиями, причем древний скульптор многократно проводил острием по одному и тому же месту и прикладывал значительные усилия, чтобы борозда в твердой мамонтовой кости стала достаточно глубокой. В отличие от типичных палеолитических венер, грудь у холе-фельсской Венеры не висит, плечи очень широкие, а живот почти плоский.
|
Новая находка заставляет пересмотреть сложившиеся представления о зарождении палеолитического искусства. До сих пор считалось, что для ориньякской эпохи были характерны только изображения животных, в основном крупных и агрессивных, а также объектов, связанных с шаманскими культами (вроде вышеупомянутого человека-кошки). Считалось, что женское тело стало источником вдохновения для палеолитических скульпторов лишь в следующую, граветтскую эпоху. Теперь очевидно, что данное творческое направление присутствовало в верхнепалеолитической художественной культуре с самого ее зарождения.
Скорее всего, женские фигурки с преувеличенными половыми признаками прямо или косвенно символизировали плодородие. Возможно, тот же смысл несли и многочисленные схематические изображения мужских и женских половых органов, выцарапанные на камнях, и фаллические скульптуры ориньякского возраста (35–36 тысяч лет назад), найденные на юго-западе Франции.
Причины культурной революции, произошедшей около 40 000 лет назад у пришедших в Европу сапиенсов, остаются загадочными. Это был второй резкий рывок в культурном развитии Homo sapiens (о первом, произошедшем свыше 70 000 лет назад в Южной Африке, рассказано в заметке Зарождение человеческой культуры в Африке проходило в два этапа, «Элементы», 05.11.2008). Любопытно, что первая из двух революций, во время которой вошли в обиход ожерелья из ракушек и абстрактные геометрические узоры, примерно совпадает по времени с грандиозным извержением вулкана Тоба на Суматре. Вторая революция произошла сразу после прихода сапиенсов в населенную неандертальцами Европу. В эпоху ориньяк впервые появились не только живопись и скульптура, но, вероятно, и музыка, о чём свидетельствуют найденные на юге Германии костяные флейты. За пределами Европы всё это появляется на несколько тысячелетий позже.